конспект занятия фронтальных
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

опарина ольга николаевна

логопедические занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_frontalnykh_logopedicheskikh.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты фронтальных логопедических

 занятий для детей с ОНР

Содержание:

1. Конспект фронтального занятия по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР на тему «Посуда»

2. Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР на тему «Звуки [c], [c’]

3. Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР на тему «Частицы «ся», «сь»

4. Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР на тему «Овощи»

  1.       Конспект фронтального занятия по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР

Тема: Посуда

Цель: закрепление в речи существительного с обобщающим значением посуда.

1. Коррекционно-образовательные задачи.

Уточнение и расширение словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи через упражнения в образовании имен существительных во множественном числе в именительном падеже, единственного и множественного числа глаголов настоящего времени, слоговой структуры слов, согласования числительного с существительным.

2. Коррекционно-развиваюшие задачи.

 Развитие диалогической речи, речевого дыхания, общей моторики, зрительного и слухового внимания.

3. Коррекционно-воспитательные задачи.

Формирование положительной установки на участие в занятии, самостоятельности.

Словарная работа:

чайник, сахарница, существительные во множественном смысле (вазы, бидоны, тазы, кастрюли и т.д.)

Оборудование:

Предметные картинки с изображениями посуды, сюжетная картина «Накрываем стол», разрезные картинки, схема-опора по составлению описательного рассказа, мольберт, плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Организационный момент

1.1. Лексическое упр. «Посуда». Дети приглашаются в кабинет, здороваются, подходят к своим стульчикам у стола. Перед каждым из них предметная картинка.

Убираются картинки со стола.

1.2. Пальчиковая гимнастика «Помощники». Дети приглашаются на ковер, им предлагается встать в кружок и сделать пальчиковую гимнастику.

1.3. Введение в тему

- Сначала сядет тот, у кого чашка

- Теперь сядет тот, у кого чашки

- Можно сесть тому, у кого нож

- А теперь - тому, у кого ножи

Раз, два, три, четыре,          

Мы посуду перемыли:         

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.        

Мы посуду перемыли,         

Только чашку мы разбили,         

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.         

Ложку мы чуть-чуть сломали. Так мы маме помогали.         

- Сегодня мы с вами будем говорить о посуде. Перечислите названия посуды, которую вы знаете. Для чего нужна посуда?

Ребенок садится

Ребенок садится

Ребенок садится

Ребенок садится

Попеременно ритмично

ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.

Одна ладонь скользит по другой.

Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды

Одна ладонь скользит по другой.

Снова загибают пальчики.

Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.

Тарелка, чашка, стакан, ложка, нож, кастрюля. Посуда нужна для приготовления еды

2. Основная часть

2.1. Игра «У Вали в гостях», обыгрывание ситуации

2.2. Игра «Что изменилось?»

 

2.3. Упражнение «Что купили?». Приглашаю детей к мольберту, перед которым полукругом стоят стульчики. На мольберте выставлены картинки с изображениями посуды.

2.4. Динамическая пауза. Игра «Обезьянка».

Показываю, как надо выполнять движения и позы, а дети повторяют.

2.5. Игра «Разбитая чашка»

Детям раздаются конверты с разрезными картинками и предметные картинки к ним. На данном этапе осуществляется индивидуальный подход,

2.6. Игра «Один, два, пять».

2.7. Упражнение «Подуем на чай». Дети встают около своих стульчиков, им раздается плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты. Упражнение повторяется 2-3 раза.

2.8. Игра «Что лишнее?»

На доску ставится 4 предметные картинки с изображениями посуды и игрушек.

2.9. Обучение составлению загадок-описаний по образцу со зрительной опорой.

Приглашаю к себе детей по одному и показываю каждому из них предметную картинку так, чтобы другие дети ее не видели. Используется схема-опора по составлению описательного рассказа.

- Кого вы видите около стола?

- Давайте подберем ей имя, оно должно начинаться со звука [в]?

- Валя ждет гостей и просит нас помочь накрыть на стол. Сейчас вы будете выбирать посуду, о которой я скажу, и ставить ее на стол.

- Возьми желтый чайник и поставь его на стол.

- Молодец. Правильно. Для чего нужен чайник?

- Возьми красную чашку и поставь ее перед чайником.

