Лес – бесценный дар природы, богатство страны.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Липина Марина Александровна

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через   расширение  представления детей о растительном и животном мире Среднего Урала; о способах охраны природы;   знакомство  детей с профессией лесника;  развитие  умения сопереживать, сочувствовать животным; развитие  коммуникативных  навыков  при работе в мини группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

Тема: Лес – бесценный дар природы, богатство страны.

Исполнитель: Липина Марина Александровна,

                        воспитатель Детского сада «Малыш»

        города Асбеста Свердловской области

2014 год

Цель занятия: воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. расширить представления детей о растительном и животном мире Среднего Урала; о способах охраны природы;
  2. познакомить детей с профессией лесника;
  3. развивать умение сопереживать, сочувствовать животным;
  4. развивать коммуникативные навыки при работе в мини группах.

Словарная работа:

Обогащение словаря: истреблять, браконьеры, кислород, исчезающий, заповедник, лесник.

Активизация словаря: барсук, крот, дятел, дрозд, сова, трясогузка, соловьи, ящерицы, земляные черви, снегирь, свиристель.

Оборудование и материалы: макет леса, картина зимнего леса, шапочки лесника и зайцев, флажки красного и зеленого цвета по количеству детей, экологические знаки « Будь природе другом».

Предварительная работа:  просмотр мультимедийных презентаций «Красная книга нашего края», «Судьба природы – наша судьба»;  прослушивание песен «Мир, в котором мы живем» (сл. Пляцковского, муз. Савельева) и « Экологическая песенка» (муз. Хромушкина, сл. Суслова); отгадывание загадок о растениях и животных, чтение произведений Б.С. Житкова, В.В.Бианки, М.М.Пришвина; целевая прогулка в зимний лес и оформление фотогазеты «Растёт в Асбесте березка, растёшь в Асбесте и ты».  

  Ход занятия:

     Воспитатель: Ребята, мне сегодня пришло письмо от жителей нашего леса -  зайцев. Они приглашают нас в гости. Вы любите ходить в гости?

Предлагаю вам отправиться в лесное путешествие. Кто хочет там побывать, пусть произносит вместе со мной волшебные слова. Дети встают в круг, берутся за руки и хором произносят:  «Один, два, три из детского сада меня, ветер, в лес перенеси».

      Звучит спокойная музыка. Дети закрывают глаза и представляют себя в зимнем лесу. Вывешивается картина зимнего леса.

Воспитатель: Вот мы и очутились с вами в зимнем лесу. Воздух в лесу свежий и чистый. Кругом сугробы. Снег скрипит под ногами. В лесу тихо- тихо, только слышно, как стучит своим клювом дятел.

Стихотворение С. Погореловского читают дети.

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес

Что ты шепчешь на заре

В снеге весь, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой , не утаи.

Ты же видишь – мы свои!

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину зимнего леса.

Кто из вас был в лесу? Где легче дышать в лесу или в городе? Чем вам нравится лес? Посмотрите на деревья, какие они?

Ответы детей.

                                  Выставляется макет леса.

Воспитатель: Богат и разнообразен растительный и животный мир нашего края. Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом  этаже свои растения, звери, птицы и насекомые. Все они связаны между собой.

Под землей находятся дома у мышей, барсуков, кротов. Это как подвал в лесу. Что еще там есть? Корни растений. Кто еще жители подземелья?  Земляные черви.

     На поверхности земли что растет? Мох и травянистые растения. Здесь население леса более разнообразно. Прямо на земле вьют гнезда соловьи, строят свои дома ящерицы, ежи, устраивают свои берлоги медведи, роют норы лисы и другие звери.

      Что находится на следующем этаже? Различной формы и высоты кроны деревьев. Растут кустарники. В них вьют гнезда дрозды. В стволах деревьев делают дупла белки, дятлы, совы. А на самых верхних этажах гнезда хищных птиц ястребов, орлов.

Воспитатель: Как хорошо, что на нашей планете есть лес. Растения выделяют кислород, необходимый для дыхания живых существ. Для животных лес – это и дом и пища. Люди тоже питаются растениями и продуктами, полученными из них. А сколько радости доставляет нам красота растений!

А теперь давайте поиграем.

                            ИГРА « Мы внимательные» в кругу.

Если названа птица – дети бегут по кругу (полетели), дерево – стоят, травянистое  растение -  приседают, животное – идут по кругу. Воспитатель называет: синица, ландыш, лиса, осина, снегирь, подорожник, трясогузка, ель, волк, береза, свиристель, кедр.

         Воспитатель: Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая с великими сокровищами. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Зачем надо охранять природу? Есть ли такая профессия? Зачем  в лесу лесничий? Ответы детей.

