Конспект открытого занятия по ФЦКМ "Старинные предметы быта" средняя группа
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Столбова Марина Владимировна

Конспект открытого занятия по ФЦКМ "Старинные предметы быта" средняя группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:

«СТАРИННЫЕ ПРЕДМЕТЫ БЫТА. САМОВАР И УТЮГ»

Средняя группа №8

Составила и провела

Воспитатель Столбова  М.В.

Задачи:

  1. Образовательные:

- приобщение к русским народным традициям через знакомство со старинными предметами быта (самовар, утюг)

2. Развивающие:

- развивать внимание, память и мышление детей;

- обогащать словарный запас детей;

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание к познанию окружающего мира;

- привить любовь и интерес к русской старине.

Ход занятия

Хочу показать вам предметы, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Эти бытовые приборы есть в каждом доме, без них мы не мыслим своей жизни.

Что это? Правильно, электроутюг и электрочайник. А для каких целей они нужны человеку? Молодцы! Чайник – это прибор для кипячения воды. Утюг служит для того, чтобы разглаживать складки и замины на одежде. Эти бытовые приборы мы привыкли видеть такими. А очень, очень давно, когда жили бабушки ваших бабушек, они выглядели совершенно иначе. Хотите увидеть как? Тогда отправимся с вами в путешествие в прошлое, в старую русскую деревню. Закрываем глазки.

(Меняю на столе  чайник и утюг на самовар и старинный утюг.)

Слайд 1

Посмотрите, где мы с вами оказались. В этом деревянном доме живет эта молодая женщина. Ее зовут Анюта. Она любезно приглашает нас к себе в гости. Зайдем, ребятки?

Слайд 2

Посмотрите как здесь светло, чисто и уютно.

Слайд 3

Анюта очень гостеприимная и любезно предложила нам попить чаю.

- Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? (говорю за куклу)

- Да!

- Тогда слушайте:

Стоит толстячок,
Подперши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (самовар)

Слайд 4

Посмотрите, ребятки, какой нам Анюта накрыла вкусный, сладкий стол.

Говорю от имени куклы: Присаживайтесь, пожалуйста, давайте почаевничаем.

Веду диалог с куклой

-Анюта, расскажи, пожалуйста, ребятам, что такое самовар и для чего он нужен.

Всем известно, что самовар - это устройство для приготовления кипятка. "Сам варит" - отсюда и слово произошло.

Слайд 5

В трубу, которая находится  внутри самовара, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом. Вскоре вода в самоваре закипала. Наверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.

 - Спасибо, Анюта!

 Такими были первые самовары, а позже появились другие виды самоваров –керосиновые и  электрические. Посмотрите, как они выглядели.

Слайд 6

Форма у самоваров была самая разнообразная. Мастера старались друг перед другом изо всех сил…

Слайд 7,8

А посмотрите, как ярко и богато их раскрашивали.

Слайд 9

Говорю за куклу

Вокруг самовара по вечерам собираются мои домочадцы, мы пьем душистый чай, неторопливо беседуем. Самовар кипит, уходить не велит — говорят в народе.

В ваше время, Анюта, самовар был в каждом доме  и  был символом добра и домашнего уюта.

На ум приходят строки А.С. Пушкина

  • Смеркалось. На столе, блистая,
    Шипел вечерний самовар,
    Китайский чайник нагревая,
    Под ним клубился легкий пар…
    (
    А. Пушкин)

Проводиться музыкальная физкультминутка « Песня про самовар»

Загадываю детям загадку:

Я, не хвастая ,скажу:

Всех друзей омоложу!

Идут ко мне унылые–

С морщинками, со складками,

Уходят очень милые—

Весёлые и гладкие!

Значит, я надёжный друг.

Догадались? Я…

Показываю детям современный утюг

Обратите внимание на наряд  нашей Анюты.

Какой он? Правильно,  опрятный и чистый. А для этого мы стираем одежду и гладим ее.

Показываю и рассказываю  о старинном утюге от имени куклы.

Слайд 10

Когда в доме топится печка, утюг ставят на нее и он нагревается.

Слайд 11

И пока он горячий, я глажу.

Слайд 12

А в этот утюг я кладу горячие угли из печки и глажу, постельное белье, льняные скатерти и полотенца.

Слайд 13

Говорю Я: Такими были первые электрические утюги.

Слайд 14

Современные утюги на любой вкус.

Заключение

Время нашего путешествия подошло к концу. Было очень приятно познакомиться с тобой, Анюта. Давайте, ребятки, поблагодарим Анюту за сладкий, душистый чай и за интересный, поучительный рассказ.

Закрываем глазки. Вот мы и вернулись!

А сейчас на память об увлекательном путешествии мы раскрасим самовар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект открытого занятия для родителей в средней группе. Тема: «Путешествие в прошлое куклы». (занятие проводится совместно с эстетом)

Занятие проводится как итоговое. На это занятие приглашаются родители. Ему предшествует большая работа, которая проводиться совместно с эстетом. Дети рассказывают о том, что узнали на других занятиях....

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе "Свойства предметов"

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе "Свойства предметов"...

Конспект открытого занятия по ОБЖ в младшей группе «Опасные предметы дома»

Конспект открытого занятия по ОБЖ в младшей группе«Опасные предметы дома»...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе Тема: «Какие они-предметы?!»

Цель: Закрепление знания о свойствах предметов, умение находить признаки их    сходства и различия, объединять предметы в группу по общему признаку.Задачи:1) Уточнить представления о ср...