- Хорошо. Для чего нужна чашка?

- Возьми белую вазу и поставь ее за чайник.

- Правильно. Зачем нужна ваза?

- Возьми синюю сахарницу и поставь ее около чайника.

- Верно. Для чего нужна сахарница?

- Молодцы! Вы очень хорошо помогали Вале. Она благодарит вас.

- Продолжим игру. Посмотрите еще раз на картинку и запомните, что стоит а столе. Закройте глаза. (Со стола убираю желтый чайник и ставлю на его место красный чайник.) Откройте глаза. Что появилось на столе?

- Чего не стало?

- Правильно. Посмотрите на стол еще раз, закройте глаза. (Со стола убираю сахарницу и ставлю на ее место молочник.) Откройте глаза. Что появилось на столе?

- Чего не стало?

- Молодцы! Вы были очень внимательными, похлопайте себе.

- Что вы видите на картинках? Перечислите.

- Давайте протопаем эти слова: «ва-зы», «та-зы», «би-до-ны». «ста-ка-ны», «каст-рю-ли».

Теперь я буду показывать одну из картинок и спрашивать у вас: что купили? Вы будете называть картинку и протопывать название.

- Сейчас мы с вами попробуем изобразить посуду. Сначала мы изобразим чайник. Поставьте правую руку на пояс, как я, левую руку изогните в виде носика и надуйте животик.

- Молодцы! Теперь давайте изобразим чашку. Присядьте и поставьте левую руку на пояс, как я.

- Отлично! Теперь давайте превратимся в ложки. Встаньте прямо, поднимите руки и сомкните их над головой, как я. У вас очень хорошо получилось.

- Посмотрите, какие красивые чашки нарисованы на картинках. В конвертах такие же чашки, но «разбитые». Помогите мне «склеить» их. Сложите части картинки правильно.

- Я буду называть число, а вы добавлять к числу слово чашка (стакан, кастрюля, бидон, блюдо).

Одна ...

- Две ...

- Пять ...

- Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «пар», не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.

-Игра, в которую мы будем играть, называется «Что лишнее?» Что вы видите? Перечислите картинки.

- Что здесь лишнее и почему?

- А все остальное?

- Правильно. Назовите следующие картинки. (Ставлю на наборное полотно новый комплект: чашка, тарелка, стакан, кружка.)

- Что лишнее и почему?

- А из остальной посуды?

- Верно. Молодцы! Похлопайте себе.

- Посмотри на картинку. Расскажи о предмете, не называя его. Что это? Какая она? Что на ней нарисовано? Для чего она нужна?

Что это?

- Молодец. Ты правильно составил загадку. И ребята тоже молодцы. Быстро отгадали ее.

Оказываю необходимую помощь в составлении детьми загадок

- Куклу

Вика, валя, вероника

Ребенок выбирает посуду

- Заваривать чай

Ребенок выбирает посуду

- Пить чай

Ребенок выбирает посуду

- Ставить цветы

Ребенок выбирает посуду

- Насыпать сахар

- Красный чайник

- Желтого чайника

- Зеленый молочник

- Синей сахарницы

Вазы, тазы, бидоны, стаканы, кастрюли.

Произносят слова по слогам, одновременно протопывая ритмический рисунок.)

Ребенок называет и притопывает название

Дети по показу выполняют движения.

Дети выполняют упражнение

Часть детей собирают со зрительной опорой, часть по памяти, а часть путем наложения.

- Одна чашка, Две чашки, Пять чашек

- Один стакан, два стакана, пять стаканов;

- Одна кастрюля, две кастрюли, пять кастрюль;

- Один бидон, два бидона, пять бидонов; - - Одно блюдо, два блюда, пять блюд

 Дети выполняют упражнение

- Тарелка, кастрюля, мяч, стакан.

- Лишний мяч. Он - игрушка.

- Посуда.

- Чашка, тарелка, стакан, кружка

- Лишняя тарелка. Из нее нельзя пить.

- Можно пить.

Она белая, круглая. На ней нарисованы цветочки. Из нее едят суп.

Дети отгадывают загадку: это тарелка.

Аналогично составляют загадки остальные дети

3. Заключительная

часть

Оценка работы детей

  1.       Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР.

