Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Зубова Ольга Сергеевна

Методическая разработка "Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе" содержит технологическую карту непосредственно организованной образовательной деятельности "Путешествие в Песочную страну", консультацию для воспитателей "Песочная терапия" и картотеку игр с песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_pesochnuyu_stranu.docx35.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.

В настоящее время перед системой дошкольного образования стоит актуальная задача: поиск обоснованной системы достижения качества дошкольного образования, направленной на развитие коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка; формирование у детей предпосылок учебной деятельности, что требует от детей не только владения знаниями, но и умения добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Задачи исследовательской  деятельности и экспериментирования специфичны для каждого возраста.                                                 В младшем дошкольном возрасте – это: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

          Содержание, которое мы предлагаем детям, может быть самым разнообразным, мы вправе отбирать его самостоятельно, но необходимо учитывать некоторые условия:

  1. Предлагаемая детям информация должна основываться на их опыте и имеющихся представлениях об окружающем мире;
  2. Детям предлагать только то содержание, о котором вы сами имеете глубокие и разносторонние знания;

3. Отдавать предпочтение тому содержанию, которое интересно вам самим, вызывает у вас положительные эмоции;

4. рассказывать в первую очередь о тех представителях природы, которые живут в непосредственной близости от нас.

Исследовательская практика ребенка-дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить воспитательно-образовательный процесс.

         Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность через все виды деятельности. Это особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Я считаю, что да. Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений .  Я хочу остановиться  на работе с песком.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Тема: «Путешествие в песочную страну»

Возрастная группа: вторая младшая группа

Форма НОД:  познавательно- исследовательская  деятельность

Форма организации: групповая

Учебно-методический комплект: Программа «От рождения до школы»

Составила: Зубова. О. С.

Средства:

Наглядные:  песочница с песком, формочки, совочки, лейка с водой,  салфетки, заяц.

Мультимедийные: ноутбук

литературные: физминутка « «зайчики»

музыкальные:  вальсовая мелодия

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Приобщать к правилам безопасности для человека и окружающего мира; обогащать представления детей о разнообразных качествах песка (сыпучий, легкий), способах действия с ним в зависимости от состояний (сухой, мокрый). учить взаимодействию в группе, друг с другом, в обществе: учить строить и лепить из песка

 

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, расширять кругозор детей.


Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Мотивационно-побудительный

Какой сегодня прекрасный день. Где же солнышко? Мы солнышку скажем, здравствуй,

Пусть утро будет ясным.

Ребята, посмотрите, кто это  к нам идёт? Здравствуй зайка. Ой, а что случилось, почему ты плачешь?

Зайчик:  я играл в песке, а дети насыпали мне в лицо песок. Ой-ой-ой, как глазки болят! Плохой песок, не хочу с ним больше играть!

- Бедный Зайчик! Пожалеем Зайку: не плачь, погладим его. Ребята, можно сыпать песок в глаза? Как нужно правильно играть с песком: нельзя обсыпаться, разбрасывать, брать руки в рот, тереть глаза. Что нужно делать с песком? (играть, строить домики, куличики).  

 Ребята, а когда летом тепло, что мы еще делаем на песке? (бегаем по нему босиком). Правильно, это полезно для здоровья. Так мы закаляем наш организм.

Не расстраивайся так Зайка, наши ребята научат тебя играть в песке, а сейчас надо промыть Зайке глаза водой.  Вот так. Хотите поиграть в игру вместе с Зайкой. Физминутка «Зайчики»

1-2-3-4-5 (прыжки)

Вышел зайка погулять (ходьба)

Вот он всех зверят встречает (приседание)

В песочную страну  нас приглашает (хлопать)

А сейчас зайки превратились в детей. Веселее нам стало после игры? (да)

        

Предлагает детям  пожалеть зайца и повторить правила игры с песком. Эмоционально заинтересовывает  Задаёт вопросы. Показывает как помочь зайке  промыть глаза. Физминутка «Зайчики»делает совместно с ребятами

Приветствуют солнышко. Здороваются. Жалеют зайку. Отвечают на вопрос воспитателя.

Проявляют интерес.

Совместная игра взрослых и детей.

Воспитание культуры

   

Создание эмоционального единения  взрослого с детьми

Эмоциональная заинтересованность

Организационно-поисковый

 Зайка, хочешь узнать всё о песке? Сейчас мы тебе всё расскажем .

  А теперь пройдём  к песочнице. Беру в руки песок и показываю его детям.

 Что это такое? (Песок).

 Молодцы, конечно же это песок.

 Ребята давайте потрогаем с  песком, какой он? (Сухой, тёплый, сыплется).  Правильно, песок сухой, тёплый, он сыпучий.

Давайте попробуем насыпать его себе на ладошку. Получается? (Дети выполняют). Хотите узнать из чего состоит песок?

- Посмотрим, из чего состоит песок? (Ответы детей.): из песчинок,  какие они? Они маленькие. (Дети повторяют.)

