Главные вкладки

    «Реки, речки и моря на Земле текут не зря»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Мешалкина Антонина Васильевна

     

                           «Реки, речки и моря на Земле текут не зря».

                       (Занятие для детей подготовительной группы)

         Программное содержание: Развивать представление детей о том, какое большое значение имеют реки, озера, моря, родники и другие источники чистой воды для всего живого на Земле. Помочь детям увидеть, как прекрасна природа там, где есть вода.

        Воспитывать бережное и доброе отношение к природе и  друг к другу. Доходчиво объяснить, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств.

        Научить не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран. Учить понимать и правильно судить о бедах природы. Дать понятие               « Круговорот воды в природе». Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

                                          Ход занятия.

        Ведущий: Дети, давайте возьмемся за руки, содиним их в центре круга, тихо постоим так, почувствуем себя теплым солнечным лучиком.

         Ведущий: Я хочу загадать вам загадку: «Шар земной внесли в автобус, оказалось это.......»(Глобус).

    Правильно, дети, это глобус.Давайте рассмотрим его.(Глобус- это уменьшанная модель земного шара).В какой цвет окрашен глобус?

    Дети: Белый- это снег, зеленый - это лес, коричневый -земля, голубой -вода.

        Ведущий: Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный- голубой.А все потому, что этой краски на нем много больше, чем краски белой, зеленой,коричневой. Голубой краской на глобусе изображена вода-все моря и океаны нашей планеты.

        Глубоки моря и океаны! Даже высокая гора и та скрылась бы в их глубине. Если бы в самое глубокое место Тихого океана (в Марианскую впадину), можно было опуститься в кабине обыкновенного лифта, пришлось бы без остановки ехать подряд 5 часов.С 10-го этожа дома- всего полминуты, а тут- 5 часов! Вот какая глубина!

        Ведущий: Давайте послушаем шум моря.....

                                      Входит Волшебница Вода.

        Здравствуйте, дети.  Я- Волшебница Вода, услышала шум моря и решила зайти в гости.

        Ведущий: Дети, а почему гостью так называют- Волшебница Вода?

        Дети: Потому что вода может превращаться в пар, в снег, в лед, в снежинку, сосульку и т.д.

         Волшебница вода: Дети, я вас всех очень хорошо знаю, потому что мы очень часто встречаемся.

        Ведущая:Дети, где вы могли встретить Волшебницу Воду?

        Дети: Мы встречаем Волшебницу Воду в природе в виде дождя, в виде росы, в виде инея, мороси, града, снега, тумана и т.д.

        Ведущая:Вы слыхали о воде? Говорят она везде?

        1ребенок: В луже, в море, в океане и в водопроводном кране, как сосулька, замерзает, в дом туманом к нам вползает.

        2 Ребенок: Ледником в горах зовется,

    Лентой серебристой вьется,

    Средь высоких строиных елей

    Рушится потоком селей.

        3ребёнок: На плите у вас кипит,

    Паром чайника шипит,

    Растворяет сахар в чае.

    Мы ее не замечаем.

    Мы привыкли, что вода- наша спутница всегда!

        Волшебница Вода: Без меня вам не умыться,

    Не наесться, не напиться!

        Ведущая: Смею я вам доложить:

    Без воды нам не прожить!

        Волшебница Вода: В озере меня найдете

    И в сыром, лесном болоте,

        Все вместе: Путешествует всегда

    Наша спутница вода!

        Волшебница Вода: А вы любите путешествовать?

    Представьте, что вы капельки. Полетели капельки на Землю. Попрыгали, поиграли.(Звук дождя). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Дети делают 2 ручейка, взявшись за руки). Встретились однажды ручейки и стали большой рекой. (Дети соединяются в один поток, превращая ручей в речку). Плывут капельки по реке, путешествуют. Текла- текла река и попала в большой- пребольшой океан. (Перестроились в хоровод). Плавали-плавали капельки,а тут  как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, поднялись вверх,  испарились под лучами солнышка, вернулись к маме Туче.

        Вода :Молодцы, капельки, хорошо себя вели, хорошо путешествовали, а теперь отдохните. (Дети садятся на стульчики).

        Ведущая: А вы знаете, ребята, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу.(Подводит детей к схеме и объясняет круговорот воды в природе).

         Вода:    Дети, а я для вас приготовила загадку.

                                        Дождь прошел, а я осталась

                                        На дорожке во дворе.

                                        Воробьи во мне купались

                                        На потеху детворе.

                                        Но до завтрашнего дня

                                        Солнце высушит меня.(Лужа).

        Ведущая: А дети тоже тебе хотят загадки загадать.

    В тихую погоду                   Мойдодыру я родня

    Нет нас нигде.                            Отверни, открой меня!

    Ветер подует-                             И холодною водою

    Бежим по воде.(Волны).         Живо я тебя умою.(Водопроводный кран).

                                Утром бусы засверкали,

                                Всю траву собой заткали .

                                А пошли искать их днём-

                                Ищем, ищем-не найдем.(Роса).

        Ведущая:А еще дети знают пословицы, поговорки, народные приметы.

    1.Ласточка летает низко-                  2.Ласточка летает высоко-

    Значит дождик близко.                         Значит дождик далеко.

    3.Одуванчик шар сжимает,              4.Клевер листики прижал-

    Дождик капать начинает.                     Папа зонтик с собой взял.

        Вода: Капельками вы были, а теперь превратимся в снежинки.

                                                  Игра  «Снежинки».

                                            Мы- снежинки, мы-пушинки,

                                            покружиться мы не прочь,

                                            Мы снежинки- балеринки

                                            Мы танцуем день и ночь.

                                            Встанем вместе мы в кружок-

                                            Получается снежок.

                                            Мы деревья побелили,

                                            Крыши пухом замели,

                                            Землю бархатом укрыли

                                            И от стужи сберегли.

    Подходят к  «водоему». Игра  «Ручеек».

        Ведущая:Давайте присядем, отдохнем и поговорим о пользе воды.

                                                 -Кому нужна вода?

    -Человеку,растениям, животным, птицам, насекомым,рыбам и т.д.

    Вывод: Вода нужна всему живому на планете.

    -Для чего вода нужна человеку?

    -Готовить еду, для питья, для стирки, чтобы умываться, купаться, для водного транспорта, чтобы плавать по рекам, морям, океанам, на воде строят электростанции, из морской воды добывают соль.

    -А животным?

    -Чтобы пить, некоторые животные живут в воде,например, бобр, нутрия, выдра.

    -А растениям?

    -Без воды растения погибли бы от недостатка влаги.

    -А кто всю жизнь проводит в воде?

    -Прежде всего рыбы. Недаром говорят,что «рыбы- дети воды».

        Вода:Кто живет в водоеме?

    Выходит рак (  ребенок в шапочке рака).

        Я- рак! Ползаю по дну и пячусь назад, шевелю клешнями,ем что поподет,прячусь в норы под коряги.

        Карась: Я-карась! Очень неприхотлив, могу жить в стоячей воде.Ем все подряд .Когда-то на Востоке  нас карасей  держали в вазе с водой, для украшения дома.

        Щука:Меня рыбаки прозвали речным волком.Я нападаю на маленьких рыбешек и на крупных, если голодно,могу утащить на дно гусенка или утенка.

        Вода: Много интересного вы рассказали, а теперь я вам задам интересные вопросы.

    -Кто пьет не раскрывая рта? (Земноводные: лягушки,жабы,тритоны. Они кожей впитывают воду, их тело всегда должно быть влажным).

    -Как утолить жажду в пустыне? (При помощи кактуса, в его мякоти много влаги).

    -Почему в океане бъют фонтаны? (Их пускают киты. Они дышат легкими. Кит-не рыба, а морское животное.

    -В какую рыбу можно смотреться, как в зеркало? (Зеркальный карп).

                                 Дети:Я не хочу,чтоб речка высыхала,

                                          Где плещет столько рыбок золотых.

                                          Где пляшет резво лодка у причала,

                                          где теплый воздух так порою тих.

                                          Большие дяди,взрослые мужчины,

                                          Храните речку светлую мою,

                                          А подрасту и вам я помогу,

                                          И рыбок золотых уберегу .

         Вода: Ребята,вы хотите поближе познакомиться со своиствами воды, давайте пройдем в лабораторию для проведения опытов. (Дети надевают шапочки и халаты,садятся за столы).

                                                           Опыт 1.

                                                У воды нет вкуса.

        Дети пробуют воду через соломенку.Определяют, есть ли вкус у воды? Объяснить,что если человек очень хочет пить, то когда пьет говорит «Какая вкусная вода»,хотя ее вкуса не чувствует. Для сравнения дать попить сок. Морская вода соленая- ее пить нельзя.

    Вывод: У воды нет вкуса.

                                                         Опыт2.

        Перед детьми 2 стаканчика,один с молоком,другой- с водой. В оба стаканчика опустить палочки. В каком стаканчике они видны? В каком- нет?

    Вывод:Вода прозрачная, молоко- нет.

    Подумайте, что было бы,если бы речная вода была не прозрачная?

    Ответ:Не прозрачная вода не пропускает солнечные лучи,а без этого в реках и озерах не могут жить растения,а не будет растений, не будет рыб и других животных.

                                                        Опыт 3.

                                    Вода жидкая,может течь.

        Дать детям 2 стаканчика,один с водой, другой- пустой.

    Дети переливают из одного стаканчика в другой воду. Вода льется. Почему?

    Потому что, она жидкая, если бы она не была жидкая, она не могла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.Так как вода жидкая и может течь ее называют жидкостью.

                                                             Опыт 4.

                                                 У воды нет запаха.

        Дети нюхают воду,чем она пахнет? Ничем. Для сравнения понюхать духи.

    Вывод:Вода не имеет запаха.

                                                             Опыт 5.

                                       Вода бывает теплой и холодной.

        На столе 2 стаканчика-с теплой и холодной водой. Дети пробуют пальцем и определяют температуру воды, можно измерить термометром. Сказать, что в реках и озерах вода бывает разной температуры. Некоторые растения улитки,рыбы могут жить в теплой воде, другие-в холодной. В холодных морях меньше растений и животных.

    Ведущий: В природе есть такие места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это-гейзеры, от них идет пар, в таком  «горячем доме» жильцов очень мало, но они есть,это особенные водоросли.

    Вывод: Вода в водоемах разной температуры,значит в них живут разные растения и животные.

       Воспитатель:  Итак, вода очень полезная. Она необходима для купания и умывания, для питья и стирки, для полива растений и получения электричества. Но только чистая вода! Раньше в природе живые обитатели рек, озер, морей сами справлялись с очисткой воды, теперь же, когда на берегах построили много заводов и фабрик вода с каждым годом становится все грязнее. Грязная вода приносит много вреда, поэтому воду нужно очень и очень беречь.

       Мы знаем, что многие растения, животные, насекомые занесены в Красную книгу, т.е. их охраняют и берегут, так и воду надо беречь и не загрязнять.

       Когда ваши дедушки и бабушки были маленькие, воду можно было пить прямо из речки, а сейчас даже из крана пить сырую воду не советуют, и даже стали продавать чистую питьевую воду в бутылках.

       Вместе: «Нет, товарищи, не зря есть и реки и моря, в каждом доме без воды и не туды, и не сюды!»

       Волшебница Вода уходит, угощая детей сосульками.

     

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка. Совместная деятельность педагога с детьми "Откуда текут молочные реки" с использованием ИКТ.Старший дошкольный возраст

    Методическая разработка включает в себя конспект совместной деятельности  по ознакомлению старших дошкольников с окружающим миром и медиа-презентацию "Откуда текут молочные реки?"...

    Открытое краевое занятие по экологии "Реки, речки и моря на земле живут не зря"

    Занятие напрвлено на воспитание у детей бережного отношения к воде....

    «Реки, речки и моря на Земле текут не зря

    Интегрированное занятие в старшей группе на тему «Реки, речки и моря на Земле текут не зря» Образовательные задачи: показать значение воды в жизни живой природы; пополнение знани...

    Карта проекта "Реки и моря по земле текут не зря "

    Летнее планирование для дтей ворой младшей группы...

    Игра "В реке или в море?"

    ull;Пополняет и уточняет словарь ребёнка по теме «Рыбы. Животный мир рек, озёр, морей и океанов».•Закрепляет представления детей о разновидностях водоёмов, о различии состава воды в...

    Долгосрочный проект " Реки , речки и моря на земле текут не зря"

    Наша цель: вода-источник всего живого, который нужно беречь и сохранять. Формировать у детей начальные формы экологической культуры, расширения представлений о воде и ее свойствах. Воспитание бережног...