Тема: Звуки [с], [с]

1. Коррекционно-образовательные задачи

Обучение акустико-артикуляционной характеристике звуков [с], [c’].

Закрепление навыка произношения звуков [с]-[с’], навыка различения звуков [с]-[с’] в слогах, словах, фразах.

2. Коррекционно-развивающие задачи.

Развитие фонематического восприятия и слуха.

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Развитие целостного зрительного восприятия.

Совершенствование навыка звуко-слогового анализа.

Уточнение, расширение словаря.

Формирование связной речи.

3. Коррекционно-воспитательные задачи.

Формирование памяти, внимания и мышления.

Воспитание умения общаться друг с другом.

Словарная работа:

Сима, Соня, сон, посуда, сирень, осина, поднос, лось, полоса, коса, оса, сито, караси, бусы, весы, сом, гуси, собака, лиса, сено, сметана, мясо, кость, свёкла, листва.

Оборудование:

артикуляционные профили; индивидуальные зеркала;  предметные картинки; картинки - символы звуков [с]-[с’]; касса букв, звуковые схемы; игры; конверты с заданиями; игрушки; мяч; куклы Соня и Сима; картинки с изображением поезда с вагончиками; герои мультфильма «Винни-Пух», «Незнайка»; магнитофон.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1. Организационный момент

1.1. Мимические упражнения.

1.2. Релаксационные упражнения

1.3. Артикуляционная гимнастика

1.4. Введение в тему; игра «Четвертый лишний»

- Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы ласковы. Мы здоровы.

- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.

- А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.

- Доброе утро, дети. Занимайте свои места за столами.

Сказка «У бабушки с дедушкой»:

Толстые внуки приехали в гости

С ними худые – лишь кожа да кости Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
Поцеловать они всех они потянулись.

Утром проснулись – в улыбочку губы.

 Чистили мы свои нижние зубы
Губы сожмём мы и рот прополощем

И самоваром пыхтим что есть мочи

Блюдца поставим – положат блины нам
Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо

Блинчик жуём, завернём и накусим Теперь в завёрнутый блинчик подуем

Чаю попили – никто не обижен.
Вкусный был завтрак – мы губки оближем

Ребята, сегодня мы отправимся в сказочный город Буквин, в гости к звукам и букве. Угадайте, на чём мы будем путешествовать?

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались, путь далёк,
Лишь оставили дымок.

На чём мы поедем?

Вместе с нами отправятся в путешествие сказочные герои, а какие – вы узнаете позже. Чтобы узнать, к каким звукам этого города мы поедем, вы должны выполнить задание № 1, которое находится в 1-м вагоне.

Провожу игру. Называю слова:

- Юбка, сапоги, платье, рубашка

Какое слово здесь лишнее? Какой первый звук у этого слова?

Называю слова:

- Гусеница, жук, синица, бабочка

Какое слово здесь лишнее? Какой первый звук у этого слова?

- Сегодня мы будем повторять звуки [с] – [с’].

Дети встают вместе с логопедом в круг.

Дети делают вдох и выдох три раза

Доброе утро, Юля. Доброе утро, Андрей и т.д. Доброе утро Ольга Валентиновна.

Дети садятся на свои места

Упр. «Толстячки», «Худышки»,

«Улыбка»,

«Дудочка»
«Улыбка»

«Мостик»

Поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух

одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы
«Лопаточка»

Подуть на «Лопаточку»

«Желобок»

Подуть в «Желобок»

Кончик языка облизывает губы по кругу

На поезде.

- Сапоги, звук [с]

- Синица, звук [с’]

2. Основная часть

2.1. Повторение пройденного материала

2.2. Игра «Хлоп-Топ»

2.3. Игра «Кто внимательней?»

2.4.Игра «Волшебная корзинка». Дети по очереди достают из корзинки игрушку или предмет, чётко называют их, определяют, какой звук в слове [с] или [с’], его место в слове (начало, середина, конец) и дарят их куклам Соне и Симе.

2.5. Физкультминутка. Ребёнок указывает последовательно на товарищей по игре при каждом ударном слоге. На кого указали последним, выходит из круга и выполняет задание, изложенное в считалке.

