Совместная образовательная деятельность по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы «Лес – многоэтажный дом»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гамзатова Фаина Алиметовна

Данная образовательная деятельность помогает детям уточнить и расширить представление о лесе как многоярусном, многоэтажном «доме» - сообществе, где все растения и животные занимают определенную экологическую нишу и тесно связаны друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les_mnogoetazhnyy_dom.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная образовательная деятельность по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы

«Лес – многоэтажный дом»

Цели

  • уточнить и расширить представление детей о лесе как многоярусном,      многоэтажном «доме» - сообществе, где все растения и животные занимают определенную экологическую нишу и тесно связаны друг с другом;
  • подвести детей к пониманию того, что животные обитают на разных ярусах («этажах») леса в зависимости от способов питания и защиты от врагов;
  • воспитывать чувство единства человека и природы.

          Оборудование: кукла Старичок – Лесовичок, модель  «Лес – многоэтажный дом», картинки, вырезанные по контуру: животные леса, домашние животные, деревья, кусты, травянистые растения (4;5;13;15;16;) фланелеграф для составления модели леса, картинки с изображением правил поведения в лесу, засушенные осенние листочки, фонограмма: мелодии разного характера.

Предварительная работа:

- повторить с детьми названия знакомых лесных животных и растений и правила поведения в лесу;

- оформить выставку работ из природного материалла, сделанных детьми под руководством воспитателей и родителей;

- выучить стихотворение Н. Красильниковой «Гость в лесу».

Ход НОД

В группу входит Старичок- Лесовичок.

С.Л. Здравствуйте, ребята! Вы меня ждали? Ох! (Потирает шею.)

Воспитатель. Здравствуй, Старичок-Лесовичок! Что с тобой, не простудился ли ты?

С.Л. Смотрел на многоэтажные дома, вот шея и заболела. Объясните мне, ребята, как же в них люди попадают, ведь дома высокие, а у людей нет когтей, чтобы забраться, гнет крыльев, чтобы взлететь?

Дети. По лестнице, на лифте.

С.Л. Да, как интересно! Это у лифта есть когти или крылья?

В. Нет, Старичок – Лесовичок. Лифт – кабина, внутри которой есть панель с кнопками. Человек входит в лифт, нажимает кнопку и тот поднимает его на нужный этаж.

С.Л. Спасибо, что рассказали мне о многоэтажных домах. А у меня есть загадка про необычный дом. Сможете ее отгадать?

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем! (Лес)

Правильно! Это лес. Интересно, а сколько этажей в моем «зеленом доме»?

В. Старичок – Лесовичок, а у нас есть картинки. Давай с их помощью вместе с ребятами попробуем создать лес и посмотрим, какой «зеленый дом» у нас получится. Что растет в лесу!

Дети выбирают деревья, кусты и закрепляют на фланелеграфе.

С.Л. Ребята, мне кажется, что между деревьями и людьми есть что-то общее, но никак не пойму, чем же они похожи?

Дети предполагают: руки похожи на веточки, туловище на ствол, ноги на корень, большие деревья похожи на высоких людей и т.п.

У меня есть волшебные листочки, которые вас превратят в деревья.

Дети берут у него из мешочка засушенные осенние листочки.

В. Старичок-Лесовичок, а мы знаем игру «Волшебное превращение».

Дети повторяют за воспитателем, движения, следуя его указаниям.

Стоят деревья, тянут свои веточки к небу и тихо покачиваются.

Под спокойную мелодию дети не спеша покачиваются из стороны в сторону с поднятыми руками.

Подул слабый ветерок, листочки зашевелились.

Темп мелодии убыстряется, дети покачивают только кистями рук.

Прилетела тучка и принесла с собой дождик. Застучали капельки по листочкам.

Под ритмичную мелодию, имитирующую стук капель дождя, дети быстро и резко поднимают, а потом опускают кисти рук.

Но вот дождик закончился, налетел ветер. Деревья качаются все сильнее.

Под тревожную мелодию дети делают наклоны влево и вправо

Вот ветер успокоился, выглянуло солнышко. Листочки улыбнулись солнышку.

Под спокойную мелодию воспитатель собирает у детей листочки.

С.Л. Вот вы снова стали детьми.

В. Ну, что продолжим строить «зеленый дом»? Во т у нас есть деревья. И кусты вы правильно поместили под ними. А что еще растет в лесу?

Дети выбирают травянистые растения и грибы.

Куда же мы их поместим? А почему вы не берете овощи» Они такие яркие, украсят любой лес. А эти растения (показывает на комнатные растения) почему не берете?

Дети отвечают.

В. Вот какой у нас получился высокий дом! Разные растения в нем как разные этажи. Где у нас самый высокий этаж? А самый низкий?

Дети отвечают.

В нашем « зеленом доме», как и в любом другом, есть «подвал». Кто догадался, где он находится?

Дети. Под землей.

С.Л. Что – то скучно в доме, который вы построили. Кого – то в нем не хватает…

В. В доме обязательно должны быть жильцы. А жильцами будут…

Дети. Животные и птицы. 

В. Интересно, а вы знаете, кто живет в «подвале», в земле?

Дети. Крот, лесная мышь, дождевой червь.

В. Правильно! Мыши и кроты в земле делают норы, но мыши не постоянно живут в земле. Там у них кладовые запасами. А еще в «подвале» живут черви, потому что им нужна влажная земля.

С.Л. Ребята, а кто знает, в какую погоду черви выползают на поверхность и почему?

Дети. В дождливую погоду, потому что дождь заливает их норки.

