«Реки, речки и моря на Земле текут не зря»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Мешалкина Антонина Васильевна

 

                       «Реки, речки и моря на Земле текут не зря».

                   (Занятие для детей подготовительной группы)

     Программное содержание: Развивать представление детей о том, какое большое значение имеют реки, озера, моря, родники и другие источники чистой воды для всего живого на Земле. Помочь детям увидеть, как прекрасна природа там, где есть вода.

    Воспитывать бережное и доброе отношение к природе и  друг к другу. Доходчиво объяснить, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств.

    Научить не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран. Учить понимать и правильно судить о бедах природы. Дать понятие               « Круговорот воды в природе». Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

                                      Ход занятия.

    Ведущий: Дети, давайте возьмемся за руки, содиним их в центре круга, тихо постоим так, почувствуем себя теплым солнечным лучиком.

     Ведущий: Я хочу загадать вам загадку: «Шар земной внесли в автобус, оказалось это.......»(Глобус).

Правильно, дети, это глобус.Давайте рассмотрим его.(Глобус- это уменьшанная модель земного шара).В какой цвет окрашен глобус?

Дети: Белый- это снег, зеленый - это лес, коричневый -земля, голубой -вода.

    Ведущий: Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный- голубой.А все потому, что этой краски на нем много больше, чем краски белой, зеленой,коричневой. Голубой краской на глобусе изображена вода-все моря и океаны нашей планеты.

    Глубоки моря и океаны! Даже высокая гора и та скрылась бы в их глубине. Если бы в самое глубокое место Тихого океана (в Марианскую впадину), можно было опуститься в кабине обыкновенного лифта, пришлось бы без остановки ехать подряд 5 часов.С 10-го этожа дома- всего полминуты, а тут- 5 часов! Вот какая глубина!

    Ведущий: Давайте послушаем шум моря.....

                                  Входит Волшебница Вода.

    Здравствуйте, дети.  Я- Волшебница Вода, услышала шум моря и решила зайти в гости.

    Ведущий: Дети, а почему гостью так называют- Волшебница Вода?

    Дети: Потому что вода может превращаться в пар, в снег, в лед, в снежинку, сосульку и т.д.

     Волшебница вода: Дети, я вас всех очень хорошо знаю, потому что мы очень часто встречаемся.

    Ведущая:Дети, где вы могли встретить Волшебницу Воду?

    Дети: Мы встречаем Волшебницу Воду в природе в виде дождя, в виде росы, в виде инея, мороси, града, снега, тумана и т.д.

    Ведущая:Вы слыхали о воде? Говорят она везде?

    1ребенок: В луже, в море, в океане и в водопроводном кране, как сосулька, замерзает, в дом туманом к нам вползает.

    2 Ребенок: Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется,

Средь высоких строиных елей

Рушится потоком селей.

    3ребёнок: На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем.

Мы привыкли, что вода- наша спутница всегда!

    Волшебница Вода: Без меня вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

    Ведущая: Смею я вам доложить:

Без воды нам не прожить!

    Волшебница Вода: В озере меня найдете

И в сыром, лесном болоте,

    Все вместе: Путешествует всегда

Наша спутница вода!

    Волшебница Вода: А вы любите путешествовать?

Представьте, что вы капельки. Полетели капельки на Землю. Попрыгали, поиграли.(Звук дождя). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Дети делают 2 ручейка, взявшись за руки). Встретились однажды ручейки и стали большой рекой. (Дети соединяются в один поток, превращая ручей в речку). Плывут капельки по реке, путешествуют. Текла- текла река и попала в большой- пребольшой океан. (Перестроились в хоровод). Плавали-плавали капельки,а тут  как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, поднялись вверх,  испарились под лучами солнышка, вернулись к маме Туче.

    Вода :Молодцы, капельки, хорошо себя вели, хорошо путешествовали, а теперь отдохните. (Дети садятся на стульчики).

    Ведущая: А вы знаете, ребята, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу.(Подводит детей к схеме и объясняет круговорот воды в природе).

     Вода:    Дети, а я для вас приготовила загадку.

                                    Дождь прошел, а я осталась

                                    На дорожке во дворе.

