Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Эхо старины» в соответствии с ФГОС
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Гордеева Наталья Сергеевна

Система работы по развитию связанной грамматически правильной диалогической и монологической речи детей в соответствии с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

открытой непосредственной образовательной деятельности

по развитию речи в подготовительной к школе группе«Эхо старины»

Цель:  способствовать развитию у детей связанной грамматически правильной диалогической и монологической речи в соответствии с ФГОС.

Задачи: образовательные: обогатить и расширить представление детей о быте наших предков, познакомить с народным праздником «Масленица»,
способствовать развитию умения вести диалог, развитию речевого творчества, умению составлять рассказ по картине, сравнивать предметы по их функциям, качествам; активизировать словарь за счет знакомства с новыми словом «упряжка»;

-развивающие: содействовать развитию умения слушать рассказчика, развивать воображение, представляя предмет в будущем;

-воспитательные: воспитывать интерес к истории Родины, воспитывать положительное отношение к миру, разным видам труда, способствовать восприятию и пониманию произведений изобразительного искусства.

Подготовительная работа: рассматривание предметов быта наших предков, составление рассказов, опираясь на мнемотаблицы, чтение русских народных сказок.

Материалы и оборудование:  ИКТ, МР3, мнемотаблица на каждого ребенка, предметы старины: ухват, кринка, керосиновая лампа, веретено, самовар, лоскутное одеяло, лавочка, деревянные ложки и т. д.; современные предметы: чайник, кофеварка, магнитофон и т. д.; макет русской печи, соломенные куколки, фартуки, краски, ватные палочки, чучело Масленицы.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам приехали гости. Как можно поприветствовать их?

Дети:  словами «Здравствуйте!»,  «Добрый день!», снять шляпу, а можно сказать « Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим!»

Воспитатель: Дорогая старина,

Как нам всем мила она.

Деревянный дом с трубой

Мы зовем его …

Дети: Избой.    Слайд №1

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами побываем в удивительном мире старины, узнаем много нового и интересного. Ответьте мне,  пожалуйста, на такой вопрос: «Где мы с вами живем?»

Дети: Мы живем в квартирах, домах.

Воспитатель: Совершенно верно.  А чем освещаются и отапливаются наши дома?

Дети: Электричеством, газом.

Воспитатель: А как раньше было? Слайд № 2.

Дети: Чтобы было тепло - топили печь, а чтобы светло – зажигали свечи или керосиновую лампу. Слайд №3.

Воспитатель: Верно. Печь занимала центральное место в доме, для чего нужна была печь?

Дети: Она кормила, грела, сушила и лечила.

Воспитатель: А сейчас мы сравним печь с современной бытовой техникой.

Слайд № 4. Метод «Системный оператор». Таблица.

Примерные вопросы, задаваемые детям:   Из какого материала сделана печь? Из чего состоит печь? Чем ее топили? На чем мы готовим пищу в настоящее время? Из какого материала изготовлена газовая плита? Какие ее составные части? А как вы думаете, ребята, какой прибор мы, возможно, будем использовать в будущем для приготовления пищи? Слайд №5.

Н/С

Домашняя утварь

Бытовая техника

Бытовая техника

С

Lenagold - Клипарт - Разнообразные предметы 5

Газовая плита Electrolux EKG 600102W Бесплатные объявления Киева

ШколаЖизни Записи в рубрике ШколаЖизни Дневник buzulee : LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

П/С

Жби, блоки и кирпич в Астраханской области - продажа с доставкой Отделка стен на даче: ремонт на мансардном этаже - Ремонт - …

русская печь: лежанка / Интерьер / русская печь / Pinme.ru / Irina Belikova ВСЁ, ЧТО МЕНЯ КАСАЕТСЯ. - Как я в русской печи мылась

МЧС рекомендует горожанам перекрыть вентили подачи газа и выключить котлы отопления News.Ykt.Ru: служба новостей Крутой моддинг " Бяки.нет

Отзыв о Газовая плита King 1465 k 00 Газовая плита без проблем.

Галогенная плита Iplate H-22

Electrolux Mobile Kitchen Concept - - Trendday.ru Trendday.ru

Прошлое

Настоящее

Будущее

Разъяснить  для гостей, что:

Н/С-надсистема, т. е. система, частью которой является объект (домашняя утварь, бытовая техника).

С-система, т.е. объект, который находится в центре

рассмотрения (печь, газовая плита).

П /С-подсистема, т.е. части, из которых состоит сам объект(труба, лежанка, шесток и т.п.)

Слайд №6.

Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята, здесь лежат различные предметы: современные и старинные. Вам нужно будет разделиться на две группы и разложить предметы из прошлого и настоящего.

(Дети выполняют предложенное задание).

Воспитатель: Молодцы. А теперь послушайте меня. Ни свет, ни заря, пошло согнувшись со двора. Что это?

Дети: Коромысло.

Воспитатель: Для чего его использовали?

Дети: Носили воду.

Воспитатель: Чем больше я верчусь, тем больше становлюсь. Что это за предмет и для чего он нужен?

Дети: Веретено. Его используют для того, чтобы прясть пряжу.

Воспитатель: Молодцы. Послушайте еще загадку:

 Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит, кипит, всем чай пить велит. Что это?

Дети: Самовар.

Воспитатель: А где хранили раньше одежду?

Дети: Одежду хранили в сундуках.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Убери лишнее».

Слайд № 7.

Посмотрите на картинки и скажите, что здесь лишнее и почему.

Дети: В первой табличке лишнее коромысло, потому  что самовар, чугун и ложка-это посуда, а коромысло-это домашняя утварь.

