Непосредственно образовательная деятельность взрослого с детьми младшего дошкольного возраста Образовательная область - Познание "В мире стекла"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

 

Развивающая задача:  развивать  любознательность,  внимание,  сообразительность,  усидчивость,  развивать

умение  рассуждать, сопоставлять,  делать  выводы.

Образовательная  задача: помочь  детям  выявить свойство стекла, его назначение. 

Воспитательная  задача: воспитывать бережное отношение к вещам, дружелюбие, взаимоуважение.

создание интереса, эмоционального настроя к занятию по ознакомлению со свойством и качеством  стекла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_stekla.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

                 «Центр  развития  ребенка – детский  сад №387»

     Московского района  города  Казани Республики Татарстан

Непосредственно образовательная деятельность

взрослого с детьми младшего  дошкольного   возраста

Образовательная область  - Познание

                                                                                                           Воспитатель

                                                                                                           второй кв. категория

                                                                                                           Юсупова Гульсинур

                                                                                                           Вениаминовна                    

Казань – 2014

Программное содержание :

Развивающая задача:  развивать  любознательность,  внимание,  сообразительность,  усидчивость,  развивать

умение  рассуждать, сопоставлять,  делать  выводы.

Образовательная  задача: помочь  детям  выявить свойство стекла, его назначение.  

Воспитательная  задача: воспитывать бережное отношение к вещам, дружелюбие, взаимоуважение.

Предварительная работа с детьми:

-сбор предметов из различного материала,

- занятия предметами окружающего мира;

- подготовка выставки рисунков с изображением «Ваза с цветами»,

- чтение детской энциклопедии «Всё обо всём» Москва Астрель АСТ. 2001.

Дидактическое обеспечение занятия:

- набор предметов из различного материала;

- небольшие стеклянные предметы;

- полочки для проверки звонкости стекла;

- стеклянные прозрачные стаканы по количеству детей;

- графины с водой;

- цветные прозрачные стекла;

- магнитная доска;

- дидактический материал Монтессори ( определение толщины стекла);

- дидактическая игра: «Найди лишний».

Структура занятий:

- 1.Вводная часть – длительность 1- 2 минуты.

Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию по ознакомлению со свойством и качеством  стекла.

- 2. Основная часть – длительность 16- 18 минут.

Цель: реализация задач программного содержания.

- 3. Заключительная часть – длительность 2 минуты.

Цель: подвести итог занятия. Рассказать Незнайке всё, что мы узнали сегодня о стекле, о каких особенностях стекла нужно предупредить Незнайку.

Методические приёмы:

- 1. Руководство обследовательскими действиями «погладьте», «опустите в воду», «сожмите».

- 2. Использование карточек – моделей обозначающих свойства.

- 3. Использование слайдов с видами разного стекла (цвет, толщина, размер).

- 4. Рассматривание предметов.

-5. Экспериментирование.

- 6. Вопросы к детям.

- 7. Развёрнутая педагогическая оценка.

Словарная работа:

- прозрачность (цветное стекло прозрачное);

- толще – уже;

- гладкие, холодные предметы;

- звонкость стекла;

- водонепроницаемость.

Используемая литература:

- 1. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой; В. В. Гербовой; Т. С. Комаровой. М. 2009.

-2. Программа и методические рекомендации «Ребенок и окружающий мир» О. В. Дыбина.

- 3. Большая книга загадок. Издательство Москва – 2006.

- 4. Детская энциклопедия – 2005г. Совместное производство редакции журнала «МАSS    и фирмы «Сашко».

- 5. Детская энциклопедия «Всё обо всём» Издательство «Астрель» - 2001г.

 

Этап занятия.

Время, отведённое на каждый этап занятия.

                                                 Содержание работы

(методы, формы, приёмы).

                           Предлагаемые действия.

    (ответы детей).

Примечание

(ТСО, аудиозапись, иллюстрации).

Вводная часть

   1- 2 минуты.

Основная часть

    16 – 18 минут.

Заключительная часть- 1-2 минуты.

Групповая работа:

- Ребята, нам в группу поступило электронное письмо. Пройдите к экрану.