 Ребята трудно держать их в руках. Песчинки сыпется, как струйка. Этот песок сухой.  Что то зайка наш  опять загрустил. Зайка: Ребята я хотел сделать куличики , да у меня ничего не получилось.  А хотите сами попробовать насыплем в формочки песок и сделать куличики? Работать будем осторожно, аккуратно насыпать песок в формочки.

- Получились куличики? (Ответы детей). Почему не получились? (Песок сухой.)

  Ребята, из сухого песка куличики нельзя сделать.

Подвижная игра «Песчинки» (повторяется 2-3 раза).

Вы наверное устали . А не хотите ли превратиться в песчинки? Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь.. О-о, сколько у нас песка. Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. (Звучит вальсовая мелодия.  Дети имитируют полёт песчинок). Ветер стих и песчинки опустились на землю. (Дети приостанавливают движение. Присаживаются на корточки).

-Ребята ,а кто скажет, что надо сделать, чтобы  можно было лепить куличики из песка.  (Ответы детей.) Давайте проверим.

Воспитатель и несколько ребят  наливает воду в песок.

- Давайте потрогаем его и скажите - сухой он или мокрый'? (Мокрый.) Тёплый или холодный? (Холодный).

Вывод. Значит, если в песок налить воду, он станет мокрым, холодным.

- Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой? (Показать детям.). Мокрый песок не сыпучий.

 Из мокрого, сырого песка можно делать куличики? Давайте попробуем. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком. Постучите по донышку еще раз совочком. Снимем формочку. Что получилось? (Куличик.)

- Вот какие красивые куличики мы с вами сделали, молодцы. Заяц: - Спасибо ребята! Дети, протрём  руки салфеткой.

 Составление и обсуждение предстоящей совместной деятельности, стимулирование детей к высказываниям, инициатива, сопряжение индивидуальных интересов ребенка и работы группы  Создаёт проблемную ситуацию

Воспитатель слушает ответы детей и задаёт вопросы

 Педагог сопровождает свои слова демонстрацией опыта и свои действия.

 

Отвечают на вопросы

Высказывают своё мнение.

Делают свой выбор.

Выполняют эксперимент Летают как песчинки под музыку.

Повторяют правила гигиены.

В процессе обсуждения и проведения эксперимента делают вывод, какой бывает песок и его свойства, усваивают правила поведения с песком.

Рефлексивно-корригирующий

Индивидуальная оценка

Кто к нам приходил в гости? Как мы помогали Зайке? Какой бывает песок?   Ребята, давайте  напомним Зайке всё, что мы узнали о песке.

Ребята ещё кому вы бы хотели расскажем о песке и стряпать куличики?      До свидания зайка приходи ещё к нам в гости.                                                                                                                                                                                                               

Анализ

Задаёт наводящие вопросы

Оценивают свои работы

Отвечают на вопросы

Прощаются с гостем.

Дети обсуждают продолжение опытно – экспериментальной деятельности в группе и дома.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ГРУПП

«ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ»

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухой и лёгкий или тяжёлый и влажный, он с лёгкостью способен принять любую форму. В то же время он такой непостоянный – фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества и фантазии, как оказалось, можно успешно использовать в терапевтических целях.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма взаимодействия и преобразования мира.

Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок?

 Зачастую маленький ребёнок не может словами выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка собственный мир, ребёнок освобождается от напряжения. А самое главное – ребёнок приобретает собственный бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Дети, которые активно играли в песке, чаще вырастают уверенными и успешными.

 Наблюдения психологов показывают также, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что их ребёнок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками, - это может стать поводом для размышления о собственной системе воспитания ребёнка, обращения за помощью к специалистам.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

 Во – первых, существенно усиливается желание ребёнка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

        Во – вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».

        В – третьих, в игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание, а также речь и моторика.

В – четвёртых, совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

В – пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми: дети с нарушениями речи, агрессивные дети, тревожные дети и др.

 В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции всё больше места занимают специальные техники, одни из которых - песочная терапия.

Игры с песком.

«Наполни формочки песком»

Цель: Учить выполнять задания, активизировать речь детей.

«Спрячь игрушку»

Цель: Использовать в игре свойства песка.

«Найди предмет»

Цель: Развивать наблюдательность.

             

«Нарисуй колобка»

Цель: Учить рисовать палочкой по мокрому песку.

            Развивать творческую активность.

«Отгадай, в каком ведёрке песка больше, меньше»

Цель: Распивать наблюдательность.

            Продолжить знакомить со свойством песка – вес.

«Набери полное ведёрко песка»

Цель: Учить детей действовать по словесному указанию.

            Развивать внимание.

«Набери пол ведёрка песка»

Цель: Продолжать  учить детей действовать по словесному указанию.

            Развивать внимание.

«Достань из песка игрушку совком»

Цель:  Продолжить знакомить со свойствами песка.

            Учить детей манипулировать предметами.

«Делаем куличики»

Цель: Учить выполнять задания, активизировать речь детей.

«Строим замок»

Цель: Учить детей делать постройки совместно с воспитателем.

            Закреплять знания о свойствах песка.

«Украшаем клумбу»

Цель: Учить детей манипулировать предметами. Развивать ловкость.