2.6. Игра «Слоговое лото». Дети по очереди выходят к доске, выбирают понравившийся шарик, переворачивают его, прочитывают слог, придумывают с ним слово.

2.7. Игра « Отгадай загадку». Дети проводят звуко-слоговой анализ слов (сом и гуси), составляют графические схемы и выкладывают из букв разрезной азбуки. Один ребёнок работает у доски.

2.8. Игра «Кто что ест?». Детям раздаются листы с изображением животных, наложенных друг на друга.

По мере называния картинки выкладываются на полотно.

- Как свистит насос?

- Как льётся водичка из крана?

- Что делаю губы, какое положение принимают зубы, язык.

- Какой фишкой обозначим звук [с]? Почему?

- Какой фишкой обозначим звук [с’]? Почему?

- Чем обозначают звуки [с]-[с’] на письме?

- Букву С писать мне просто.
С как серп кривой и острый.

Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.

- Напишите букву С в воздухе.

- Покажите букву С из пальчиков.

- Напишите у соседа на спине несколько букв С.

- Наше путешествие продолжается.

- Садимся во второй вагон. Здесь нас ждут человечки-звуки [с]-[с’]. Они приготовили для нас задания.

На звук [с] нужно хлопнуть в ладоши, на [с’] – топнуть ногой.

- Следующее задание: Услышав слово со звуком [с] – поднять синий квадрат, со звуком [с’] – зелёный.

- В третьем вагоне нас ждёт следующее задание, которое лежит вот в этом конверте. Его нам приготовили куклы Соня и Сима.

1, 2, 3, 4, 5 – выходите в круг играть со звуками [с]-[с’]

Сани, лось, сова, скакалка,
Выходи на слово стук,
Назови в нём первый звук!
Назову слова я быстро,
Вы произносите чисто:
Сани, лось, Семён, сапог.
Назови-ка в последнем слове первый слог!
Слушай, запоминай и красиво называй:
Все слова со слогом
са –
Полоса, коса, оса,
Все слова со слогом
си –
Сима, сито, караси,
Все слова со слогом
сы –
Косы, бусы и весы.

- Продолжаем наше путешествие, садимся в четвёртый вагон. Там нас ждут Винни-Пух и Пятачок. Они приготовили для нас следующее задание. Винни-Пух и Пятачок принесли разноцветные шарики, на которых написаны слоги. Нужно их прочитать и придумать с этим слогом слово.  

На дне где, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.

Красные лапки, щиплют за пятки. Кто это?

А теперь у нас в вагончике осталось последнее задание. Его нам приготовил Незнайка.

- Помогите Незнайке узнать животных, изображённых на ваших рисунках.

- Какие животные из них домашние? Почему? Какие дикие? Почему? Какие животные живут во дворе, в доме, в лесу? Незнайке поручили покормить животных и ему дали вот эту еду (показываю картинки). Назовите, что дали Незнайке. Незнайка всё перепутал. Поправьте его. Вот что он сказал: «Сметану надо дать корове».

Правильно он сказал?

«Листву надо дать лисе. Свёклу надо дать собаке. Сено надо дать свинье. Кость надо дать кошке. Мясо надо дать лосю».

Со звуком [с].

Со звуком [с’].

Губы улыбаются, между губами щель, через которую проходит воздух

Синей. Звук [с] твёрдый.

Зелёной. Звук [с’] мягкий.

Буквой С.

Показ картинки

Дети показывают и  считают, сколько букв написали. Потом меняются ролями.

Са, со, ся, си, сы, се, су, сю.

Сима, сон, посуда, сирень, осина, поднос, лось.

- Лиса, звук [с] в середине слова;

- Носок, звук [c] в середине слова;

- Пояс, звук [c] в конце слова;

- Сумка, звук [c] в начале слова;

- Астра, звук [c] в серединке слова;

- Нос, звук [c] в конце слова;

- Автобус, звук [с] в конце слова;

- Самолет, звук [c] в начале слова

- Звук [c]

- Сани, лось, Семен, сапог

Слог «са»

 - Полоса, коса, оса

- Сима, сито, караси

- Косы, бусы и весы

- Са – сани, сахар…

- Су – сумка, сундук..

- Сы- сырой, сыр…

- Ска – скала, скамейка, скакалка…

- Сло – слово, слон…

Сом

Гуси

Корова, свинья, собака, кошка, лиса, лось.

