Рекомендации по организации наблюдений в ДОУ
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Пархоменко Надежда Ювинальевна

В статье представлены методические рекомндации по организации наблюдений за объектами природы, образец планирования наблюдений за комнатным растением, конспект занятия в группе общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nablyudeniya.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Наблюдение - ведущий метод экологического  воспитания дошкольников»

Воспитатель Пархоменко Н.Ю.

        Наблюдение   это     специально     организованное воспитателем, целенаправленное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей, задает вопросы, предлагает обследовать, сравнить объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является  основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний - это представление, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений, а для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за её объектами. Наблюдение - позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из задач умственного воспитания.

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, в сезонных изменениях в природе. В процессе наблюдения необходимо установить целое явление по отдельным признакам. Например: определить по цвету зрелый или незрелый плод, узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит, по следу какое животное прошло и т.д. Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми (в 3-6 человек), так и со всей группой. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а так же от задач, стоящих перед воспитателем. На занятии можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Работа с детьми организуется по подгруппам или фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами.

В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым, фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей, наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).

Подготовка к наблюдению.

Воспитатель определяет место наблюдения в системе работы по экологическому воспитанию детей. Задачи (содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой), которые могут быть решены с помощью этого вида деятельности. Затем выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который должен быть для детей интересным и доступным для восприятия. Важно, чтобы растения и животное были в хорошем состоянии, чистым, здоровым. Животных перед наблюдением лучше не кормить. В этом случае они более активны: хорошо едят, двигаются. Это обеспечит лучшее сосредоточение детей на объекте, вызовет интерес к нему. Воспитателю следует подготовить необходимые в ходе наблюдения предметы: миски с кормом и водой, тряпочки, щеточки, которыми пользуются во время ухода за животными. Наблюдение может происходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т.д.). Необходимо продумать и организацию детей: как их разместить, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было подойти к нему и действовать с ним, покормить, поиграть. Следует предусмотреть и хорошее освещение объекта. Лучше, если свет падает слева или из-за спины. Наблюдение за животными как кролик, черепаха, следует на пол из ленолиума постелить коврик, чтобы животное передвигалось без труда. Пространство нужно огородить.

Общие требования к организации наблюдения.

Каждый вид наблюдения требует руководства со стороны воспитателя. Общие требования для проведения всех видов наблюдения:

  1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно, задача должна иметь познавательный характер.
  2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представление об объектах природы формируется у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Наблюдение должно давать детям новые знания.
  3. В   организации   наблюдений   следует   предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь.
  4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой  активности у  детей.  Активизация  умственной деятельности достигается  приемами:  постановка задачи
    наблюдения, использование исследовательских действий, привлечение детского опыта, проговаривание результатов
    наблюдения, сравнение одного объекта с другим.
  5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе.
  6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться, систематизироваться.
    Такими способами могут рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном предмете.

        Методика проведения наблюдений.

        1. Распознающее наблюдение.

Руководство наблюдением складывается из подготовки воспитателя и детей, проведение самого наблюдения и закрепления, полученных детьми представлений. Выбор объекта наблюдения осуществляется воспитателем от требований программы детского сада. Педагог конкретизирует объем знаний, которые необходимо сформировать у детей в результате наблюдений. Нужно продумать, как обеспечить спокойную обстановку во время наблюдения, где поставить клетку с птицей, аквариум, чтобы детям было хорошо видно. Приемы, вызывающие интерес, разнообразны: например, накануне наблюдения за рыбкой воспитатель может предложить детям помыть аквариум, перед тем как им кролика, почистить овощи для него. Интерес у детей пробуждается после беседы о том животном, которое будет принесено в группу, загадывание загадок о нем. Проводя наблюдение, воспитатель учитывает 3 основных этапа.

На 1 этапе необходимо, чтобы дети получили общее представление об объекте. Детям дается время для его осмотра.

На 2 этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растении и т.д., устанавливает необходимые связи. Воспитатель задает детям вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Используются трудовые действия, игровые приемы, стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту. Наблюдая за животным, дошкольники узнают о его поведении. Рассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, стебель, листья). Затем рассматриваются особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности). Воспитатель приучает детей вести наблюдение планомерно.

На 3 этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Формируется система знаний, умений и навыков детей, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.

2. Наблюдение с использованием раздаточного материала.

В группе общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет во время наблюдения, часто используют раздаточный материал. Каждый ребенок получает для рассматривания набор объектов: овощи, фрукты, ветки деревьев и кустарников, листья, цветы и т.д. Она способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о природе. Особое место в наблюдении с использованием раздаточного материала отводится обследованию объектов природы, сравнению их между собой, определению признаков различия и сходства. Проводя такие занятия, воспитатель должен учитывать требование охраны природы, побуждать детей к бережному отношению к ней.

З. Длительное наблюдение.

Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик, кошка), сезонные наблюдения за неживой природой. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы (стадии) роста и развития растения или животного. Наблюдение развивается на систему эпизодических наблюдений. Оно проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко. Воспитатель побуждает детей рассмотреть объект, сравнить его состояние с тем, что было раньше, определить признаки, по которым изменение хорошо заметно. Запомнить происходящие с объектом изменения детям помогают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения. В итоге следует воспроизвести весь цикл роста и развития объекта. Проводится заключительное наблюдение. Организовано в виде рассказов детей: «Как у нас выросли бобы», или «Что происходило с деревьями в разные сезоны».

Руководство наблюдениями в разных возрастных группах: младшие группы.

Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. Лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети не умеют держать поставленную цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. В связи с этим основной задачей воспитателя является привлечение внимания детей к объекту. Использовать сюрпризные игровые приемы: неожиданно принести животное в группу или сказать детям, что их приглашают в гости кролики, а можно заинтересовать с помощью персонажей кукольного театра, забавных игрушек. Затем организуется рассматривание объекта. Учитывая то, что внимание детей привлекают действия животного, воспитатель различными приемами побуждает его к активному поведению (кормит кролика, играет с котенком), обращает внимание детей, как ест животное, смотрит, какие издает звуки. Задает детям вопросы, побуждая назвать действия.

Приемы обследования объектов помогают выделить их признаки. Какая у котенка шерстка, им предлагают погладить ее и определить, пушистая или гладкая она. Воспитатель использует и подражание движением, звукам. Предлагает детям сложить ладони и подвигать ими как рыбка хвостиком, помяукать, как котенок. Во второй половине года в ходе наблюдения в младшей группе можно использовать сравнение. Воспитатель подбирает два животных или растение и предлагает сравнить их. Можно сравнить живой объект с изображением на картинке. Задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого. Малыши видят, что животные и растения отличаются друг от друга по величине, цвету, характеру движения. «Какого цвета перышки у воробья, и какого у голубя?».

С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать поисковые действия. Во время кормления щенка предложить разный корм: мясо, рыбу, овощи - и после наблюдения спросить, что щенок больше любит есть. В конце наблюдения целесообразно спеть им песенку, прочитать стих, связанные с темой наблюдения, поиграть в игру, где действует соответствующий персонаж.

Наблюдение за животными и растениями в младших группах следует проводить неоднократно. Полезно их повторять, как со всей группой, так и с подгруппами и даже индивидуально. Очень хорошо, если наблюдение связывают с игрой, ИЗО «Посмотрим елочку, а потом нарисуем её».

Использованная литература:

  1. Иванова А.И., Михайленко В.Я. Сезонные наблюдения в детском саду. Сфера: 2010. 134с.
  2. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Методическое пособие. Сфера: 2009
  3. Иванова А.И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
    Сфера: 2010. с. 240

Наблюдения  за  комнатными  растениями.

( бегония  крапчатая)

Ноябрь.

Задачи. Учить  детей узнавать растение  по характерным особенностям (стебель гладкий, листья зелёные в  крапинку). Побуждать к исследовательским действиям (потрогать, погладить); развивать умение отвечать на вопросы; расширять словарный  запас; воспитывать интерес к комнатным растениям.

Февраль

Задачи. Уточнить характерные  признаки бегонии крапчатой; обучать  сравнению двух комнатных растений (бегония, фикус) с  выделением  общих  и  отличительных признаков;

развивать исследовательские  умения; воспитывать любовь к комнатным  растениям.

 Март.

Задачи. Закреплять  знания  детей  о  растениях; Формировать  элементарные  представления  об  уходе  за  комнатными  растениями; упражнять  детей в  умении  описывать  растения;  воспитывать  бережное  отношение  к  растениям.

Апрель.

Задачи. Закреплять  знания  детей  о комнатных  растениях (бегония  крапчатая); развивать умение  поливать растение  из  лейки, опрыскивать; побуждать детей  использовать  в  речи  слова  глаголы ухаживать, поливать, опрыскивать, протирать; поддерживать интерес  детей к  комнатным  растениям  и  желание  ухаживать  за  ними;

Май.

Задачи. Учить  детей  сравнивать одинаковые растения (бегония  крапчатая); находить сходство и отличие (высота, величина листьев, цветение); активизировать  словарь за  счёт слов, обозначающих  признаки  растений; воспитывать  желание  ухаживать  за  комнатными  растениями.

ВСТРЕЧА  С БАБУШКОЙ ФЕДОРОЙ

(конспект занятия по экологии в группе общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет)

Программное содержание:

  1. Учить детей сравнивать растения, находить сходство и различия в их внешних признаках.
  2. Закрепить знания детей о комнатном растении – «Бегония».
  3. Развивать желание ухаживать за комнатными растениями.
  4. Воспитывать любовь к растениям, умение общаться с природой, как с живым организмом.