«Покажи сказку»

Цель:  Учить детей использовать песочные постройки в пересказе знакомых произведений, совместно с воспитателем.

«Сделай постройку»

Цель: Развивать несложные трудовые навыки. Уточнять свойства песка.

«Отпечатай узор»

Цель:  Развивать наблюдательность. Выполнять команды педагога.

Опыты с песком.

Опыт  1 «Теплый — холодный»

Цель: учить детей чувствовать руками разную температуру песка.

Материал: пакеты с теплым и холодным песком.

Описание: Дать детям теплый и холодный песок, уточнить, где какой и песок находится. Предложить поиграть с песком, пересыпать его между пальчиками маленькими тонкими струйками. С каким песком было приятнее играть?

Вывод: в жаркую погоду приятнее играть с прохладным песком, в холодную — с теплым.

Опыт 2  «Сухой песок сыпучий»

Цель: знакомить детей со свойствами песка.

Материал: песочница, сухой песок, формочки.

Описание: Предложить сделать бабку из сухого песка. Она не получилась, рассыпалась. Почему?

Вывод: сухой песок сыпучий.

Опыт 3 «Песочная страна»

Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Материал: песок, вода, лист белой бумаги, клей-карандаш.

Описание: Детям предлагается рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают к друг другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?

- на плотной бумаге нарисовать клеевым карандашом что-нибудь, а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.

   

Опыт 4 «Домики для птичек»

Цель: показать, что в сыром песке можно сделать глубокие ямки палочкой или пальчиком, в сухом песке края ямки осыпаются.

Материал: песочница, сухой и сырой песок, палочки.

Описание: Одну часть песочницы полить водой, другую — оставить сухой. Предложить сделать шалашики из песка и поселить в них жильцов кто кого хочет.

Чтобы в домиках было светло, надо сделать в стенах дырочки — окошечки — пальчиком или палочкой. В домиках из сырого песка они получились ровными, красивыми, большими. В домиках из сухого песка они осыпались, их почти не видно.

Вывод: сухой песок сыпучий, дырочки осыпаются.  

Опыт 5 «Игры с песком»

Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей.

Материал: большая детская песочница, совки, лопатки, детские грабли, лейки.

Описание: Дети выходят на улицу и осматривают площадку для прогулок. Воспитатель обращает их внимание на необычные следы в песочнице. Почему следы так хорошо видны на песке? Чьи это следы?  А какой след останется от ладошки? Дети оставляют свои следы. Чья ладошка больше? Чья меньше? Проверяют прикладывая.

Воспитатель предлагает построить песчаный конус. Дети выпускают песок из горстей, чтобы песок падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании.

Опыт№6: «Расставляем игрушки»

Цель: Учить использовать свойства песка в игре.

Словарная работа: воткнуть.

Оборудование: «песочница»,  мелкие предметы, игрушки.

Предложить расставить игрушки в песке.

Вывод: мокрый песок хорошо держит воткнутые в него предметы

Опыт № 7

Тема: «Отпечатки»

Цель:  Использовать свойства песка в игре.

             Вызвать у детей эмоциональный отклик.

Словарная работа: отпечатки.

Оборудование: «песочница»,  мелкие предметы, игрушки, печатки.

Воспитатель предлагает на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, ровняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему получились отпечатки ладошек и следы ног? (Потому что песок намочили).

Вывод: О чём мы сегодня узнали? На каком песке остаются следы ног и ладошек? (На мокром песке остаются следы, отпечатки).

 Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние: возбуждённые дети успокаиваются, становятся спокойнее. Наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

 Использование песочной терапии даёт положительные результаты:

- Удаётся наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми.

 - Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребёнка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка.

 - Оказывается положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей.

  - Вызывает положительные эмоции (радость, удивление). Снижает негативные проявления (страх, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида).

 - Совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее. Учит их выражать свои эмоции в безобидной форме.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому взрослые могут использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребёнка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира.

Литература:

 1. Беляева И. В. Общаемся с родителями. //Старший воспитатель. – 2010. - №12. – С. 55-56.

 2. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2006. – С. 42-45.

 3. Семененко Е. В. Песочная терапия. // Дошкольная педагогика. – 2010. - №7 (64). – С. 45 – 48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской работе с детьми второй младшей группы «Мыльные пузыри»

Ожидаемые результаты:1. Развить познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;2. Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей знания о свойствах мыла и воды:·  мыло ...

Познавательно -исследовательский проект с детьми второй младшей группы "Наш веселый огород на окне".

Познавательно -исследовательский проект с детьми второй младшей группы "Наш веселый огород на окне"....

Познавательно-исследовательский проект с детьми второй младшей группы "Птички прилетели"

познавательно-исследовательский, творческий, игровой проект с детьми второй младшей группы "Птички прилетели"...

Познавательно – исследовательский проект для детей второй младшей группы «Зеленый лучок»

В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности. В проекте участв...

познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы "Огород на подоконнике"

познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы "Огород на подоконнике"...

Познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы «Чудо-овощи»

Познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы«Чудо-овощи»...