Далёкая седая старина
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Невзорова Галина Александровна

Занятие по ознакомлению с окружающим миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dalyokaya_sedaya_starina.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             «  Далёкая  седая  старина»

Конспект  занятия  по  музейной  педагогике  с  детьми                     подготовительной  группы.

Цель:   Дать  детям  элементарные   представления  о  том,  как  жили  люди  в  старину.  Продолжать  знакомить  детей   с  домашней  утварью.  Развивать  умение  сравнивать  и  анализировать,  устанавливать  простейшие  причинно- следственные  связи,  делать  обобщение. Приобщать  детей  к  русской  национальной  культуре.

Материал:  Предметы  дидактического  пособия «  Далёкая  седая  старина»

                                          Ход  занятия

Педагог  показывает  на  деревянную  избу   говорит:  Сегодня  ребята  мы  будем  продолжать  знакомится  с   жизнью  людей  в  старину.

Что  это  такое?  (  Русская  изба)

Как  назывались  дома  у  зажиточных  людей? (  Терем)

Из  чего  строили  дома ? ( Из  дерева).

В  нашей  с  вами  избе  кто  живёт? (  Бабушка,  дедушка,  Ванечка,  Машенька,  батюшка,   матушка). Правильно  в  старину  родителей  уважали  и  почитали  и  называли  их  батюшкой  и  матушкой.  

Как  вы  думаете  что  главное  было  в  доме ?  (  Печь)

Из  чего  складывали  печь?  (  Из  глины)

Для  чего  людям  нужна  была  печь?( Она  давала  тепло,  и  на ней  готовили  пищу, Для  того  чтобы  печь  нагрелась  и  своим  теплом  согрела  избу  внутри  разводили  огонь.  

Чем  разводили  огонь?( Для  этого  надо  было  запрягать  лошадь  в  телегу  и  ехать  в  лес  за  дровами,  потом  колоть  их  топором).

 В  чём  готовили  пищу в  старину? (  В  глиняных  горшочках).

Откуда  брали  воду  для  питья  ,  приготовления   пищи, умывания?(  Из  колодца,  с  помощью  длинного  шеста  похожего  на  шею  журавля  .Колодец  так  и  прозвали  « Журавль».  Находился  он  во  дворе  каждого  дома  был  глубоким,  с  чистой  водой). Дети  читают потешку

                                   Опустись,  ведро,  низёхонько,

                                   Поднимись,  ведро,  полнёхонько!

                                   Зачерпни  воды  студёно

                                   Для  рассады,  для  зелёной.

                                   Нам  нужна  вода  для  грядки,

                                   Для  коровки  и  лошадки.

                                   Пей,  Савраска,  пей,  Бурёнушка,

                                   Пейти,  милые,  до  донышка!.

Что  одевали  женщины  перед  тем  как  приготовить  пищу? (Передник).

Где  в  старину  хранили  вещи?  (  В  сундуках).

Чтобы  достать  из  печи  горячий  горшок  в  избе  обязательно  находится  предмет Как  он  называется?( Ухват)

Из  чего  он  сделан?  (  Рогатины  его  сделаны  из  метала  а  ручка

  из  дерева).

В  печи  горят  дрова  когда  они  сгорают  что  остаётся? (  Угли)

Они  накапливаются  и  мешают  Какой  предмет  использовали    для  того  чтобы  выгрести угли?   (  Кочерга).

За  обедом  вся  семья  собиралась  за  большим  деревянным  столом

Как  вы  думаете,  на  чём  сидели  в  старину? (  на  скамейке,  лавке)

Чем  отличается  скамейка  от  лавки?  (  Скамейка  уже  лавки  и  её  можно  передвигать,  а  лавки крепко  накрепко  приколачивались к  стенам,    на  них  в  старину сидели  во  время  обеда ,  а по  ночам  можно  было  спать.)

Перед  тем  как  сесть  за  стол  обязательно  надо  было вымыть  руки

Из  чего   мыли  руки ? (  Для  этого  использовали  рукомой,  это  глиняный  кувшин  с  двумя  носиками  он  висел  на  стен  рядом  с  печкой).

Куда  стекала  грязная  вода?  (  в  ушат)

А  за  что  его  так  назвали?  (  Его  назвали  так  из-за   ручек  по  сторонам  напоминающие  уши).