- Кого вы видите, ребята?

- Незнайка, удивлён и не знает, почему его ваза разбилась. Как

вы думаете?

- Возможно, но все ли предметы разбиваются?

   (Индивидуальный подход).

- Почему же разбилась ваза Незнайки, и из какого же она могла быть материала.

- Воспитатель просит детей подойти к выставке рисунков «Ваза с цветами».

- Ребята, а ваши вазочки из какого материала?

-Даша, а твоя ваза из стекла могла бы разбиться.

- Ваза Незнайки была из стекла.

- Вам ребята, хочется узнать о стекле и его свойствах и рассказать об этом Незнайке.

- Я приготовила вам сюрприз: «Сейчас мы с вами отправимся в нашу мастерскую, и для нас начнутся чудеса - открытия».

- Что вы видите на столе?

Эти предметы из какого материала? Назовите их.

-Все ли стеклянные предметы одинаковы.

- Чем отличаются эти предметы?

- Индивидуальная работа:

- Перед каждым ребёнком стоит прозрачный стакан. Каждый ребёнок берёт в руки цветной шарик и кладёт в прозрачный стакан. Что вы можете сказать о цветном шарике?

- Если мы его увидели, значит - стакан прозрачный. У всех стаканы прозрачные.

- Стекло бывает прозрачное – по этому из него что делают?

- Где ещё используется важное качество стекло- прозрачность?

Вывод: стекло бывает прозрачное и цветное.

-Сделаем вывод:

- Подгрупповая  работа:

Перед вами много предметов.

Девочкам предлагаю собрать стеклянные предметы из прозрачного стекла.

Мальчикам предлагаю собрать стеклянные предметы из цветного стекла.

-Возьмите в руки стеклянные стаканы и скажите мне какие они на ощупь?

-Сейчас предлагаю поиграть в игру: « Чудесный мешочек»

Хотите поиграть?

Индивидуальная работа:

-Дети, на ощупь определяют предметы

-Все ли предметы были гладкими и холодными?

- Вывод: предметы стекла- гладкие и холодные.

-Ребята, что случиться, если уронить стеклянную вещь на пол?

-Стекло хрупкое, легко бьется и любое стекло может расколоться от удара, нажима, падения.

С предметами из стекла нужно относиться бережно и аккуратно.

-Как вы думаете почему разбилась ваза у Незнайки?

-Вывод: стекло хрупкое.

Групповая работа:

-Специальной палочкой ударьте по стеклянным предметам и послушайте как звучит стекло.

Вывод: Стекло при ударе звенит.

Физкультминутка:

Много слайдов мы смотрели, глазки наши устали. Мы гимнастику для глаз повторим еще раз.

Групповая работа в экспериментальной зоне:

- Продолжи работу:

Налейте из графина воду каждый в свой стакан. Как вы думаете, почему вода из стакана не выливается?

- Верно, потому что водонепроницаемо.

Вывод : стекло водонепроницаемо.

Подгрупповая работа:

-мальчики отбирают стеклянные предметы куда можно наливать воду.

Девочки отбирают куда нельзя наливать воду.

- Во все ли предметы можно наливать воду?

Вывод: у каждого предмета свое назначение.

Групповая работа:

Все  ли стеклянные предметы одинаковы по толщине.

Сейчас мы в этом убедимся с помощью Монтессори материала.

Индивидуальная работа:

Каждый ребенок подходит к столу и берет стекло.

Вывод: стекло бывает толстое и тонкое.

Сегодня мы познакомились со свойствами стекла. Отгадайте загадки.

Давайте вспомним, что мы узнали о стекле еще раз расскажем Незнайке о стеклянных предметах, что со стеклом нужно обращаться аккуратно, бережно.

Молодцы, ребята! Многое узнали и Незнайке рассказали- на следующим занятии мы узнаем много интересного об окружающим мире.

- Дети встают в центре.

-Дети подходят к экрану.

- Это Незнайка, у него в руке разбитая ваза.

- Наверное, он её уронил.

- Нет, не все. Предметы из дерева, из металла, из камня не бьётся.

- Она могла быть из глины – глиняные предметы бьются.

- Дети подходят к выставке.

