Главные вкладки

    Конспект занятия "Путешествие в саровский лес" в подготовительной группе
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Яшина Наталья Вячеславовна

    Конспект познавательного занятия в подготовительной группе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt._v_sarovskiy_les.docx27.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «ДЕТСКИЙ САД № 29 «Рябинка»

    г. Саров Нижегородской области

    КОНСПЕКТ

    организации НООД в подготовительной группе

    ТЕМА «ПУТЕШЕСТВИЕ В САРОВСКИЙ ЛЕС»

    Разработан: воспитателем

    Волковой Н.В.

    2014 г.

    Конспект занятия с воспитанниками подготовительной группы.

    Ф.И.О.: Волкова Наталья Вячеславовна

    Должность, образовательное учреждение: воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 29»

    Образовательная область: познавательно-речевое развитие

    Тема занятия: «Путешествие в саровский лес»

    Цель: формировать чувство ответственности и причастности к родной природе.

    Программное содержание:

    • систематизировать представления детей о природе родного края (живая и неживая природа, растительный и животный мир саровских лесов, взаимосвязи природного мира);
    • воспитывать любовь к саровскому лесу, как объекту живой природы, осознанное отношение к правилам поведения в природе;
    • закреплять умение классифицировать, анализировать, делать умозаключения, пользоваться обобщающими понятиями;
    • развивать объяснительную речь, активизировать природоведческий словарь;
    • активизировать в речи эпитеты, метафоры, сравнения, пословицы о лесе;
    • закреплять умение составлять небольшой рассказ о лекарственном растении;
    • формировать стремление выполнять игровые действия в соответствии с инструкцией в играх с правилами.

    Оборудование: картины саровского леса («Лес после пожара», «Обновленный лес»); карточки объектов живой и неживой природы, 2 наборных полотна; модель «Ярусы леса»; 2 больших обруча; нагрудные эмблемы к игре «Узнай дерево по цветку и плоду»; гербарии  с лекарственными растениями; 3 стойки с обобщающими понятиями на классификацию животных по способу питания; шапочки – маски для игры «Пищевые цепочки», ноутбук, слайды с фотографиями природы саровского леса; знаки «Правила поведения в природе»; музыкальное оформление (звуки леса, релаксационная музыка).

    Пропедевтическая  работа: цикл познавательных занятий экологического содержания, о природе родного края, беседы нравственно – экологической направленности; чтение художественной литературы; дидактические игры на классификацию, систематизацию знаний о природе.

    Активизация словаря: ярусы леса; хвойные, лиственные, смешанные леса; лекарственные растения, гербарий; растительноядные, всеядные животные, хищники; млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, заповедники, заказники, памятники природы.

    Содержание НООД, методические приемы.

    Организация детей и предполагаемые ответы.

    1. Проблемно-игровая мотивация

    Дети, мы с вами очень часто отправлялись в путешествия по-настоящему (в парк, сквер, в турпоход) и, когда играли, в воображении (в космос, в другие страны). Предлагаю сегодня  при помощи воображения отправиться в наш чудесный саровский лес. Согласны? Поднимите руки, кто с родителями бывал в нашем саровском лесу: собирал грибы, ягоды, купался на Протяжке, Филипповке, просто гулял. Нравилось вам там? А хотите побывать там еще раз?

    Тогда закрываем глаза и произносим волшебные слова:

    Глаза ладошками закрой

    И сосчитай: один, два, три.

    Вот и попали мы с тобой

    В волшебный лес – смотри!

    Звучит фонограмма «Звуки леса», вдруг она резко обрывается, перед детьми картина «Лес после пожара».

    Дети, посмотрите, мы попали в тот участок леса, который пострадал от пожара. Вот, кто-то оставил непотушенный костер. Обгоревший лес словно умер, словно забыл сам себя, каким он был красивым, разнообразным, наполненным жизнью. Как вы думаете, он так и останется навсегда безжизненным?

    Природа возродит жизнь в лесу. А что такое природа?

    Давайте поможем лесу вспомнить, каким он был до пожара!

    2. Дидактическое упражнение «Определи и объясни»

    Природа какого вида встречается в лесу?

    А чем отличается живая и неживая природа?

    Выполни задание: определи по карточкам объекты живой и неживой природы и объясни, почему.

    Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, к объяснению привлекает 2 детей.

    3. Работа над активизацией словаря

    В момент, когда человеку грустно, или он болен, важно сказать хорошие слова для поддержки. Предлагаю найти слова и выражения, которые могут охарактеризовать лес.

    Подбор эпитетов, метафор, сравнений, пословиц о лесе.

    Петя сказал, что лес, как огромный дом. Кто живет в этом доме?

    Как в настоящем доме, в лесу тоже есть свои этажи. И на каждом этаже живут свои растения.

    Показ модели ярусности леса.

    Какие растения живут на самом первом, самом низком этаже?

    Какие растения живут выше?

    А какие же растения в лесу самые высокие?

    Деревья занимают самый высокий ярус, самый высокий этаж.

    4. Д/и «Назови деревья и кустарники»

    Давайте вспомним, чем отличаются деревья и кустарники?

    А что общего у деревьев и кустарников?

    На какие группы можно разделить деревья?

    В чем отличие?

    В зависимости от наличия разных видов деревьев леса могут быть хвойными и лиственными.

    А наш саровский лес какой?

    Правильно, смешанный.

    Играем в игру «Кто больше назовет деревьев саровского леса». Мальчики называют хвойные породы, девочки – лиственные. Назвавший дерево правильно, выходит в круг.

    Воспитатель создает провокационную ситуацию – называет дерево, не произрастающее в данной местности.

    Кратко подводятся итоги.

    А сейчас вспомним названия кустарников, которые произрастают в нашей местности. Играем в игру «Кто больше?»

    Кратко подводятся итоги.

    5. Д/и «Узнай дерево по цветку и плоду»

    А сейчас предлагаю поиграть в игру «Узнай дерево по цветку и плоду». Каждый из вас возьмет по эмблеме и наденет ее. Пока играет музыка, вы бегаете врассыпную, по сигналу нужно остановиться и найти подходящую пару. Кто первый отыщет пару, поднимает руки вверх.

    Игра проводится 2 раза.

    6. Дидактическое упражнение «Расскажи о лекарственном растении»

    Дети, какие травянистые растения нашего леса вы знаете?

    Среди растений есть особенные – лекарственные растения.

    Что же это за такие необычные  растения? Чем они отличаются от остальных.

    Кто хочет рассказать нам о лекарственном растении нашего края?

    Пока дети берут гербарии, воспитатель дает определение слову «гербарий».

    7. Д/и «Классификация животных».

    Мы вспомнили о растительном мире нашего леса. А каких представителей животного мира саровских лесов вы знаете?

     

    Диких животных можно разделить на группы по способу питания.

    Показывает схемы.

     Как называются эти группы?

    Одни животные питаются растениями, другие охотятся за более слабыми, едят мясо, а третьи питаются и растениями, и мясом.

    Играем в игру «Придумай животное по способу питания». Каждый из вас представит себя каким-нибудь диким животным и по сигналу встанет к нужному значку. Раз, два, три – игру начни!

    Воспитатель по очереди подходит к подгруппам детей, спрашивает название подгруппы, объяснение, Проверяет соответствие названия животного и подгруппы.

    8. Д/и «Пищевые цепочки».

    Все растения и животные зависят друг от друга и связаны между собой пищевыми цепочками. Предлагаю  сыграть в игру «Пищевые цепочки». На столе лежат шапочки – маски, рассмотрите их. Договоритесь между собой, какую пищевую цепочку вы построите, сколько человек будет в ней участвовать. Выберите нужные шапочки – маски, наденьте их и возьмитесь за руки. А мы узнаем, какие пищевые цепочки вы придумали.

    Воспитатель помогает детям сгруппироваться и договориться между собой.

    Вот какая разнообразная и взаимосвязанная жизнь кипит в нашем лесу.

    Хотелось бы вам жить  без такого чуда природы, как лес? Скажите, за что вы любите лес?

    Показывает картину «Обновленный лес»

    9. Правила поведения в лесу.

    Посмотрите, наш воображаемый лес воспрял и преобразился. Пройдет время, вырастут новые растения, поднимутся кусты и деревья – появится питание для лесных жителей, и она заселят эти места. Лес возродится. Люди помогут лесу: расчистят местность, посадят саженцы деревьев, будут оберегать зверей.

    Но чтобы снова не случилась беда, всем людям нужно соблюдать правила охраны природы. Сформулируйте эти правила:

    1. Не разоряйте птичьи гнезда.
    2. Не разоряйте муравейники.
    3. Не забирайте из леса домой животных.
    4. Не обижайте лесных насекомых.
    5. Не рвите редкие цветы.
    6. Не шумите в лесу.
    7. Не разжигайте костер.
    8. Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу.
    9. Не бейте стекло в лесу.
    10. Не портите несъедобные грибы.
    11. Не вырывайте грибы и ягодные кустарники с корнем.

    Как еще охраняют природу?

    За лесом следят лесники. Создают охранные зоны: заповедники, заказники, присваивают статус памятника природы.

    Какие памятники природы города Саров вы знаете? (Саровские Серебряные ключи, Заливной луг, Дальняя и ближняя пустынка, Монастырский Шилокшанский прудок, Монастырский пруд Протяжка, Эрзянское священное урочище Кереметь, Монастырское урочище Сысовский кардон, Монастырский пруд Варламовский, Монастырское урочище Филипповка)

    Если вы, ваши друзья, ваши родители будут соблюдать правила поведения  и охраны природы, наш лес будет таким вот прекрасным:

    Показ фотослайдов под музыку.

    Наше путешествие подошло к концу. А дальше предлагаю устроить конкурс плакатов на тему «Береги лес!» Согласны?

    Дети садятся полукругом

    Да.

    Да.

    Закрывают глаза, произносят слова.

    Ответы детей

    Природа – это все, что вокруг нас, но это не сделано руками человека.

    Живая и неживая

    Ответы детей

    Каждый берет по карточке с изображением объекта живой или неживой природы и помещает ее под нужную схему, возвращается на место.

    Ответы детей

    В лесу живут животные, растения.

    На первом этаже растут травы.

    Выше живут кустарники.

    Самые высокие растения – это деревья.

    У деревьев один ствол, а кустарников много.

    И у деревьев, и у кустарников есть корни, ветки и листья.

    На хвойные и лиственные.

    У лиственных деревьев на ветках листочки, а у хвойных – хвоинки.

    Наш лес – смешанный.

    По одному называют виды, выходят, встают в  обруч.

    Дети называют кустарники нашей местности.

    Надевают эмблемы, выполняют правила игры.

    Ответы детей.

    Лекарственными растениями люди лечатся (из них делают лекарства).

    Показывают гербарий, рассказывают о растении.

    Дают обобщающие понятия (насекомые, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся)

    Животных можно разделить на три группы: травоядные (растительноядные), хищники и всеядные.

    Походят к стойкам

    Работают подгруппами

    Садятся на стулья  

    Ответы детей

    Формулируют правила

    Создают заповедники – участки леса, куда нельзя ходить, охотиться, собирать грибы и ягоды.

    Дети называют памятники природы.

    Дети смотрят фотослайды «Берегите лес».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект сценария дня рождения для подготовительной группы «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» Конспект сценария дня рождения для детей подготовительной к школе группы.

    Конспект сценария "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве" рассчитан на детей 6-7 лет. Более подходит для проведения дня рождения у девочки. Будет полезен для музыкальных руководителей, педаго...

    План-конспект занятия по речевому развитию (подготовительная группа) по теме:Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе.

    Задачи:-Повторение названий осенних месяцев, дней недели;-Закреплять умение делить слова на слоги;- Закреплять понятие «гласный» и «согласный» звук.- Закреплять умение выделять первый звук в слове;- У...

    Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Знакомство с русской народной куклой» (подготовительная группа).

    ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа через интеграцию предметов: художественного труда, чтение художественной литературы, музыки.ЗАДАЧИ: ОБУЧАЮЩИЕ:·...

    Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе по теме: «В гости зимушке зиме» Подготовительная группа «Ягодка» Воспитатель: Себурова В.Г.

    Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе по теме: «В гости зимушке зиме»Подготовительная группа «Ягодка»Воспитатель: Себурова В.Г....

    Конспект НОД по лепке в подготовительной группе «Корзина с грибами»Конспект НОД по лепке в подготовительной группе «Корзина с грибами»

    Конспект НОД по лепке в подготовительной группе «Корзина с грибами»Форма организации: Групповая.Вид занятия: Художествено-эстетический (лепка).Цель:• Расширить знания о...

    Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Речевички» на тему: «Мой город». план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной....

    Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....