                                    Воробьи во мне купались

                                    На потеху детворе.

                                    Но до завтрашнего дня

                                    Солнце высушит меня.(Лужа).

    Ведущая: А дети тоже тебе хотят загадки загадать.

В тихую погоду                   Мойдодыру я родня

Нет нас нигде.                            Отверни, открой меня!

Ветер подует-                             И холодною водою

Бежим по воде.(Волны).         Живо я тебя умою.(Водопроводный кран).

                            Утром бусы засверкали,

                            Всю траву собой заткали .

                            А пошли искать их днём-

                            Ищем, ищем-не найдем.(Роса).

    Ведущая:А еще дети знают пословицы, поговорки, народные приметы.

1.Ласточка летает низко-                  2.Ласточка летает высоко-

Значит дождик близко.                         Значит дождик далеко.

3.Одуванчик шар сжимает,              4.Клевер листики прижал-

Дождик капать начинает.                     Папа зонтик с собой взял.

    Вода: Капельками вы были, а теперь превратимся в снежинки.

                                              Игра  «Снежинки».

                                        Мы- снежинки, мы-пушинки,

                                        покружиться мы не прочь,

                                        Мы снежинки- балеринки

                                        Мы танцуем день и ночь.

                                        Встанем вместе мы в кружок-

                                        Получается снежок.

                                        Мы деревья побелили,

                                        Крыши пухом замели,

                                        Землю бархатом укрыли

                                        И от стужи сберегли.

Подходят к  «водоему». Игра  «Ручеек».

    Ведущая:Давайте присядем, отдохнем и поговорим о пользе воды.

                                             -Кому нужна вода?

-Человеку,растениям, животным, птицам, насекомым,рыбам и т.д.

Вывод: Вода нужна всему живому на планете.

-Для чего вода нужна человеку?

-Готовить еду, для питья, для стирки, чтобы умываться, купаться, для водного транспорта, чтобы плавать по рекам, морям, океанам, на воде строят электростанции, из морской воды добывают соль.

-А животным?

-Чтобы пить, некоторые животные живут в воде,например, бобр, нутрия, выдра.

-А растениям?

-Без воды растения погибли бы от недостатка влаги.

-А кто всю жизнь проводит в воде?

-Прежде всего рыбы. Недаром говорят,что «рыбы- дети воды».

    Вода:Кто живет в водоеме?

Выходит рак (  ребенок в шапочке рака).

    Я- рак! Ползаю по дну и пячусь назад, шевелю клешнями,ем что поподет,прячусь в норы под коряги.

    Карась: Я-карась! Очень неприхотлив, могу жить в стоячей воде.Ем все подряд .Когда-то на Востоке  нас карасей  держали в вазе с водой, для украшения дома.

    Щука:Меня рыбаки прозвали речным волком.Я нападаю на маленьких рыбешек и на крупных, если голодно,могу утащить на дно гусенка или утенка.

    Вода: Много интересного вы рассказали, а теперь я вам задам интересные вопросы.

-Кто пьет не раскрывая рта? (Земноводные: лягушки,жабы,тритоны. Они кожей впитывают воду, их тело всегда должно быть влажным).

-Как утолить жажду в пустыне? (При помощи кактуса, в его мякоти много влаги).

-Почему в океане бъют фонтаны? (Их пускают киты. Они дышат легкими. Кит-не рыба, а морское животное.

-В какую рыбу можно смотреться, как в зеркало? (Зеркальный карп).

                             Дети:Я не хочу,чтоб речка высыхала,

                                      Где плещет столько рыбок золотых.

                                      Где пляшет резво лодка у причала,

                                      где теплый воздух так порою тих.

                                      Большие дяди,взрослые мужчины,

                                      Храните речку светлую мою,

                                      А подрасту и вам я помогу,

                                      И рыбок золотых уберегу .

     Вода: Ребята,вы хотите поближе познакомиться со своиствами воды, давайте пройдем в лабораторию для проведения опытов. (Дети надевают шапочки и халаты,садятся за столы).

                                                       Опыт 1.

                                            У воды нет вкуса.

