Экспериментальная деятельность в доу
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Проектная деятельность в детском саду на тему "Воздух-невидимка волшебник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 4.zip65.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Воздух невидимка - волшебник»

Актуальность.  Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.

Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу.

Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя.

Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача.

В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

I этап.

Целеполагание. Задача взрослых помочь детям сформировать у ребенка активное желание экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную, художественную деятельность.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители

Цель: сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.

Задачи:

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

- научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;

- организовать познание детей пол теме «Воздух» через самостоятельный поиск;

-ознакомить с экологическими проблемами воздуха;

- развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;

- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

-развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха.

- развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

- дети приобрели умение включаться и самостоятельно проводить эксперимент;

-расширили знания  о воздухе и его признаках;

-развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

-сформировались навыки и умения самостоятельного ведения эксперимента и использование его итогов в творческой деятельности;

-научились делать выводы из полученных результатов

Реализация: 5 недель

Предшествующая работа:

Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, надувание шаров, мыльных пузырей, наблюдение за ветром, паром.

II этап.

Разработка проекта.

1. Довести до участников проекта важность данной проблемы: значение воздуха для живых организмов и его свойствах, искать пути решения экологических проблем воздуха.

2. Подобрать методическую научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме:

-пособие Л. В. Кованько «Секреты природы - это так интересно!»;

-проблемные ситуации по теме проекта;

-книга А. И. Шалиро «Секреты знакомых предметов – пузырек воздуха»;

-книга Л. Н. Вахруетвой «Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет», тема «Воздух»;

-М. Пантюхина «Сказка о том, как разозлился дождь»;

-дидактические игры и пособия «Проделки озорника – невидимки»;

-загадки о воздухе;

-иллюстрации: «Экологические проблемы воздуха», «Как люди научились использовать силу ветра» (парусные корабли, мельницы, ветряные электростанции и т. д.) ;

3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.

4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

5. Составить перспективный план мероприятий.

III этап.

Реализация проекта.

ПРОЕКТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Дата

                            План работы

1

 неделя

Беседа №1. «Невидимка», беседа №2 «Зачем нам воздух».

Наблюдения №1, №2 (см. картотеку).

Рассматривание иллюстраций «Воздух вокруг нас»; «Экологические проблемы воздуха».

Опыт №1, №2 (см. картотеку).

Рисование «Воздух в природе»; физкультминутка «Вышли уточки на луг»

2 неделя

        Беседа №3 «Какой нам воздух нужен для дыхания»

        Занятие №1 «Волшебный воздух»

        Наблюдения №3, №4 (см. картотеку)

        Чтение стихотворений « Ветер, ветер ты могуч…» А.С. Пушкина

        Опыт №3, №4 (см. картотеку)

        Рисование «Добрый ветер»

        Игра «Ветер дует нам в лицо…»

3 неделя

        Занятия №1 «Волшебный воздух (продолжение)».

        Наблюдения №5, №6, №7 (см. картотеку).

Чтение М. Пантюхина «Сказка о том, как разозлился дождь»

Отгадывание загадок о воздухе

Физкультминутка «Ветерок»

Прослушивание аудиозаписи «Шум ветра»

4 неделя

Занятие №2 « Ветер-невидимка».

Наблюдения №8, №9 (см. картотеку)

Пальчиковая гимнастика «Непоседа-ветер»

Опыт №5, №6  (см. картотеку)

Коллективная работа детей по аппликации «Ветер в зимнем лесу»

Рассматривание иллюстраций «Как люди научились использовать силу ветра (парусные корабли, мельницы, ветряные электростанции и т. д.)

5 неделя

Занятие №3 «Упрямый воздух»

Просмотр сказки-мультфильма «Золотые колосья»

Наблюдения №10, №11  (см. картотеку)

Игра «Ветерок»

Чтение рассказа «Проделки озорника-невидимки»

Физкультминутка «Дерево»

Опыт №7, №8 (см. картотеку).