Стихотворение Степана Щипачева читают дети.

Лапы ели прикрыли избушку.

Где живет дядя Вася – лесник.

Приходите к нему на опушку

Всех приветливо встретит старик

Дядя Вася про птиц нам расскажет.

Вспомнит, как подстерег он лису.

Самый лучший малинник покажет

И грибные местечки в лесу

   

                  Выходит ребенок в шапочке ЛЕСНИКа.

Лес не только для нашей забавы

Он богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Ведь деревья все, животные и птицы

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они.

На планете мы останемся одни.


Дети хором:        

Почему мы с лесом дружим?

Для чего он людям нужен?

Воспитатель: Зачем надо охранять леса? Какое значение имеет лес? – ответы детей.

         Обобщение: Лес наш друг. Он украшает нашу Землю. Лес наша здравница. Он очищает воздух и обогащает его кислородом. Лес хранит влагу и защищает почву от размыва. Каждый день мы соприкасаемся с изделиями из древесины. Лес растет медленно и надо не менее 100 лет. Поэтому лесники следят за здоровьем леса, охраняют леса от пожара, выращивают саженцы, оберегают животных от браконьеров, помогают птицам и зверям пережить холодную зиму, организовывают заповедники для исчезающих животных и растений. Мы с вами тоже должны помогать лесникам. Какую работу по охране леса можем делать мы? – ответы детей.

         Выходят дети в шапочке зайца, держат в руках экологические знаки  

 « Будь природе другом».

Зайцы: Здравствуйте, Ребята! Это мы вам письмо отправили и в гости вас позвали.  Послушайте, какая беда в нашем лесу приключилась.

Плакали зайцы, как лес вырубали.

Им и теперь его жалко до слёз.

Сколько тут было красивых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели,

Там поднимался дубок молодой

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал - и вон побежал.

Зайцы: Мы вам хотим подарить эти знаки, чтобы вы знали и всегда помнили о том, что можно, а что нельзя делать в лесу. Ведь лес наш дом.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и обсудить экологические знаки  

 « Будь природе другом».

 Работа с раздаточным материалом в мини-группах (3 знака на группу).

        Воспитатель: У вас на столах и у меня есть флажки зеленого и красного цвета. Давайте вместе рассмотрим экологические знаки и отметим их флажком зеленого цвета – положительное влияние на природу, а флажок красного цвета – отрицательное.

Дети в шапочках лесника и зайцев помогают выставлять знаки на доске и отмечать их флажком.

  • Срубленные деревья
  • Мусор в лесу
  • Сломанные ветки на дереве
  • Костер в лесу
  • Посадка деревьев
  • Развешивание кормушек
  • Создание заповедников
  • Браконьерство

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться из леса. Давайте обратимся к ветру за помощью.

Дети встают в круг, берутся за руки и хором произносят:

« Раз, два, три из леса в детский садик меня, ветер, перенеси».

 Подведение итогов.

Воспитатель: – Вам понравилось путешествие в лес? С какой профессией мы сегодня  познакомились? Почему лес называют зеленым другом? Зачем надо охранять леса?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект ПРОРОЩЕННАЯ ПШЕНИЦА – БЕСЦЕННЫЙ ПОДАРОК ПРИРОДЫ!

Данный проект был разработан с моим воспитатником Порхоменко Александром , которому  3,6 года МБДОУ детский сад №8  "Колосок".Данный проект вызвал у ребёнка интерес о проростании пшеницы в к...

Проект Исследовательской работы Саши порхоменко "ПРОРОЩЕННАЯ ПШЕНИЦА – БЕСЦЕННЫЙ ПОДАРОК ПРИРОДЫ!

Данный проект был разработан с моим воспитатником Порхоменко Александром , которому  3,6 года МБДОУ детский сад №8  "Колосок".Данный проект вызвал у ребёнка интерес о проростании пшеницы в к...

Исследовательский проект ПРОРОЩЕННАЯ ПШЕНИЦА – БЕСЦЕННЫЙ ПОДАРОК ПРИРОДЫ! САши Порхоменко

Данный проек  был разработан и опробирован моим воспитанником Порхоменко Сашей 3.6 годиком под моим руководством.Исследовательский проект заинтересовал Сашу, так как он даёт знания о проращивании...

"Вода - это жизнь, бесценный дар, богатство страны"

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе....

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Вода - это жизнь, бесценный дар, богатство страны".

Конспект ННОД по экологии в подготовительной группе. Тема: "Вода - это жизнь, бесценный дар, богатство страны"....

КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ВОДА-ЭТО ЖИЗНЬ, БЕСЦЕННЫЙ ДАР, БОГАТСТВО СТРАНЫ»

Формирование основной целостности мировидения у ребёнка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента...