"Удивительное рядом" НОД по экологическому воспитанию в старше-подготовительнй группе (на улице)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Малкова Светлана Вячеславовна

Конспект НОД для проведения на улице начале учебного года. Содержит уточняющий и расширяющий знания материал о цветнике, деревьях, огороде, аптекарском огороде. Включены игры и игровые упражнения для каждого вида работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ekologiya.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство воспитания любви к природе

Тема: Путешествие по экологической тропе «Удивительное рядом»

Проблема: роль экологической тропинки в решение задач экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста.

Цель: Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания и экологической деятельности.

Задачи:

- Формирование знаний о природе, развитие восприятия ее красоты и многообразия;

- Развитие сопереживания к нарушениям природного баланса, желания бережно относиться к природе, сохранять ее;

- Формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе, развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;

- Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и ее охране;

- Формирование навыка экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

- Развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;

- Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, к природе.

Предварительная работа: Экскурсии по экологической тропе в разное время года, наблюдения в природе, работа в огороде: посадка и посев растений, прополка и полив, наблюдение за ростом и развитием растений, работа с картами-схемами; чтение стихов и рассказов о природе, просмотр видеопрезентаций о явлениях живой и неживой природы, временах года.

Материал и оборудование: письмо в конверте, карта на планшете, картинки к игре «Найди дерево по плоду», муз. Вивальди –«Времена года. Зима», муз центр, картинки с лекарственными растениями к игре «Угадай, кто я», корзина с яблоками по количеству детей.

Ход:

  1. Организация детей

(дети собираются на крыльце около воспитателя)

- Ребята, сегодня я приглашаю вас на осеннюю прогулку. Мы полюбуемся изменившейся с наступлением осени природой. (второй воспитатель передает конверт с письмом). Интересно, что в этом конверте? Мы сейчас прочитаем письмо или оставим его на вечер? Ну, тогда слушайте.

«Здравствуйте, ребята!

Очень прошу – помогите! Природу нашу спасите!                                                             Враги на нее нападают и быстро уничтожают!                                               Забудут скоро все дети, какая природа была на планете!                                 Задача ваша проста – по карте найдите места,                                                              в которых вам надо побывать и всем о них рассказать!                                           Меня в конце пути найдите и сюрпризы получите!                                                   Ваш Георгин Берёзович  Огородов»

- Ну, ребята, и что делать будем? Будем природу спасать или пойдем играть?  (природу спасать)

2. Цветник

- Давайте рассмотрим сначала карту и определим, куда нам двигаться надо.

(каждому ребенку раздается конверт с заданием-рисунком)

- Картинка с цветами. Что на нашем пути должно встретиться первым? (Цветник)

- Ребята, мы пришли к цветнику. А почему это место так назвали? (много разных цветов)

- Назовите цветы, которые еще цветут, и вспомните, какие еще цветы радовали нас летом. (флоксы, бархатцы, циннии, хризантемы, георгины, розы, маки).

- Как появились все эти цветы на нашей клумбе? (их посадили)

- Что надо сделать, чтобы из маленького семечка появился прекрасный цветок? (вскопать землю, посеять семена, полив, прополка и рыхление).

- Для чего надо рыхлить землю? (чтобы лучше проходила вода и воздух)

- Давайте проверим ваши знания. У кого из вас есть картинки с лейкой и совком? Возьмите их.

- Дима, полей немного плотную землю и взрыхлённую. Где вода быстро впиталась? А что произошло с водой на уплотненной земле? (стекла в сторону) Как помочь воде добраться к корням растений? (взрыхлить землю) Рома и Кирилл, покажите, как это правильно сделать.

3. Деревья

- Какое дальше по карте задание? Что нарисовано? (деревья)

- Посмотрите на свои картинки и скажите, у кого изображения деревьев.

          Игра «1,2, 3 – свое дерево найди»

А)- Найдите на территории своё дерево и расскажите о нем. (название дерева, листа, плода, польза – каштан, яблоня, липа, сосна, клен, дуб)

Дети расходятся парами к деревьям, плоды которых изображены на их картинках.

-К каким деревьям мы подходили? (каштан, яблоня, липа, сосна, клен, дуб)

- Какое дерево можно назвать среди них лишним и почему? (яблоня – фруктовое).

