Путешествие в зимний лес
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Зенина Светлана Михайловна

Знакомство детей с изменениями, которые произошли в жизни лесных зверей с приходом зимы; с красной книгой, её предназначением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_zimniy_les.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополёк ».

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Познание- (формирование целостной картины мира, расширение кругозора)

Старшей группы   №1 «Почемучки»

(5-6лет)

Тема: «Путешествие в зимний лес»

Подготовила и провела:

Воспитатель:

Зенина Светлана Михайловна

г. Советский

2014 год

Программное содержание:

Образовательная область: Познавательное - речевое развитие

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Тип НОД: Познавательно - развивающий.

Возраст детей: 5-6 лет.

Форма проведения НОД: Путешествие по зимнему лесу.

Форма организации: Подгрупповая- 10 детей.

Виды детской деятельности:

коммуникативная

Мозговой штурм. Беседа. Отгадывание загадок. Речевая ситуация.

продуктивная

создание зимнего леса с дикими животными:  

игровая

Игра –разминка «На водопой» гимнастика для глаз; игровая ситуация «Нарисуй животное».

познавательно-исследовательская

Решение проблемных ситуаций. Дидактическая игра «Собери целое»

Цель: Познакомить детей с изменениями, которые произошли в жизни лесных зверей с приходом зимы; с красной книгой, её предназначением.

Образовательные:  Расширять элементарные представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках диких животных и приспособлении их к среде обитания зимой; формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить   распознавать следы зверей; познакомить детей с красной книгой, её предназначением.

Развивающие: Развивать мышление, речь; Развивать познавательно - эмоциональный интерес, двигательную активность детей. Развивать навык обобщения, анализа, сравнения, умения правильно и полно высказываться и активно использовать в речи слова по теме.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Здоровье сберегающие задачи:

Обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия;

Своевременная смена статического положения детей;

Использование  упражнения для снятия напряжения,  гимнастика для глаз.

Методы и приемы: 

Словесные: - беседа о зиме, загадки, пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»  Практические: - игра  «Отгадай, кто это? Аппликация «Кто, где живет?» Наглядные: - презентация   «Путешествие в зимний лес» изображение диких животных для аппликации.

Создание мотивации:

Проблемная ситуация, беседа, показ слайдов.

Постановка цели детьми:

Оказать помощь Снегурочки, работа в группе, Быть настоящими друзьями природы.

Совместная деятельность педагога с детьми:

Игры со снежинкой, игра разминка, экологическая беседа, решение проблем.

Самостоятельная деятельность детей:

Д/и  «Разрезные картинки», отгадывание загадок,  Релаксационные упражнения для снятия напряжения мышц туловища. Аппликация «животных в чистый лес»

Рефлексия:

Беседа по итогам прогулки,  эмблемы друзей природы.

Словарная работа:

Активизация словаря: чудесная, заметает, окраска, спячка, запасы, зимуют.

Место проведения:

Музыкальный зал МБДОУ «Тополёк» старшая группа.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: слайды ( белка, волк, лиса, заяц под кустом, лось, олень);- музыкальное сопровождение: слайд зимнего леса с музыкой;- видео жизнь зверей в лесу, Слайд-гимнастика для глаз. Рисунок зимнего леса на ватмане для аппликации зверей. Снежок из ваты, снежинка.

 Раздаточный: изображение диких животных (белка, заяц, медведь, лиса, лось.),  карточки для выполнения заданий, «Найди пару»; «Собери целое», наборы для аппликации.

Предварительная работа: Рассматривание картин из серии «Дикие животные»;- беседа с детьми о зиме;- Чтение художественной литературы (В. Бианки “Купание медвежат”; Е. Чарушин “Волчишко”, “Медведица и медвежата”; Н. Сладков “Лиса и заяц” и др.). Дидактические игры: «Когда это бывает?»,  «Чей этот домик?», «Кто, чем питается?», «Кто потерялся?», «Отгадай, кто это?».

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети входят в зал

1 часть

Дети встают в круг.

Мозговой штурм.

Дети быстро отвечают на вопросы.

1. Что зимой и летом одним цветом?

2. Как называется наша страна?

3. Кто больше медведь или мышка?