Рисование нетрадиционным способом

« Выдувание краски из трубочки»

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Неделя

Содержание

1 неделя

  1. Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»
  2. Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

2 неделя

  1. Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
  2. Проведение опытов с детьми дома

3 неделя

  1. Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
  2. Рисование « По дороге домой»

4 неделя

  1. Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
  2. Проведение опытов с детьми дома

5 неделя

  1. Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности»
  2. Практическая часть: Открытое занятие для родителей.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Занятие №1

Тема: «Волшебный воздух».

Цель: дать детям представление о воздухе как газообразном веществе; познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения; развивать познавательную активность; активизировать речь детей и обогащать словарь.

Материал: игрушка Незнайка

Ход занятия.

В гости к детям приходит Незнайка и просит детей помочь разрешить его спор со Знайкой. Они поспорили, важен или нет воздух для человека.

Воспитатель (Незнайке). А как думаешь ты?

Незнайка. Я думаю, что воздух не важен.

Воспитатель (детям). Ребята, а как вы думаете, можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? (Ответы детей). Давайте проверим. Зажмите нос и рот. Как ты себя чувствуешь, Незнайка?

Незнайка. Плохо.

Воспитатель. Значит, для чего нужен воздух?

Дети. Чтобы дышать.

Проводится физкультминутка «Ветерок».

Воспитатель. Правильно, чтобы дышать. Воздух – невидимка, волшебник. Почему мы называем его невидимкой?

Дети. Потому что его невидно.

Воспитатель. Какой воздух?

Дети. Бесцветный, невидимый.

Воспитатель. А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (ответы детей).

Воспитатель. Мы должны его почувствовать. Давайте подуем на ладошку, что мы чувствуем?

Дети. Холод.

Воспитатель. Это и есть воздух.

Выводы: мы выяснили, что без воздуха нельзя дышать, воздух невидимый, бесцветный, он вокруг нас.

Занятие №2

Тема: « Волшебный воздух (продолжение)»

Цель: дать детям представление о воздухе как газообразном веществе; познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения; развивать познавательную активность; активизировать речь детей и обогащать словарь.

Материал: стакан воды с трубочкой; таз с водой; пустые стаканчики; воздушные шарики; игрушка Незнайка; листы бумаги по количеству детей.

Ход занятия.

 В гости опять приходит к детям Незнайка. На прошлом занятии Незнайка, ты с нами узнал, что воздух невидимый, бесцветный, а сегодня мы попытаемся его увидеть.

Воспитатель. Дети, вы хотите увидеть воздух? (ответы детей).

Подойдите к столам. На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим воздух.

Воспитатель. Вы знаете дети, что воздух есть везде, он нас окружает.

Давайте с вами проведем опыт: Опускаем соломинку в стакан с водой и дуем в соломинку, что мы видим в стакане?

Дети. Пузырьки.

Воспитатель. Да, это воздух. Мы можем сказать, что воздух есть везде.

Проведем еще один опыт: переверните стакан вверх дном, и медленно опустите в таз с водой.

 Воспитатель. Что получилось? Попадает ли вода в стакан?

Дети. Нет.

Воспитатель. А почему? (ответы детей)

Воспитатель. Потому что в стакане есть воздух, и он не пускает туда воду.

Давайте проведем еще один опыт. Мы с вами уже узнали, что воздух есть в воде, в стакане, но воздух есть еще и в природных материалах.

На столе лежат камешки. Давайте подойдем к стаканчикам, возьмем камешки и бросим их в воду, что мы увидим? (ответы детей).

Воспитатель. Да, правильно, пойдут пузырьки от камешков, это тоже воздух.

А сейчас мы с вами узнаем, есть ли запах у воздуха? А вы как думаете, ребята? (ответы детей)

Воспитатель. А как ты думаешь Незнайка?

Незнайка. Запах у воздуха есть, я всегда чувствую, когда пахнет апельсинами.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, это пахнет апельсиновая корка или воздух?

Воспитатель. Мнет корку от апельсина в руках. Вы чувствуете запах? Чем пахнет?

Дети. Пахнет апельсинами.

Воспитатель. Как вы поняли, что пахнет апельсинами?

Дети. Запах дошел до нас.

Воспитатель. Запах передается по воздуху. Незнайка был прав, когда говорил, что он всегда чувствует запах апельсинов.

Вывод. Сегодня мы узнали, что воздух есть в пустом стакане, в природных материалах, а также что воздух не имеет запаха, но запахи передаются воздухом и мы их чувствуем, вот оказывается какой воздух волшебный.

     

Занятие №3

Тема: «Ветер – невидимка»

Цель: уточнение представлений о свойствах воздуха, его значении в природе и жизни людей, формировать у детей познавательный интерес к природе: знания о ветре, его особенностях, значении для человека и окружающего мира, учить определять характер ветра через прослушивание музыкальных произведений.

Предварительная работа: наблюдение за ветром, рисование на тему «Ветер добрый, ветер злой», заучивание стихов.

Материалы: Два больших обруча, два «портрета» ветра

 Ход занятия.

Звучит спокойная музыка.

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.

Он бескрылый, а летает,

Безголосый, а свистит,

Хоть безрукий, но, бывает,

Груши с веток обрывает –

Так порою он сердит.

Только что он был везде,

Миг – и нет его нигде!

Ответы детей.

Воспитатель. Почему ветер называют невидимкой? (Ответы детей).

Воспитатель. Да, правильно, ветер нельзя увидеть глазами,  его можно только почувствовать.

Какой бывает ветер?

Дети. Ветер бывает сильный, слабый, злой, теплый.

Воспитатель. А как можно узнать, дует ли на улице ветер?

Дети. Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, ветер есть.

Воспитатель. Давайте подойдем в окну и посмотрим, есть ли сегодня на улице ветер.

Дети описывают свои наблюдения и делают вывод: ветряная ли сегодня погода.

Воспитатель: а что умеет делать ветер?

Ответы детей.

Воспитатель. Много разных дел умеет делать ветер и хороших и плохих. Вообще-то увидеть сам ветер невозможно. Но жил один Художник, у которого были волшебные очки. В этих очках он мог разглядеть любого невидимку. Однажды художник решил нарисовать ветер. И вот что у него получилось. (Воспитатель показывает детям два «портрета» ветра). Как вам кажется, на каком портрете нарисован ветер, делающий добрые дела, а на каком ветер, от которого одни несчастья? Дети определяют, какой портрет злой, а какой добрый. Объясняют, почему они так решили.

Воспитатель. Есть у меня картинки, на которых нарисованы добрые  и злые дела ветра, определите о каком ветре идет речь.

Проводится игра «ветер добрый, ветер злой».

Воспитатель. Знаете ли вы что такое ветер? Это движение воздуха. А можно ли создать искусственный ветер?

Ответы детей. Воспитатель. Да, но для этого нужно заставить воздух двигаться, помахать рукой, помахать листочком, включить вентилятор. Воспитатель раздает детям листочки.

 Воспитатель. Легкий ветерок освежает нашу кожу. Попробуйте создать легкий ветерок, чтобы освежить себя.

А какими электроприборами в наше время можно заменить листочки?

Дети. Вентилятор и кондиционер.

Воспитатель. А если бы вам на какое-то время можно было превратиться в ветер, каким бы ветром вы стали?

Представьте, что у вас, как у художника из сказки, появились волшебные очки, и вы смогли рассмотреть невидимое. Нарисуйте свой ветер, выдувая краску из трубочки.

Вывод: дети научились рассуждать, анализировать, делать выводы; рассказывать об особенностях ветра и его значении в жизни человека, устанавливать связь между предметами и явлениями.

Занятие №4

Тема: «Упрямый воздух»

     Цель: показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

  Материал: воздушные шары на каждого ребенка

Ход занятия

Ребята, подумайте, а где можно найти много воздуха сразу?

Ответы детей.

Воспитатель. Воздух везде, а еще в воздушных шариках. Чем мы надуваем шарики? Мы надуваем шарики воздухом.

Воспитатель. Правильно воздухом. Когда мы надуваем шарики воздухом, мы как бы ловим его и запираем в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, что с ним будет? Ответы детей.

Воспитатель. Конечно он лопнет. Воздух весь не помещается в шарике, так что главное не перестараться.

А теперь выпустите воздух из шарика.

Если воздух выходит из шарика очень быстро, то он как бы толкает шарик и тот движется вперед. Что с ним произошло? Ответы детей.

Вывод: воздух при сжатии занимает мало места, и сжатый воздух обладает силой.

БЕСЕДА №1 «Невидимка»

Ребята, отгадайте загадку:

        Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же,

Без него мы жить не можем.

Воздух окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения.

- Ребята, а вы видите воздух?

Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».

С детьми обсуждается тема воздуха. По трем вопросам: Что? Где? Как? (что? - воздух; где? - везде и в нас (дыхание) - мы можем его вдохнуть и выдохнуть; как? - привести в движение (веер).

Беседа №2 «Зачем нам нужен воздух»

Воздух -  это удивительная оболочка вокруг нашей земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, всё живое погибло бы в палящих лучах Солнца днём и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землёй холодный воздух на юг, тёплый – на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. Для чего нужен воздух?

Дети: Мы им дышим!

В-ль: Правильно, воздух нужен всему живому на земле. Если бы не было воздуха, что было бы со всеми нами? (Ответы).

Беседа №3

Какой воздух нам нужен?

Дети: Чистый, свежий!

В-ль: Где можно встретить чистый воздух?

Дети: В лесу, в парке, в горах, на море.

В-ль: А что значит чистый воздух?

Дети: Это когда легко и свободно дышится.

В-ль: Всегда ли нам воздух друг?

Дети дают разные ответы.

В-ль: А где бывает грязный воздух?

Дети: Рядом с заводом, где из трубы идёт дым, где много машин, где сильный ветер поднимает пыль и трудно дышать и т.д.

В-ль: А что значит грязный воздух?

Дети: Это когда трудно дышать, когда кашляешь и задыхаешься.

В-ль: Что нужно делать, чтобы воздух был чистым, и легко дышалось людям, животным, растениям?

Дети: Сажать больше деревьев, беречь леса, парки и скверы, поливать асфальт водой от пыли и т. д.

Воспитатель: 
Воздух необходим всему живому! Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.

Ребенок читает стихотворение:
Чтобы жизнь торжествовала,
Охранять нам воздух надо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету! 

Наблюдение №1

НОД «Мы поймаем ветер» (прогулка).

Задачи: знакомить детей с самостоятельными движением воздуха – ветром; учить изготавливать ловушки для ветра; активизировать наблюдательную деятельность детей, в процессе наблюдений; учить делать самостоятельные выводы и фиксировать их.

Предварительная работа: Наблюдение за ветром из окна, изготовление ловушек для ветра (медузы, рыбки с хвостиками из нарезанного целлофана)

Ход прогулки:

1. Дети, ранее приготовленные ловушки для ветра развешивают на деревьях и наблюдают за ними. Делают вывод из наблюдений: если есть ветер то хвостики медуз и рыбок двигаются;

2. Дети берут в руки своих рыбок и медуз и продолжают эксперименты с ними. Бегают, прыгают, медленно ходят. От интенсивности движений зависит движение хвоста и дети делают вывод, что ветер можно поймать, двигаясь с разной скоростью.

(Наблюдения могут продолжаться несколько дней и разницу в движении ветра дети зарисовывают в свои блокноты).

Наблюдение №2

НОД «Где прячется воздух».

Задачи : обогатить знания детей о воздухе через эксперименты; учить детей используя упругость воздуха создавать образы из пакетов; учить придумывать игры с ними; развивать желание помогать друг другу (работать и играть в паре, активизировать речь.

Ход беседы:

1. С детьми обсуждается тема воздуха. По трем вопросам: Что? Где? Как? (что? - воздух; где? - везде и в нас (дыхание) - мы можем его вдохнуть и выдохнуть; как? - привести в движение (веер);

2. Дети получают целлофановые мешки (новые) и играют с ними: дуют, изучают руками, гладят, заворачивают, экспериментируют с ними. открывают секрет – как увидеть или поймать воздух.

3. Поймав воздух в пакетик и использовав скотч, дети изготавливают животных и играют с ними. педагог обращает внимание детей на то, что они могут теперь поиграть с невидимкой.

Наблюдение №3

НОД «Мы выдыхаем через трубочку».

Задачи: Продолжить активировать экспериментально-самостоятельную деятельность детей по изучению воздуха; учить фантазировать; делать выводы из экспериментов (придумывание нового вида развлечения); развивать коммуникативность.

Ход НОД:

1. Дети экспериментируют с разными трубочками (длины, ширины) и решают как разница влияет на выдыхаемый воздух;

2. Выбирают из них трубочку для нового эксперимента. «Какой шарик легче загнать в щель» (ватный, бумажный, металлический);

3. Играют парами в «Ветробол».

4. Научившись дуть в разных направлениях, дети создают рисунки, раздувая капельки на листе бумаги.

Результат: выставка «сказочные цветы»

Опыты

Опыт №1
Хотите поймать воздух? Возьмем пакет и начнем его скручивать с открытого края. Что происходит с пакетом? (пакет надувается). Почему это происходит? (пакет наполняется воздухом). Действительно, пакет наполнился воздухом, но мы его не видим.Какое свойство воздуха мы определили?Вывод: воздух не имеет цвета.
На доске ставим символ

Опыт № 2.

Вдохните ртом воздух. Какого вкуса воздух? (не имеет вкуса)Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (не имеет запаха)Вывод: чистый воздух не имеет вкуса и запаха.
На доске выставляем символ.

Опыт № 3
Сначала показывает воспитатель, затем повторяют дети. Посмотрите, что в стакане? (стакан пустой). Тогда смотрите что получится. Повернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Стакан нужно держать ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Воздух есть повсюду.
На доске ставим символ.

Опыт №4

Показать, что природные материалы тоже имеют воздух. Бросаем в воду камешки, глину, видим, что в воде пузырьки – это воздух.

Опыт № 5

Опустим в стакан с водой соломинку и дуем в нее сначала тихонько, а затем посильнее. Почему появляются пузыри? (Воздух выходит из воды).
Вывод: воздух легче воды.
На доске ставим символ.

Опыт № 6

А сейчас мы понаблюдаем за другими пузырями – мыльными.Дети становятся в круг и начинают пускать мыльные пузыри. Почему образуются мыльные пузыри?
Продуктивная деятельность: Хотите ощутить воздух? Для этого нам нужно сделать веер. Возьмите бумагу того цвета, который вам нравится. Дети самостоятельно изготавливают веера.Опыт № 6
Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться.Вывод: Движение воздуха называется ветром.
На доске выставляем символ.

Опыт № 7

Возьмите воздушные шарики. Давайте попробуем их надуть. Шарики стали круглыми. Почему? В них есть воздух. Почему один шарик больше, а другой меньше? В одном больше воздуха, а в другом меньше. Попробуйте выпустить немного воздуха из шарика.


  Воспитатель предлагает обратиться к схемам и подвести итоги.
Какие свойства воздуха мы с вами сегодня определили?
1. Воздух не имеет цвета.
2. Воздух не имеет запаха и вкуса.
3. Воздух находится всюду.
4. Воздух легче воды.
5. Воздух движется.

Художественное слово

***

Ветер с юга дул на север,
Подметал с дороги пыль,
Колыхал на поле клевер
И расчёсывал ковыль.
Перелистывал травинки,
Всё отметил, всё учёл,
Всех козявок на тропинке,
Всех кузнечиков и пчёл.
Растрепал кусты и сходу
За жужжание и гул
Взял и овода на воду
С камыша сердито сдул.
По реке прошёл волнами,
Поплавком, шутя, качнул,
Влез на лодку между нами повозился и уснул

***

Видел я, как ветерок

К нам летел на огонек!

Скрипнул он оконной рамой,

Тихо форточку толкнул,

Поиграл моей панамой,

Повозился и уснул.

Спал он тихо,

Спал спокойно,

Не вертелся, не мешал,

Сел потом на подоконник,

Чуть бумагой пошуршал,

Покрутил в углу вертушкой

И улегся за подушкой.

Всё я видел. Только ветер

Меня, видно, не приметил (Г. Лагздынь).

***

Просмотр сказки-мультфильма «Золотые колосья»

***

Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух)

Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его. (Ветер)

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)

Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет. (Вихрь)

Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет. (Ветер)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..

Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...