- Какую пользу дают деревья нашей планете и людям? (чистый воздух, бумага, строительный материал, тепло)

- Что вредит деревьям? (жучки и гусеницы, люди: ломают ветки, вырубают деревья, повреждают кору для сбора сока, жгут рядом траву)

- Почему нельзя этого делать? (дерево сохнет, гибнет корень – гибнет все дерево)

- Как помочь дереву? (подвязать сломанные ветки, замазать глиной  трещины в коре, засыпать и пролить водой корни)

- А к какому дереву мы еще не подходили? (к березе)

- Расскажите все, что знаете о березе. (отличие от других деревьев (белый ствол), символ России, использовали раньше бересту как бумагу и материал для изготовления посуды).

- А почему береза стоит прочно на земле, чем она держится за нее? Интересно, сильные ли корни у березы? Кто попробует вытащить березу?

- Ребята, а молодые деревца вы смогли бы вытащить из земли. А надо ли это делать? Почему? (деревце засохнет и погибнет)

- Я предлагаю вам стать молодыми березками. Ваши руки-веточки гибкие, ноги-корни прочно стоят на земле. И вдруг на наш березняк налетел сильный ветер, стал спутывать ветки березкам. (упр. «Веревочка» - ноги скрещены, руки скрещены перед грудью и кисти сложены в «замок», глаза закрыты). Когда музыка стихнет, ветер улетит далеко и березки смогут снова распрямить свои веточки. (Муз. Вивальди –«Времена года. Зима» - 15сек ).

- Что становиться со старыми деревьями, чем они становятся? (пнями)

- Зачем нужны пни? (грибы растут, насекомые прячутся, змеи и ежи устраивают гнезда).

4. Огород

- Что дальше на карте нарисовано? Овощи. Где же нам найти их? Верно, в огороде.

- Для чего нам нужен огород? Что в нем растет? Зачем нам нужны овощи? А давайте поиграем с вами в игру «Веселый повар». Что можно приготовить из овощей? (борщ, винегрет, овощной салат) Давайте готовить.

5. Аптекарский огород

- Интересная картинка. Что бы она значила. Доктор и разные травки. Где мы это найдем? Верно, в аптекарском огороде.

- Что можно купить в аптеке? (лекарства)

- Для чего нужны лекарства?

- В обычном огороде растут овощи, а что может расти в аптекарском огороде?

- Расскажите нам, что вы знаете о лекарственных растениях.

Игра «Угадай, кто я»

(дети самостоятельно рассказывают о растении, не называя его, остальные отгадывают)

- Мята – заваривают чай и пьют, она успокаивает человека.

- Крапива – содержит много витаминов, можно приготовить весной щи из крапивы; полезно прополаскивать волосы, они становятся шелковистыми и густыми.

- Календула (ноготки) – помогает бороться с прыщиками и болячками, хорошо заживляет ранки.

- Подорожник – заживляет ранки, а еще чай с подорожником и медом помогает быстро вылечить кашель.

- Малина – помогает снизить температуру, вылечиться от простуды.

- Какое дерево мы встретили сегодня, цветы которого тоже являются лекарственными? (липа)

6. Итог

- Кажется, мы прошли весь путь по карте и выполнили все задания. Но где же тот, кто нас позвал в это путешествие? Вспомните, как звали автора письма. (Георгин Березович Огородов)

- На самом деле мы его встречали сегодня несколько раз. Догадайтесь, где. (на цветнике – георгин; среди деревьев – береза, огородов – в огородах).

- Я думаю, что сама природа пригласила нас в это путешествие, чтобы мы полюбовались ее красотой перед зимним белоснежьем, и берегли и заботились о том, что нас окружает.

- Мне кажется или под двумя березками стоит корзинка. (дети несут корзину с яблоками)

- Это вам награда за то, что не поленились и откликнулись на просьбу природы. Угощайтесь!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая неделя в старшей-подготовительной группе

  Цель: освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни, развитие познавательного интереса к миру ...

Экологическое воспитание в старше-подготовительной группе

Опыт работы по экологическому воспитанию...

Конспект НОД по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Экологическая тропа»

Конспект НОД по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Экологическая тропа»...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей, подготовительной группе «Всемирный день животных»

Цель: Дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный мир, обогащать словарный...