В. А сейчас мы с вами узнаем, кто живет на первом этаже. Для этого мы перенесемся в лес. Идем тихо – тихо, чтобы не вспугнуть лесных обитателей.

Звучит фонограмма голосов птиц. Дети двигаются тихой поступью и выполняют движения, о которых говорится в тексте:

Только в лес мы войдем –

Перед нами водоем.

Прыгать мы умеем,

Будем прыгать веселее. Раз-два, раз-два:

Позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем…

Впереди из-за куста

Смотрит рыжая лиса.

Мы лисичку обхитрим-

На носочках пробежим.

Серый зайчик проскакал

И от волка убежал.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседе, шалунишке.

Раз-два, раз-два-

Вот и кончилась игра!

Кто живет на первом этаже нашего дома?

Дети отбирают и выставляют картинки. (Волк, лиса, медведь, лось, заяц, лягушка, ящерица, еж, муравей.)

С.Л. А знаете, почему больше всего животных обитает на первом этаже?

Дети. На первом этаже обитают животные, которые передвигаются по земле и на ней находят корм и жилье.

В. Дети, кто живет на втором и третьем этажах?

Дети. На втором этаже живут белка, куница. На третьем- сова, филин, дятел, сорока, ворона, клест, бабочка, комар, жук.

В. Как они туда забираются, ведь в лесу нет ни лестниц, ни лифтов? Почему эти животные обитают так высоко?

Дети. Эти животные умеют лазать по деревьям или летать.

С.Л. Да, у белки острые когти. И она легко поднимается и спускается по стволам деревьев. А чем питается белка?

Дети отвечают.

 Ну, молодцы! В дуплах старых деревьев живут совы, дятлы, а маленькие птички делают гнезда на ветвях. Как вы думаете, почему птицы живут на верхних этажах?

Дети. Птицы умеют летать, питаются насекомыми, семенами шишек.

С.Л. Вы правильно заметили, что на верхних этажах живут насекомые. Их в лесу очень много. Лучи солнца с трудом пробиваются через густые ветви, слабо освещают землю, поэтому травы под деревьями мало, земля покрыта опавшими листьями, хвоей. Насекомые выбирают себе место для жилья там, где есть для них пища: свежие листья деревьев.

Где в лесу живут муравьи?

Дети. На первом этаже.

С.Л. Правильно. Не все насекомые живут на верхних этажах. Вот мы и расселили лесных жителей в их многоэтажном «зеленом доме». Одним словом этот дом называется…

Дети. Лес.

С.Л. Как видите, каждое животное занимает свой этаж. Там оно находит корм, жилище, спасается от врагов, выводит детенышей. В лесу всем хватает места. Все животные нужны друг другу.

А сейчас я превращаю вас в животных и объявляю игру «Забавные танцы».

Старичок - Лесовичок дотрагивается до каждого засушенным листочком. Звучит подвижная музыка, дети двигаются под нее, имитируя движения изображаемого ими животного. По окончании музыкального отрывка Старичок – Лесовичок снова «превращает» всех в детей, дотрагиваясь до каждого листочком.

Молодцы, ребята! Знания у вас есть, и ловкость есть! Все вы умеете делать. А сможете ли вы дать ответ на мой сложный вопрос? Слушайте внимательно. Если вы ко мне придете в гости в лес, будете вести себя как хозяева или как гости?

Дети. Будем вести себя как гости.

С.Л. Вот сейчас я и проверю.

Все подходят к столу, где лежат иллюстрации к правилам поведения в лесу.

Расскажите, что на этих картинках нарисовано?

Дети берут картинки и рассказывают, как надо и не надо вести себя в лесу.

В. Справились мы с твоим заданием, Старичок – Лесовичок? Наши ребята не только хорошо знают, как надо вести себя в лесу, но и могут прочитать поучительное стихотворение «Гость в лесу».

Ребенок читает стихотворение:

Я на кусте у родника

Не тронул сети паука.

Я поглазел на муравьев: У них домище –

Будь здоров!

Я долго по лесу шагал

И никого не напугал, Нигде воды не замутил…

В лесу я просто погостил! (Н. Красильникова)

С.Л. Очень хорошее стихотворение! Я вижу, что вы ребята умные, добрые и знаете, как вести себя в лесу. Мне кажется, что все лесные жители будут рады видеть вас у себя в гостях.

В. Старичок – Лесовичок, а у нас для тебя сюрприз! Подойди, пожалуйста, к этой выставке и посмотри, что ребята своими руками сделали из материала, который собрали с родителями в лесу, и из того, что ты нам приносил.

Все подходят к выставке. Каждый ребенок рассказывает, какую поделку он сделал, Старичок – Лесовичок всех хвалит.

С.Л. Молодцы, ребята! Но пора мне возвращаться домой. Расскажу своим друзьям о том, как мы с вами интересно провели время, и какие замечательные поделки вы сделали своими руками. До свиданья!

Дети прощаются с гостем и провожают его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности “ Я среди людей” Для детей подготовительной группы.

Задачи.1. Учить детей различать людей разного возраста и пола, дать представление о ходе развития человека. Подвести детей к пониманию того, что все люди разные ( отличаются не только возрастом ...

« Музыка настроения» (конспект совместно-образовательной деятельности музыкального руководителя, воспитателя и детей подготовительной группы)

Совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателя и детей  подготовительной группы "Музыка настроения"...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «МЫ – ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»

Цель:Формировать  представления детей о многообразии природы.Задачи:1.     Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе2....

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы. «Воздух и его чудесные свойства»

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитаниюдля детей подготовительной группыОбразовательная область «Познавательное развитие»«Воздух и его чудес...