    Дети пробуют воду через соломенку.Определяют, есть ли вкус у воды? Объяснить,что если человек очень хочет пить, то когда пьет говорит «Какая вкусная вода»,хотя ее вкуса не чувствует. Для сравнения дать попить сок. Морская вода соленая- ее пить нельзя.

Вывод: У воды нет вкуса.

                                                     Опыт2.

    Перед детьми 2 стаканчика,один с молоком,другой- с водой. В оба стаканчика опустить палочки. В каком стаканчике они видны? В каком- нет?

Вывод:Вода прозрачная, молоко- нет.

Подумайте, что было бы,если бы речная вода была не прозрачная?

Ответ:Не прозрачная вода не пропускает солнечные лучи,а без этого в реках и озерах не могут жить растения,а не будет растений, не будет рыб и других животных.

                                                    Опыт 3.

                                Вода жидкая,может течь.

    Дать детям 2 стаканчика,один с водой, другой- пустой.

Дети переливают из одного стаканчика в другой воду. Вода льется. Почему?

Потому что, она жидкая, если бы она не была жидкая, она не могла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.Так как вода жидкая и может течь ее называют жидкостью.

                                                         Опыт 4.

                                             У воды нет запаха.

    Дети нюхают воду,чем она пахнет? Ничем. Для сравнения понюхать духи.

Вывод:Вода не имеет запаха.

                                                         Опыт 5.

                                   Вода бывает теплой и холодной.

    На столе 2 стаканчика-с теплой и холодной водой. Дети пробуют пальцем и определяют температуру воды, можно измерить термометром. Сказать, что в реках и озерах вода бывает разной температуры. Некоторые растения улитки,рыбы могут жить в теплой воде, другие-в холодной. В холодных морях меньше растений и животных.

Ведущий: В природе есть такие места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это-гейзеры, от них идет пар, в таком  «горячем доме» жильцов очень мало, но они есть,это особенные водоросли.

Вывод: Вода в водоемах разной температуры,значит в них живут разные растения и животные.

   Воспитатель:  Итак, вода очень полезная. Она необходима для купания и умывания, для питья и стирки, для полива растений и получения электричества. Но только чистая вода! Раньше в природе живые обитатели рек, озер, морей сами справлялись с очисткой воды, теперь же, когда на берегах построили много заводов и фабрик вода с каждым годом становится все грязнее. Грязная вода приносит много вреда, поэтому воду нужно очень и очень беречь.

   Мы знаем, что многие растения, животные, насекомые занесены в Красную книгу, т.е. их охраняют и берегут, так и воду надо беречь и не загрязнять.

   Когда ваши дедушки и бабушки были маленькие, воду можно было пить прямо из речки, а сейчас даже из крана пить сырую воду не советуют, и даже стали продавать чистую питьевую воду в бутылках.

   Вместе: «Нет, товарищи, не зря есть и реки и моря, в каждом доме без воды и не туды, и не сюды!»

   Волшебница Вода уходит, угощая детей сосульками.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое краевое занятие по экологии "Реки, речки и моря на земле живут не зря"

Занятие напрвлено на воспитание у детей бережного отношения к воде....

«Реки, речки и моря на Земле текут не зря

Интегрированное занятие в старшей группе на тему «Реки, речки и моря на Земле текут не зря» Образовательные задачи: показать значение воды в жизни живой природы; пополнение знани...

Карта проекта "Реки и моря по земле текут не зря "

Летнее планирование для дтей ворой младшей группы...

Игра "В реке или в море?"

ull;Пополняет и уточняет словарь ребёнка по теме «Рыбы. Животный мир рек, озёр, морей и океанов».•Закрепляет представления детей о разновидностях водоёмов, о различии состава воды в...

Долгосрочный проект " Реки , речки и моря на земле текут не зря"

Наша цель: вода-источник всего живого, который нужно беречь и сохранять. Формировать у детей начальные формы экологической культуры, расширения представлений о воде и ее свойствах. Воспитание бережног...

Конспект занятия в старшей группе на тему«Реки и моря на Земле текут не зря»

Образовательные задачи:показать значение воды в жизни живой природы;пополнение знаний о воде и о том, как человек её использует;учить детей беречь водопроводную воду;доходчиво объяснить детям, что для...