Домашние – корова, свинья, кошка, потому что они живут дома.

Дикие – лиса, лось, потому что они живут в лесу.

- Сметана, сено, мясо, кость, свёкла, листва.

- Нет. Сметану надо дать кошке. Листву надо дать лосю. Свеклу надо дать свинье. Сено надо дать корове. Мясо надо дать собаке. Кость надо дать лисе.

3. Заключительная часть

3.1. Игра «Слово на ладошке»

- Заканчивается наше путешествие в город Буквин. В путь! Домой! Садитесь поудобнее. Ведь к концу подходит наше занятие, чтоб закончить наше путешествие,
Надо подвести итог.

- Вам понравилось путешествовать по городу Буквин?

- Вспомните и назовите, кто вместе с нами путешествовал? Чему мы учились на занятии? Чем похожи и чем отличаются звуки [C]-[C’]?

Я найду слова везде:
И на небе и в воде.
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово.

- Придумайте любые слова со звуком [с], затем с [с’].

- А теперь человечки-звуки [с]-[с’] дарят вам на память каждому коробочку с мозаикой. 

Да, понравилось.

С нами путешествовали человечки-звуки [c] и [c], куклы Соня и Сима, Винни-Пух, Пятачок и Незнайка

Стакан, стол, стул, скамейка, скакалка, сорока, сыр, сурок, сыпать, садиться, …

Звучит детская музыка, дети рассматривают подарки.

     

  1. Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР.

Тема: Частица «ся», «сь»

Цель: Употребление глаголов с частицей «ся» («сь»). Дни недели. Части суток.

1. Коррекционно-образовательные задачи.

Закрепление знаний о последовательности дней недели.

2. Коррекционно-развивающие задачи.

Упражнять в употреблении глаголов с частицей «ся» («сь»).

Упражнять в употреблении названий дней недели в косвенных падежах единственного числа.

Развитие слухового внимания, слуховой памяти, логического мышления.

3. Коррекционно-воспитательные задачи.

Воспитание умения общаться друг с другом.

Словарная работа:

День недели, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, частица, «ся», «сь».

Оборудование:

Условные обозначения дней недели.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1. Организационный момент

1.1. Загадывание загадки.

1.2. Вопросы логопеда. Отвечая на вопрос, ребенок показывает соответствующее обозначение дня недели и называет его

1.3. Игра «Дни недели»

1.4. Решение задач

1.5. Физкультурная минутка. Дети выполняют движения, соответствующие

тексту

1.6. Введение в тему

- Сейчас я загадаю вам загадку.

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Братья ходят друг за другом.

Попрощается последний,

Появляется передний.

Раздаю детям условные обозначения дней недели и задаю вопросы: Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра? Какой день недели наступит после среды? И т.д.?

- Скажите, дети, сколько всего дней в неделе?

С какого дня начинается неделя?

А заканчивается каким днем?

Сколько рабочих дней в неделе?

А выходных?

Назовите рабочие дни недели.

Назовите выходные дни.

А сколько дней в неделе вы посещаете детский сад?

Что наступает раньше – суббота или воскресенье?

Ребята, я задам вам задачу, а вы должны ее решить.

1. Маша приехала в гости к бабушке в четверг, а ее брат на один день раньше. В какой день приехал Коля?

Кто из детей гостил у бабушки дольше, если вернулись они вместе?

2. Встретились две подружки. Одна из них говорит: «Я вчера, в воскресенье, ходила с мамой на сборник мультфильмов "Ну, погоди!"», — «А я пойду завтра», — ответила другая. В какой день недели встретились подружки?

Когда другая девочка пойдет смотреть «Ну, погоди!»?

- В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

Сегодня, ребята, мы познакомимся с частицами «ся» и «сь».

- Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье

Сегодня вторник. Вчера был понедельник. Завтра будет среда. После среды будет четверг.

Семь

С понедельника.

Воскресеньем.

Пять.

Два.

Понедельник, вторник, среда, четверг и пятница

Суббота, воскресенье

Пять

Суббота

В среду

Коля гостил у бабушки дольше

В понедельник

Во вторник

Дети показывают движение «стирают»,

«подметают», «пекут», «ищут», «моют», «покупают», «зовут».