4. Где нужно переходить дорогу?

5. Что общего у ежа и елки?

Воспитатель: Молодцы ребята! Скажите, какое время года?

Дети: Зима.

Воспитатель:  Маша, а ты как думаешь? Артур, ты согласен? Да, время года зима.

Игра со снежком.

Воспитатель: передает снежок

Воспитатель: Какие любимые цвета у зимы?

Дети: Белый, синий, голубой, фиолетовый,  серебряный.

Воспитатель: Какая зима?

Дети:   холодная зима, белая зима, снежная зима, морозная зима, весёлая зима, чудесная зима.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какая красивая снежинка! К кому она попадет в руки, тот должен назвать любое слово о зиме и сесть на стул.

Игра со снежинкой. 

Дети. Мороз, снег, иней, лед, снегирь, Снегурочка, лыжи, санки, метель, вьюга…

2 часть

Воспитатель: Вот мы и пришли (слайд№2). Дети, посмотрите, как красиво в зимнем лесу. Лес как будь-то, спит под снежным одеялом. Может быть, в лесу никого нет.

Воспитатель: Здесь кто-то есть, (слайд №3 звуковое письмо от снегурочки)

Звуковой слайд – Ребята, дед мороз дал мне задание узнать о том, как живут лесные животные зимой. Я в  декабре готовилась к новому году, шила себе наряд, разучивала стихи, песни. Потом отмечала Новый год с детьми в детских садах, школах. А ещё я, как все дети, каталась на лыжах, на коньках, на санках. А когда вспомнила про задание Деда Мороза, то пошла в лес и почти никого из зверей не нашла, только увидела много следов, а чьи они я не знаю. Помогите мне узнать, как живут дикие животные зимой.

Воспитатель:  Поможем Снегурочки?

Садитесь по удобней. Кто живет в лесу? Отгадайте загадки.

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)  
(Слайд № 4)

Воспитатель: Ребята, а как белка зимует и где она живет?

Дети: Белка делает запасы, орехи, грибы зимой достает из дупла. (Слайд № 5)  Видео белка делает запасы на зиму.

Воспитатель: Что за зверь зимой холодной

                        Ходит по лесу голодный?

                        На собаку он похож

                        Что ни зуб – то острый нож! (волк) (Слайд № 6).

Воспитатель:  Правильно волк, а чем же занимается волк зимой?

Дети  Волк ходит на охоту, иногда даже днем.

Воспитатель:  Повыше кошки рост,

                           Живет в норе, в лесу,

                           Пушистый, рыжий хвост-

                           Все знаем мы … ( лису) (Слайд № 7).

Воспитатель: Молодцы, правильно лиса. Ребята а, как зимует лиса?

Дети  Лиса  ловит мышей и зайцев.

Воспитатель:  Мчится без оглядки,

                          Лишь сверкают пятки.

                          Мчится что есть духу,

                          Хвост короче уха.

                          Всех зверек пугается

                          Под кустом спасается? (заяц) (Слайд № 8)

Воспитатель:  Правильно и эту загадку вы отгадали. Скажите, пожалуйста,  как зимует заяц?

Дети  Он прячется от лисы, волка в белом снегу.

Воспитатель:  Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он  хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый (лось) Правильно это олень.

Воспитатель:  Куст на голове,  вот диво,
Вырос, и таскать не лень.
Стройный, гордый и красивый
Благородный он.  ( Олень)
(Слайд № 9).

Воспитатель: Посмотрите внимательно, чем отличается олень, от лося.

Дети: Лось большой, а олень меньше, у оленя рога ветвистые, а у лося толстые, еще отличаются  копытами.

Воспитатель: Посмотрите,   следы скажите, чьи следы? (Слайд 10)

Воспитатель: Скажите, чем питаются дикие животные?

Дети: Белка питается орешками, медведь медом, лиса и волк мясом.

Воспитатель:  Давайте ребята проверим. (Слайд № 11)

Воспитатель: Каких животных мы не увидели?

Дети:  Медведя, ежа. Они спят.

Воспитатель:  Пойдемте, погуляем, может нам встретятся звери.

3 часть

Экологическая беседа «Правила поведения  в лесу».

