конспект открытого занятия "далекая, седая старина"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Фролова Любовь Ильинична

Представлена работа с детьми старшего дошкольного возраста о русском быте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа 1015

Конспект открытого занятия

 в старшей группе "Росинка"

"Далекая, седая старина"

Подготовила и провела

воспитатель группы "Росинка"

Фролова Л.И,

апрель 2016г

Задачи:

Образовательные:

  • Приобщать детей к традициям русского народа, используя: устное народное творчество; игровой дидактический комплект "Далекая, седая старина";
  • Расширять и обобщать социально-нравственный и эстетический кругозор детей.

Развивающие:

  • Способствовать развитию устойчивого интереса детей к познанию национального быта, фольклора;
  • Способствовать непринужденному речевому обучению, на основе совместной деятельности, расширять и обогащать словарный запас детей.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к яркому образному родному языку;
  • Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Предварительная работа: комплекс занятий и игр с использованием игрового дидактического пособия "Далекая, седая старина" Ю.А.Акимовой.

Материалы и оборудование: музыкальный центр, запись с русскими народными мелодиями; игровой дидактический комплекс "Далекая, седая старина", автор Ю.А.Акимова; русский народный костюм для Хозяюшки, заготовки для плетня.

:  

Ход занятия

Звучит русская народная мелодия.

Входит Хозяюшка в русском народном костюме.

Хозяюшка.

"Здравствуйте, гости дорогие!

Дай бог тому, кто в нашем дому,

И житья, и бытья, и здоровьица!"

- Давайте знакомиться. Я, хозяйка этого дома. Зовут меня Любовь Ильинична. А вот и мои ребятушки.

(входят дети)

Хозяюшка.

День добрый, детушки касатушки.

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобней располагайтесь.

Я рада вас видеть.

Давайте начнем наше занятие с приветствия и поиграем в игру "Здравствуй, солнышко!" (дети стоят парами взявшись за руки и называют друг друга "солнышками")

А теперь давайте поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются с гостями).

Вот мы поздоровались, пожелали друг другу здоровья. Всем стало приятно. А теперь сядем на стульчики.

Хозяюшка. Закройте все глаза и представьте. как мы из городской суеты, от гула машин, множества домов и пешеходов перенеслись в волшебный тихий уголок (звучит музыка леса). Вы слышите, как поют птицы?

Дети. Да, мы слышим пение птиц.

Хозяюшка.  Вот уже за холмом виднеется деревня, а вот и первый дом. (снимает платок с дома и накидывает его себе на плечи).

Давайте заглянем в него и посмотрим, как живут его хозяева.

Далеко ли, близко ли,

Низко ли, высоко ли,

Ладком да своим домком

Жили-были муж да жена.

Была у них детей вереница -

Дружные братцы да сестрицы.

Они вас в гости к себе приглашают,  

Забавы и труд вас поджидают.

(звучит утренняя песня, слышен голос петуха)

Ребенок-солнце.

Ветер, ветер, поскорей

Тучу темную развей!

Солнце, солнышко, гори,

Всем нам радость подари!

Здравствуй, солнце, ясное,

Здравствуй, солнце, красное!

(в избе начинается движение, на плетень вскакивает петушок).

Ребенок - петушок.

Петушок, петушок, красный гребешок,

Хвост узорами, сапоги со шпорами,

Двойная бородка, чистая походка.

Рано утром встаю, всем я песенки пою.

Батюшка и матушка встают с лавок, выходят во двор и кланяются солнышку. Батюшка берет топор и идет колоть дрова, матушка берет ведро и идет к корове.

Ребенок-батюшка. (продолжает свои действия)

Уж как я ль мою коровушку люблю,

Уж как я ль- то ей  крапивушки нажну.

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь ты досыта, буренушка моя,

Уж как я ль мою коровушку люблю,

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

 Чтобы сливочек буренушка дала.

(слышен голос петуха)

С печи слезают дедушка и бабушка, выходят во двор, кланяются солнышку.

Хозяюшка. Кого еще разбудил петушок?

Дети. Петушок разбудил дедушку и бабушку.

Во дворе дедушка берет ведро и идет к колодцу за водой, а бабушка, надев передник возится у печки.

В это время из-за дома выходит лошадь и начинает щипать траву.

Ребенок-лошадь.

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка - серый бок!

Я копытцем постучу,

Если хочешь - прокачу!

Посмотрите, как я красива,

Хороши и хвост, и грива.

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка - серый бок!

(дедушка достает воду из колодца)

Ребенок-дедушка.

Опустись, ведро, низехонько,

Поднимись, ведро, полнехонько.

Зачерпни воды студеной,

Для рассады, для зеленой.

Нам нужна вода для грядки,

Для коровки, для лошадки.

пей, Савраска, пей, Буренушка,

Пейте, милые, до донышка.

Ребенок-бабушка. (подкладывает дрова в печь, мешает кашу в горшке)

Ой ты, печка - сударыня,

Помоги нам, боярыня:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

В дом богатство принеси.

Хозяюшка. Что собирается делать бабушка?

Дети. Бабушка собирается варить кашу.

Хозяюшка. Из чего будет каша?

Дети. Кашу бабушка будет варить из молока и крупы .

Хозяюшка. Кто даст бабушке молока?

Дети. Молоко принесет матушка, которая уже закончила доить корову.

Из избы выходит Машенька, умывается.

От водички, от водицы

Все улыбками искрится.

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы.

Маша умывается, солнцу улыбается.

Машенька берет миску с зерном и идет кормить кур.

как у наших у ворот

Петух зернышки клюет,

 Петух зернышки клюет,

К себе курочек зовет:

- Вы хохлушечки!

Вы пеструшечки!

Я нашел для вас орех,

Разделю орех на всех

По крупиночке, по восьминочке.

Все действующие лица, все время выполняют движения: батюшка рубит дрова и складывает, дедушка достает воду и наливает в корыто, поливает деревья. бабушка возится возле печки, ставит горшок, накрывает на стол.

Ребенок-матушка.

Тяги-тяги, потягушеньки,

На сыночка порастушеньки,

Ты расти, расти, сынок,

Как пшеничный колосок.

Сажает Ванюшку на лавку, рядом садится кот.

Ребенок кот. (садится возле Ванюшки)

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы,

Удивительной красы.

Глазки смелые,

Зубки белые.

Все заканчивают работу, моют руки и садятся за стол завтракать.

Хозяюшка. Посмотрите, что же случилось, пока семья завтракала?

Дети. Пока все завтракали, домашние животные разбежались.

Хозяюшка. Нужно помочь семье собрать животных назад во двор. Что надо сделать, чтобы животные больше не разбегались?

Дети. Нужно огородить двор.

Хозяюшка. Чем его огородить?

Дети. Нужно сплести плетень.

Хозяюшка. Из чего можно сплести плетень?

Дети. Плетень можно сплести из веток.

Хозяюшка. Где же взять ветки?

Дети. Мы вчера на прогулке уже заготовили ветки.

Хозяюшка. Молодцы! Тогда давайте сначала поиграем в игру. Она так и называется "Плетень".

Дети играют в игру. Под музыку дети встают в две шеренги, сначала одна шеренга идет навстречу другой и кланяется, потом также идет другая шеренга. После этого дети выполняют знакомые плясовые движения. Когда музыка замолкает, дети быстро плетут плетень, скрестив руки и соединив между собой.

Хозяюшка. Молодцы, ребята! Хороший у вас получился плетень. Давайте попробуем сплести настоящий плетень. Проходите к столу (на столе заготовки для плетня).

Ну что ж плетень у нас получился крепким, надежным. Теперь никуда животные не уйдут со двора.

Русь - деревянная, края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные.

Раздольные песни поют.

Дети под хороводную музыку заводят хоровод и уходят.

Хозяюшка. Вот мы и вернулись из волшебного тихого уголка, в свой большой и шумный город, в свой любимый детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для районного методического объединения детей младшего возраста по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины «В гостях у Сороки - белобоки».

Конспектоткрытого занятия для районного методического объединения детей младшего возраста по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим в подго-товительной группе «Родословная – старинная русская традиция»

Задачи: Закреплять представления детей о родственных отношениях, формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий.Воспитывать уважительное отнош...

Далёкая седая старина

Занятие по ознакомлению с окружающим миром...

Конспект открытого занятия по ФЦКМ "Старинные предметы быта" средняя группа

Конспект открытого занятия по ФЦКМ "Старинные предметы быта" средняя группа...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Эхо старины» в соответствии с ФГОС

Система работы по развитию связанной грамматически правильной диалогической и монологической речи детей в соответствии с ФГОС....

Конспект открытого занятия на тему "Старинные русские головные уборы"

Конспект открытого занятия на тему"Старинные русские головные уборы" предназначен для детей старшего дошкольного возраста от 5-6 лет...

"Далекая, седая старина"

Деловая интеллектуально-творческая игра для педагогов на педсовете "О русских традициях, обычаях, народном творчестве". Деловая игра охватывает вопросы по знакомству с русскими народными пра...