- Из дерева, из фарфора, из глины, из стекла.

- Да, однажды я разбила стакан.

- Да, нам очень интересно.

- Дети переходят в экспериментальную зону.

- Предметы из стекла.

- Лампочка, ваза, стакан, очки.

- Нет, не все. Они все разные.

-Имеют разную форму, цвет.

- В стакане лежит цветной шарик, его мы видим.

- Да.

- Стекла для окон, очков, для некоторых дверей.

- Стекла автомашин, стенке аквариумов, термометры, витрины магазинов.

Дети классифицируют стеклянные предметы по цвету.

-Гладкие, холодные.

-Да, нам интересно, что в мешочке.

-Это пробирка она гладкая и холодная.

-Это ложка она гладкая и холодная.

-Это кубик он гладкий, но не холодный.

-Стекло разобьётся.

-Незнайка, уронил вазу на пол.

Дети поднимают глаза наверх - птички, вниз - рыбки. Слева – друг, справа - друг. Посмотрите все вокруг.  

Дети наливают в стакан воду.

Потому что стекло не пропускает.

Стекло водонепроницаемо.

Дети классифицируют стеклянные предметы по назначению.

Нет, только в сосуды.

Нет, они разной толщены.

Это тонкое стекло – из него делают вазы, очки, лампочки, колбы.

Это толстое стекло  его используют для витрин, окон, аквариумов.

Дети находят ответы среди карточек – опор.

Рассказы детей о стеклянных предметах – стекла бывают прозрачные и цветные; гладкие и холодные; хрупкие, звонкие, звенящие.

Будь осторожен Незнайка – стеклянный предмет может разбиться.

Воспитатель включает проектор.

  Слайд № 1

Изображение Незнайки

ТСО слайд №2

Незнайка, в руке которого разбитая ваза.

- Выставка рисунков.

В экспериментальной зоне на столе различные предметы из стекла

Т С О – слайд №2

Машины, стол, кровать, магазины, аквариум.

Карточка с цифрой 1

Изображение прозрачного и цветного стекла.

Мешочек с предметами из разного материала.

Карточка с цифрой 2 обозначает свойство стекла

ТСО слайд №3

Незнайка уронил вазу на пол, ударил об стол, сильно нажал.

Карточка с цифрой 3

-изображение разбитой вазы. Свойство стекла хрупкость.

Карточка с цифрой 4- свойство стекла звонкость.

Карточка цифрой 5.

Свойство стекла водонепроницаемости.

Карточка с цифрой 6- назначение стакан с соком, лампочка.

Слайд№4 – изображение толстого и тонкого стекла.

Дидактический Монтессори материал из раздела.

Карточка с цифрой 8- толщина стекла.

Карточки – опоры со свойствами стекла.

Слайд № 5 Незнайка благодарит детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста («Познание» и «Коммуникация») Тема: Передача «Удивительные животные».

Занятие давалось в рамках конкурса "Воспитатель года-2013". Планируется как заключительное после изучения темы "Животные"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности для подготовительной группы в области « Познание» на тему « Что такое Новый год?»

Интеграция образовательных областей: « Познание», « Коммуникация», « Художественное творчество», « Социализация», « Физкультура», «Здоровье», « Безопасность», « Музыка» Программное содержан...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности для детей старшего возраста. Область «Познание». «В гости к белочке».

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) .Данный материал предназначен для воспитателей старшего дошкольного возраста. Способствует разви...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Познание», «Коммуникация»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о жизни домашних животных, формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологииЗадачи:Образовательные:...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы на тему "В мире доброты"

Этот материал будет полезен для закрепления знаний о том " Что хорошо, что плохо"....

Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР пообразовательной области «Познание. Кубановедение» с детьми старшей группы «Казачья ярмарка».

Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР пообразовательной области «Познание. Кубановедение» с детьми старшей группы«Казачья ярмарка».  Цель: развивать познавательны...

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной «Б» "Путешествие по подводному миру" с элементами экологии

     Цель: ознакомление с приемами нетрадиционного рисования, расширение знаний о подводном мире.       Задачи:       Образовательная: ...