Воспитатель:  Давайте вспомним правила поведения в лесу. Что можно делать в лесу? Что нельзя делать в лесу? Почему нельзя в лесу шуметь?
Дети: В лесу нужно не ломать веток, не мусорить, не разводить костры, не пугать животных.

Воспитатель: Можно детям одним ходить в лес?

 Дети:   Нет!  Только с  взрослыми!

Игра-разминка «На водопой»

 Как-то днем лесной тропой звери шли на водопой (дети спокойно идут по кругу друг за другом)

 За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая),

За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках),

За мамой ежихой катился ежонок (приседают, медленно двигаются вперед),

За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку),

За мамой белкой скакали бельчата (скачут вприсядку)

За мамой зайчихой - косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах),

Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках),

Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движение языком и лакают).

Воспитатель: Посмотрите, здесь кто-то потерял конверт, посмотрим что там?

Игра «Собери целое» Дети складывают животное  и называют.

Проблемные вопросы:

Кто из диких животных выше зайца, но ниже медведя? (Волк, лиса, кабан, рысь.)

Кто из диких животных ниже лисы, но выше белки? (Заяц.)

Утепляет ли заяц свою нору к зиме? (Нет, её у него нет.)

Почему белки чаще селятся в хвойных лесах? (Белки питаются семенами шишек хвойных деревьев – ели, сосны, кедра.)

Как хвост лисе помогает? (В сильный мороз она им укрывает лапы и нос; заметает следы.)

Почему зимой волки сбиваются в стаи? (Так легче охотиться.)

Воспитатель : Сядьте по кругу, закройте глаза  представьте, что вы в лесу, вспомните животное, которое вам больше понравилось. Откройте глаза и нарисуйте на спине у товарища свое животное.

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища.

Воспитатель: Погуляли, зверей не встретили. Проходите, садитесь удобно расслабьтесь, следите за предметами, движущимися на экране.

4 часть

Гимнастика для глаз снеговик. (Слайд 12)

 Знакомство с Красной книгой.

Воспитатель - Я хочу познакомить вас с тревожной книгой. Она называется красной книгой (Слайд № 13). Красный цвет предупреждает об опасности, как красный свет светофора. В эту книгу поместили животных, птиц, растения, которые исчезают с нашей планеты Земля, или их осталось мало.

А от чего погибают животные? (Слайд №14)

 И хотя вы ещё дети, вы тоже можете охранять лес и его обитателей.

 Люди помогают животным. (Слайд 15) 

Вот, сколько интересного мы узнали о жизни животных зимой!  Вы познакомились с красной книгой. Об этом мы напишем в письме для Снегурочки. 

Главное вы никому не причинили вреда. Вы настоящие друзья природы. Ведь все на свете животные, птицы, рыбы, насекомые нужны. Я надеюсь, что вы никогда не будете их обижать.

Воспитатель: Возьмите животных, поселите их в зимний, чистый лес.

Аппликация «Животные в чистый лес»

Звучит музыка, дети наклеивают животных в лесу. (Слайд 16)

 Воспитатель: Я хочу вам вручить эмблемы друзей природы. Вы будете настоящими друзьями природы!

Воспитатель раздает детям эмблемы.

Воспитатель – ребята завтра мы пойдем в среднюю группу и расскажем, как зимуют дикие животные, как нужно беречь нашу природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимнее развлечение "Путешествие в зимний лес"

Развлечение можно проводить на зимних каникулах....

Сценарий зимнего досуга «Путешествие в зимний лес»

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности....

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ ЗИМНИХ ИГР И ЗАБАВ «Путешествие по зимним сказкам»

Больше всех наступлению зимы, как правило, радуются дети. И не случайно, ведь именно зима предоставляет замечательную возможность весело и с пользой для здоровья проводить время на свежем зимнем возду...

Зимнее развлечение «Путешествие в зимний лес» для старшей группы.

Зимнее развлечение «Путешествие в зимний лес»  для старшей  группы.  Цель: Воспитывать любовь к спорту, развивать ловкость, быстроту, умение ориентироваться в про...

Занятие "Зимнее путешествие в зимние виды спорта"

Цель: Продолжать знакомить детей с зимними видами спорта, приобщение детей к здоровому образу жизни....