2. Основная часть

2.1. Игра-упражнение «Мишина неделя»

- Я прочитаю вам предложения и задам вопросы.

* В понедельник Миша гуляет в парке. В понедельник Миша прогуливается в парке. Какое слово изменилось? Что изменилось во втором предложении?

* Во вторник Миша ходит на тренировку в спортзал. Во вторник Миша тренируется в спортзале.

Что изменилось во втором предложении?

* В среду Миша ходит в бассейн. В среду Миша купается в бассейне.

Что изменилось во втором предложении?

* В четверг Миша ходит в музыкальную школу. В четверг Миша учится в музыкальной школе.

* В пятницу Миша убирает свою комнату. В пятницу Миша убирается в своей комнате.

* В субботу Миша моет себя в ванне. В субботу Миша моется в ванне.

* В воскресенье Миша встретил Сашу. В воскресенье Миша встретился с Сашей.

- А теперь вспомните, что делал Миша всю неделю, и расскажите про себя.

- Скажите, что изменилось в словах, когда вы стали говорить о себе?

 

Слово «гуляет» поменялось на «прогуливается». В конце слова появилась частица «ся».

Вместо «ходит на тренировку» появилось слово «тренируется» с частицей «ся».

Вместо «ходит в бассейн» появилось «купается в бассейне» с частицей «ся».

Вместо слов «ходит в музыкальную школу» появилось «учится в музыкальной школе» с частицей «ся»

Вместо слова «убирает» появилось слово «убирается» с частицей «ся»

Вместо слова «моет» появилось слово «моется» с частицей «ся»

Вместо слова «встретил» появилось слово «встретился» с частицей «ся».

В понедельник я прогуливаюсь в парке. Во вторник я тренируюсь в спортзале. В среду я купаюсь в бассейне. В четверг я учусь в музыкальной школе. В пятницу я убираюсь в своей комнате. В субботу я моюсь в ванне. В воскресенье я встречаюсь с Сашей.

Частица «ся» поменялась на частицу «сь».

3. Заключительная часть

О чем мы говорили сегодня на занятии? Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями.

О днях недели, о частицах «ся» и «сь».

  1.       Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР

Тема: «Овощи»

Цель: обучение детей рассказыванию

1. Коррекционно-образовательные задачи.

Активизация пассивного и активного словаря по теме: «Овощи»

Учить составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану.

Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.

2. Коррекционно-развивающие задачи.

Развивать пространственный гнозис, внимание и мышление.

Развивать мелкую, общую моторику.

3. Воспитательные

Продолжить учить правильно и аккуратно пользоваться подручным материалом.

Словарная работа:

Помидор-томат, лук, морковь, огурец, капуста, репа, свекла, картофель, кабачок, горох, перец, баклажан, щавель, овощной, капустный, морковный, свекольный, кабачковый, картофельный, томатный.

Оборудование:

демонстрационный материал – картинки овощей; наглядное пособие «Как растут овощи», наглядное пособие для развития пространственного гнозиса (собери овощи в корзинку); свежие овощи; план рассказывания.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1. Организационный момент

1.1. Релаксационное упражнение

1.2. Дидактическая игра «Что лишнее».

1.3. Введение в тему.

Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление)

- Морковь, лисичка, огурец, капуста

- Что лишнее? Почему?

- Сегодня мы поговорим об овощах.

Дети выполняют движения, соответствующие

тексту 

Лисичка. Морковь, огурец, капуста-это овощи, а лисичка – это дикое животное

2. Основная часть

2.1. Вопросы логопеда. Показ картинок.

2.2. Показ детям плана рассказывания

2.3. Составление рассказов: о капусте, о картошке, о свекле.

Ребёнок рассказывает о капусте с помощью плана.

2.4. Физкультурная минутка. Дети выполняют движения, соответствующие

тексту 

2.5. Дидактическая игра «Собери урожай».

2.6. Дидактическая игра «Повар и овощи»

- Какие ещё овощи вы знаете?

- Где растут овощи?

В огороде много гряд

Тут и репа и салат.

Тут свёкла и горох

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

(Выставля картинки овощей.)