Чистыми  руками  накрывали  на  стол   В  старину  не было тарелок .

Из  чего  пили  ?  (  Из  кружек)

Чем  ели? ( Деревянными  ложками).

В  старину  к  еде  относились  бережно,  особенно  к  чему? (  К  хлебу).

 Хлебу  всегда  отводилось  почётное  место  на  столе. Любой  обед  начинался  с  того,  что  самый  старший  в  семье  отрезал  от  буханки кусок  и  раздавал  каждому. Если  хлеб  случайно  падал  на  пол  что  надо  было  сделать? (Его  поднимали,  целовали  и  просили  прощение).

Во  что  наливали  напитки?  (  В  кувшин)

Какие  напитки  пили  в  старину?  (  Кисель,  квас)

Из чего  делали  напитки? ( Напитки  делали  из  хлеба,  яблок,  груш).

Что  ещё  хранили  в  кувшине? (  Молоко).

А  сейчас  мы  с  вами  поиграем  в   нашу  любимую  игру  «  Поле  чудес».      

                                  Мать  в  избе  стоит:  проста,

                                  Коренаста  и  толста,

                                  А  сынок -  голенаст,

                                  Извиваться  горазда,

                                   Извиваться,  извиваться

                                   Прямо  в  небо  забираться.     (Печь  и  дым).

                                   Попало  наше  тесто

                                   В  горячие  место.

                                   Попало – не  пропало,

                                   Румяной  булкой  стало.          (Печь).

                                    Не  бык,  а  бодает,

                                    Не  ест,  а  еду  хватает,

                                    Что  схватит – отдаёт,

                                    Сам  в  угол  идёт.                 ( Ухват).

                                     

                                    Чёрный  конь

                                    Скачет  в  огонь.                      (  Кочерга).

                                     На  стене  висит

                                     В  обе  стороны  глядит                 ( Рукомой).

                                   Длиннохвостая  лошадка

                                    Привезла  нам  каши  сладкой.

                                    Ждёт  лошадка  у  ворот –

                                    Открывай  пошире  рот                           ( Ложка).

                                   

                                    Уши  есть ,

                                    А  головы  нет.                            (  Ушат).

                                    Ножек -  четыре.

                                    Шляпок – одна.

                                    Нужен,  коль  станет

                                    Обедать  семья.                            (  Стол).

        Замечательный  дружище

                                  Деревянная  ручища.

                                  Да    железный  обушок,

                                  Закалённый  гребешок.

                                  Он  у  батюшки  в  почёте –

                                   Каждый  день   с  ним  на  работе.     ( Топор).

                                   

                                  Жил  Кирилл

                                   Много  людей  кормил

                                   А  разбился

                                   Под  плетнём  очутился                        ( Горшок).

                              В  воду  идёт -  красный,

                              А  из  воды – чёрный.                    ( Уголь).

                               Стоит   кошка

                               На  четырёх  ножках.             ( Скамейка).

                                 Хоть  он  ростом  невелик,

                                 А  к  почтению  привык:

                                 Перед  ним  дубы,  и  клёны,

                                 И  берёзы  бьют  поклоны.              (Топор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Предания старины далёкой"

Всем нам из русских народных  сказок знакомы такие персонажи, как водяной, леший, домовой, русалка, полевой. Сейчас для нас это всего лишь сказочные герои, а наши предки, жившие много лет на...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию Тема: «Кукла русская в старину далёкую»

Тема: «Кукла русская в старину далёкую»Конспект занятияпо патриотическому воспитанию...

Экскурсия в краеведческий с детьми подготовительной группы «Предметы быта далёкой старины»

Собирая вещи предков,Любим мы свой край сильней,Нету школы без музея,Без истории своей!Да музей создать не шутка-Нужно много сил и летЧтоб гордиться мог музеем юный краевед!...

конспект открытого занятия "далекая, седая старина"

Представлена работа с детьми старшего дошкольного возраста о русском быте...

Сценарий детско- родительского мероприятия "Помним обычаи старины седой. Святки"

Приобщение детей и родителей к традициям празднования зимних праздников на Руси и обрядам русского народа....

"Далекая, седая старина"

Деловая интеллектуально-творческая игра для педагогов на педсовете "О русских традициях, обычаях, народном творчестве". Деловая игра охватывает вопросы по знакомству с русскими народными пра...