     Оборудование и механизмы:

     Комнатные растения, картинки с комнатными растениями, фартуки, лейки, палочки для рыхления, карточки – символы (что необходимо для роста комнатного растения), корзинка, веревка, медальки на ленточках.

    Предварительная работа:

    Наблюдение за развитием и ростом комнатного  растения в уголке природы, труд в уголке природы, Найди комнатное растение по описанию.

   Словарная работа:

   Почва, забота

   Виды детской деятельности:

   Трудовая, музыкальная,  исследовательско - поисковая.

Содержание занятия

         

Встреча с бабушкой Федорой

         В группу к детям приходит бабушка Федора. Здоровается с детьми и говорит им о том, что ей подарили красивые картинки, и что на них она не знает. Бабушка Федора просит помочь ей.

         Воспитатель предлагает детям помочь бабушке Федоре.

 

Дидактическая игра «Назовите растение»

       

  - какая картинка вам больше всего нравится?

  - почему?

  - а вы видели такие растения у нас в группе?

  - а на улице?

  - а тогда как называются они, одним словом?

  - найдите в нашем уголке природы такие же растения, как на картинках

  - назовите растения с прямым стеблем, без стебля.

  - как нужно ухаживать за комнатными растениями?

Бабушка Федора хвалит детей за то, что они так много знают о растениях.

 

 Игра «Букет»

       

 Дети встают в круг.  «Вы – это цветочки. Красивый у нас получился букет!»

       

 «Утро просыпается –

         Цветочки распускаются!

         (Показываем руками)

         - Ах, как пахнут цветы!

         (Вдыхаем воздух через нос)

          Прилетели на запах пчелки

         Зажужжали : ж-ж-ж-ж-ж

         Посидели на цветочках и улетели.

         Прилетели красивые бабочки

         Полетали – полетали вокруг цветочков и улетели.

         Подул легкий ветерок: ш-ш-ш-ш

         Цветочки наклонились в одну сторону, потом в другую.

         Ветерок  подул сильнее, цветочки закачались,

Закружились: у-у-у

         Ветерок стал затихать, и цветочки успокоились,

       «Прыг!» - и в корзинку.

       

 А теперь придумайте хорошие слова о цветочках.

         (красивые, большие, маленькие, красные, желтые, белые, красные, яркие, прекрасные, очаровательные).

 Дети садятся на стульчики.  Бабушка Федора:

 «Молодцы, ребятки! Хорошо вы играете. А теперь расскажите, что вы знаете о комнатном растении – бегония?

Дети рассказывают:

 «Крапчатая бегония – это комнатное растение. Стебель у него прямой, листья – большие, в крапинку, цветы – розовые».

         Бабушка Федора: «А это комнатное растение похоже на другое?»

         Да! У него также есть корень, стебель, листья и цветы.

       

         Дидактическая игра «Кому что нужно?».

       

  (Детям необходимо назвать, что нужно для роста и развития растений).

http://bookcube.ru/uploads/taginator/Sep-2013/sxemy-modeli-po-teme-uxod-za-rasteniyami.jpg

         

        

          Воспитатель: Правильно, ребята! Из лейки водичкой мы поливаем растение. Без солнечного тепла и света растения не растут. Растениям нужна почва, воздух и обязательно ваша забота, нежность и любовь. А теперь давайте посмотрим внимательно, всё ли у нас в уголке природы в порядке? Может быть, какое-то растение нужно полить или землю подрыхлить, или листочки вытереть влажной тряпочкой. (Дети трудятся в уголке природы)

       

         Подведение итога занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация наблюдения за детьми, как основа создания индивидуальной программы развития ребенка"

Научно-теоретические подходы к проблеме организации наблюдения, как основы индивидуальной программы развития ребенка Наблюдение, как основной метод познания ребенка в ДОУ Структура индивидуальной пр...

Методические рекомендации по организации наблюдения за аквариумными рыбками

Методические рекомендации педагогам дошкольного образования по организации наблюдения с детьми среднего возраста за живым объектом (рыбки)....

Методические рекомендации по организации наблюдений на экологической тропе на тему: «Знакомство с растениями Японии» для детей подготовительной группы.

Методические рекомендации по организации наблюдений на экологической тропе  на тему: «Знакомство с  растениями Японии» для детей подготовительной группы....

Методическая разработка по окружающему миру на тему: "Методические рекомендации педагогам дошкольного образования по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста"

Методические рекомендации педагогом дошкольного образования по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста. Цель: развитие у детей активного познавате...

Организация наблюдений во время прогулок и методика проведений наблюдений.

Организация наблюдений во время прогулок и методика проведений наблюдений....

Рекомендации для родителей по организации наблюдений с детьми

Метод наблюдения в познавательно-исследовательской деятельности, экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с возрастными особе...

Организация наблюдения на прогулке в первой младшей группе на тему: "Наблюдение за птицами».

Организация наблюдения на прогулке в первой младшей группе на тему: "Наблюдение за птицами»....