- Овощи на огороде растут по-разному: у моркови, свёклы, картофеля, репы – плоды растут в земле, мы их не видим, а стебли над землёй; у огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле; у помидора, гороха, перца, баклажанов – плоды растут на веточках (показываю наглядное пособие «Как растут овощи»)

- Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредить.

- Где можно взять овощи?

- Как будет называться магазин, в котором продают овощи?

- По пути в детский сад я зашла в овощной магазин и купила свежие овощи (свежие овощи на подносе)

- Что это?)

- Помидор – это фрукт или овощ?

- Где растёт? В саду или на огороде?

- Какой по цвету?

- Какой по форме?

- В каком виде мы употребляем в пищу?

План-схема рассказывания об овоще:

1. Название.

2. Это фрукт или овощ?

3. Где растет?

4. Какой по цвету?

5. Какой по форме?

6. В каком виде употребляем в пищу?

- Кто попробует рассказать о капусте по плану?

В огород пойдём

Урожай соберём,

Мы моркови натаскаем

И картошки накопаем

Срежем мы кочан капусты

Круглый сочный, очень вкусный

Щавеля нарвём немножко

И вернёмся по дорожке.

- Посмотрите на доске картинки овощей и фруктов, нужно собрать только овощи в корзину, что находится справа от вас.

- Собрали овощи в корзину, приготовим из них что-нибудь вкусное.

- Сделаем из овощей салат

- Какой получился салат?

- Салат из капусты?

- Из свёклы?

- Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра?

- Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре?

- Из помидор сделаем сок - томатный сок.

Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.

Огурцы, картошка, помидор, редиска, свекла и т.д.

Они растут на огороде

Летом на огороде, а зимой можно купить в магазине

Овощной

Помидор

Помидор это овощ

Помидор растет в огороде

Он красный

Круглый

Помидор можно  кушать в свежем виде, в супе и салате

Капуста – это овощ. Растет на огороде. Она зеленая. Круглая. Мы кушаем ее сырой, вареной, тушеной.  

Дети показывают движение «шагают», «собирают», «таскают», «копают», «срезают», «рвем», «шагают».

Дети выходят по цепочке и собирают овощи в корзинку, которая находится справа

Получится овощной салат

Капустный салат

Свекольный салат

Кабачковая икра

Картофельное пюре

Томатный сок

3. Заключительная часть

- О чём мы говорили на занятии?

- Что вы нового узнали об овощах?

- Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии

- А сейчас, внимательно, послушайте какое я вам дам задание: за обедом, обязательно обратите внимание, какие блюда повар приготовил из овощей.

Мы говорили сегодня об овощах. Мы узнали, где находятся плоды, стебли и корни у овощей, где их можно взять, какой бывает помидор и лук, что можно сделать из овощей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного фронтального занятияна 1 год обучения у детей с нарушением интеллекта.

План конспект комплексного фронтального занятия по социальному развитию, ознакомлению с окружающим и развитию речи на 1 год обучения у детей с нарушением интеллекта.Тема: Праздник Новый го...

"Вопрос на засыпку" план-конспект итогового фронтального логопедического занятия в группе для детей с ОНР (третий год обучения).)

"Вопрос на засыпку"  - любимая многими малышами передача канала "Карусель". Вот почему я решила провести итоговое фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе именно в форме игры-...

Конспект подгруппового (фронтального) логопедического занятия с применением средств ИКТ у детей старшего возраста с ОНР 3 уровня. (На лексическом материале "Зима. Зимующие птицы.")

Коррекционно-образовательные цели: Закрепление представлений о зиме и ее приметах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме " Зима. Зимующие птицы."Совершенствование грамматическ...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте "Играем в школу"

Конспект рассчитан на подготовительную к школе логопедическую группу.Основное речевое заключение детей - ОНР 3 уровня речевого развития, второй год обучения....

Конспект комплексного фронтального занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «Зимние виды спорта.»

Тема: «Зимние виды спорта.» Цели занятия:коррекционно-образовательные:- расширять и уточнять словарь по лексической теме «Зимние виды спорта»;- учить детей давать сравнительную характеристику зву...

Конспект занятия с использованием ИКТ. Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г».

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г».  Тема: «Звуки Г – Г*, буква Г»Цель:Закрепить навы...


 

Комментарии

опарина ольга николаевна

по познавательному развитию