Слайд №8.

Во второй табличке  лишняя сковорода  -  она относится к посуде и сделана из металла, а лавка, стол и сундук  относятся к мебели и изготовлены из дерева.

Чугунок, что такое чугунок - Повар.ру

Чай из самовара ЧАЙ

    Психоутка приносит удачу и призы. Конкурс от Dragon Nest - Страница 8 - GoHa.Ru

Расписная ложка Большая расписная ложка Деревянная расписная…

    http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=118c90a04bc02d878ae4830b68d5deca-09-144&n=24

       http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=342477f6df97625790b399511c0cb383-31-144&n=24

      Изба - Культура Древней Руси - Картинки по истории

       Мебель для дома: Деревянные Лавки Своими Руками

Воспитатель: Молодцы. В старину люди много работали. А чем занимались мужчины и женщины летом? Слайд №9.

Дети: Работали в поле, ухаживали за домашними животными.

Воспитатель: А сейчас, ребятки мы с вами немножечко разомнемся.

Физкультминутка

Дружно сеем мы пшеницу, (взмахи руками в стороны)

 Ей нужна теперь водица.

Дождик землю поливай, (сжимание-разжимание пальцев кистей рук)

Колос силу набирай. (Присели).

Колосок растет, растет, ( медленно встают, взмахи руками вверх)

Хлеб к нам в дом на стол придет.  (Руки выставить вперед).

Воспитатель: А скажите-ка мне, ребятки, чем занимались девушки и женщины длинными зимними вечерами? Слайд № 10.

Дети: Пряли, вязали.

Воспитатель: А что делали мужчины? Слайд № 11

Дети: Вырезали из дерева игрушки, посуду.

Воспитатель: А кто знает, что вытачивали в нашем селе?

Дети: Деревянные тележки – каталки, для того, чтобы возить маленьких детей.

Воспитатель: А какие пословицы о труде вы знаете?

Дети: Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

Рабочие руки не знают скуки.

Любишь есть калачи, не сиди на печи.

Воспитатель: В чем смысл последней пословицы?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, молодцы. А знаете, ребята, люди раньше не только много работали, но и умели веселиться и отдыхать. А какой народный праздник отмечается в конце зимы, начале весны. Слайд № 12.

Дети: Масленица.

Воспитатель: Да. А еще этот праздник нашел свое отражение в картине великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева, которая так и называется «Масленица». Посмотрите внимательно на эту картину и на таблицу перед каждым из вас и подумайте, как можно составить красивый рассказ.

Примерный рассказ детей.

Художник изобразил солнечный зимний день. На переднем плане картины изображены люди, которые беседуют, возможно, это купцы. В центре сани, запряженные лошадьми, толпа людей, которая  веселится. На заднем плане видны церкви и дома. Художник использует яркие краски: белого, желтого, голубого, коричневого, красного цветов. Картина создает радостное настроение. Слайд №13.

Воспитатель: Ребята, символом праздника Масленицы являются блины и чучело зимы. Оно сделано из соломы и похоже на девушку.  У нас тоже есть маленькие соломенные куколки, но на них надеты белые сарафанчики и они скучные, не яркие. Я предлагаю вам раскрасить сарафанчики. Мы их будем раскрашивать не кисточками, а ватными палочками путем примакивания. Начинаем работать аккуратно, не торопясь.

(Дети надевают фартуки, готовят рабочие места, выполняют предложенное задание. Звучит тихая музыка.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательные куколки получились. А еще в Масленицу водили хоровод и взрослые, и дети.

Ребенок: С давних пор и по сей день,

Хоровод водить не лень.

Ну-ка, музыка, звучи,

Весь народ слезай с печи. Слайд №14. 

(Воспитатель выносит чучело Масленицы)

Воспитатель: Дети, а сейчас мы с вами возьмем своих куколок, положим их в санки и подвезем к большой Масленице. А сами споем песенку «Кукла из соломы» и поводим хоровод.

Воспитатель: На что похож хоровод?

Дети: Хоровод похож на солнце, на круг. Слайд №15.

Воспитатель: Верно. И я, надеюсь, что у всех какое настроение?

Дети: У нас солнечное и радостное настроение.

Воспитатель:  Сейчас расскажем гостям, чем мы сегодня занимались. О чем мы говорили? Что сравнивали? О чем составляли рассказ? Что делали с соломенными куколками и как они назывались?

Дети: Мы говорили о старинной русской избе, предметах быта, сравнивали печь с газовой плитой, составляли рассказ по картине, рисовали, танцевали.

Дети: Как на масленой неделе,

Мы блиночков  захотели!

Масленица, угощай,

Всем блиночков подавай!

Гости добрые, прощайте,

И про нас не забывайте!

(Воспитатель угощает гостей блинами.)

Воспитатель: За вашу отличную работу, ребятки, вы получаете сладкое угощение от Масленицы, можете отдыхать. Слайд № 16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) Тема: «Как дети в детском саду г...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Рассказывание по картине «Если бы мы были художниками»

Задачи:*Учить детей составлять предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении;*Учить составлять коллективный рассказ-описание;*Дифференцировать на слух и в произношении звук...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе. Пересказ сказки «Хвосты»

Цель: Создание условий для формирования навыков пересказа сказки.Задачи:1. Учить детей связно и последовательно пересказывать текст с опорой на схему, точно воспроизводить реплики главных героев,...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказочная путаница»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказочная путаница»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Весна»

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Цель: Закрепление умения детей составлять описательные...