Экологический проект «Зимующие птицы Саратовской области»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Данилова Любовь Петровна

Формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах Саратовской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimuyushchie_ptitsy_word.docx43.91 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида п. Пробуждение»

Энгельсский район Саратовская область

Экологический проект

«Зимующие птицы Саратовской области»

в логопедической  группе

Подготовила воспитатель:

Данилова Л.П.

Проект  «Зимующие птицы Саратовской области »

Тип проекта: познавательно – практико - исследовательский.

Продолжительность проекта: 3 месяца

Возраст детей: дети старшего  дошкольного возраста, педагоги, родители.

Актуальность проекта.

Эту тему мы выбрали не случайно. Гуляя на участке дети обратили внимание на стайку воробьев, которые жались на ветках друг к другу. Дети заговорили о том, что птичкам холодно и нужно им сделать домики. Объяснив детям, что наибольшую опасность для зимующих птиц представляет не холод, а недостаток пищи, ребята предложили организовать “зимние столовые” для пернатых на территории детского сада.

 Обсудив проблему зимовки птиц, мы с детьми решили изучить зимующих птиц Саратовской области  и помочь выжить в трудное для них время.

Цели проекта.

Формирование  у детей системы элементарных экологических знаний   о зимующих птицах Саратовской области и помощи человека природе.

Задачи проекта. 

  • Воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру.
  • Формирование потребности участвовать в разнообразной творческой созидательной деятельности в природе.
  • Развитие  умения узнавать зимующих птиц в природе.
  • Развитие умение видеть красоту птиц.
  • Развивать восприятия как умения наблюдать, мышления как умения анализировать, обобщать.
  • Расширить и закрепить знания детей об условиях проживания птиц в холодное время года.
  • Развивать связную речь и умение строить причинно-следственные связи.
  • Находить признаки сходства и различия.
  • Воспитать любовь и заботу  к птицам.
  • Активизировать в речи детей обобщающие слова «зимующие птицы».

Образовательные области:  познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие 

Виды деятельности: игровая, познавательно - исследовательская, продуктивная, работа  с родителями.

Этапы разработки и проведения проекта.

  1. Поставить цель исходя из интересов и потребностей детей.
  2. Вовлечь дошкольников в решение проблемы (как помочь зимующим птицам).
  3. Наметить план движения к цели.
  4. Собрать информацию, материал.
  5. Провести НОД, игры, наблюдения, экскурсии.
  6. Дать домашнее задания родителям и детям.
  7. Самостоятельная творческая работа (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбом) родителей и детей.
  8. Организация презентации проекта.



Мероприятия по реализации проекта.

Разделы

Речевое развитие

Декабрь

НОД «Зимующие птицы Саратовской области».

Цель. Дать знание детям о зимующих птицах Саратовской области.

Рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие). Научить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки.

Беседа на тему: «Как живут птицы зимой?».

Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами.

Речевое упражнение «Скажи ласково».

Упражнение направлено на развитие языкового чутья, которое позволяет ребенку экспериментировать со словом и придумывать его новые варианты.

Чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», А.Яшин. «Покормите птиц зимой» Сказка «Воробей»

Народные  приметы  о птицах.

Сочиняйка «А что будет, если исчезнут птицы?»

Январь

 Разучивание стихотворения А.Барто «Синица»

Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок.

Чтение худ. литературы: В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», С.Алексеев «Снегирь», В.Бианки «Сова», И.Тургенев «Воробей»

Речевая игра «Скажи наоборот». 

В  речевой игре дети развивают умение в  употребление слов, противоположных по значению заданному слову .

Беседа «Кто заботится о птицах». 

Обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их 

Дидактическая игра «У кого кто?»

 Упражнять детей в словообразовании  

Февраль

Рассматривание иллюстраций  с изображением зимующих птиц.

Разучивание пальчиковой гимнастики под текст  стихотворения

И. Токмаковой «Птичек стайка».

Развивать мелкую моторику рук, запоминать текст стихотворения.

Чтение худ. литературы:

 В.Бианки «Кто сыт тому холод не страшен».

А.Прокофьева «Снегири», В.Берестов «О чем поют воробышки», И. Поленов «Синичкины кладовки»,

Викторина «Удивительные птицы».

Игра «Чье, чья, чьи?» 

по теме «Зимующие птицы» развивать умение детей употреблять притяжательные прилагательные – голубиный, воробьиный, сорочий, вороний, синичкин, снегириный.

Творческое рассказывание «Опиши птичку».

Художественно-эстетическое  развитие

Декабрь

Рисование  «Снегири на снегу»

Формировать умение детей передавать внешний вид снегирей.

Прослушивание голосов птиц в грамзаписи

Аппликация «Дятел на дереве»

Формировать умение передавать особенности строения, окраски дятла приёмом силуэтного вырезания с дополнительными наклейками.

Оригами «Сорока»

Формировать умение проявлять творчество в создании художественного образе сороки путем складывания бумаги, проявлять творчество.

Январь

Рисование «Воробьи на кормушке»

Воспитывать у детей любовь к природе, развивать наблюдательность, формировать умение передавать красоту птиц с натуры.

Разучивание хороводной песни  «Ворон»

Кружковая работа.

Изготовление поделки «Сорока – белобока» из бросового материала.

Развивать в детях умение творчески подходить к поставленной задаче.

Февраль

Рисование «Совушка – умная головушка»

 Упражнять в умение передавать характерные особенности птицы.

Лепка из соленого теста «Птицы»

Совершенствовать умение детей лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки. Побуждать к самостоятельному поиску приёмов декоративного украшения

Изготовление  шапочек-масок для театрализованной деятельности.

Театральное представление для детей младшей группы

Познавательное  развитие

Декабрь

Подбор и выставка художественной литературы о птицах в книжном уголке.

Д/игры «Четвертый лишний», «Узнай по голосу», «Что едят птицы?».

Игра «Знатоки»

Закрепить знание о многообразии птиц. Формировать умение обосновывать свой ответ.

Наблюдение за синичками 

Познакомить с синичками, различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

Январь

НОД «Зимние гости»

Знакомить детей с кочевыми видами птиц. Рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие).

Д/игра «Собери птицу», «Бывает или не бывает».

Экскурсия в библиотеку «Интересное о птицах»

Наблюдение за воробьями

Познакомить с зимующими птицами - воробьями, различать воробьёв по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками.

Февраль

НОД «Знаешь ли ты птиц?»

Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки; способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

Д/игры «Угадай птицу по описанию»,  «Чей хвост?»,

Наблюдение за вороной: познакомить с воронами, различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками.

Презентация проекта «Как живется вам птицы»

Физкультурное  развитие

Декабрь

Игра «Воробушки и кот»

 Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

 Игра с мячом «Подбери действие»

Закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.

Январь

Под/игра «Совушка – умная головушка»

Подвижные игры "Воробушки и автомобиль"

 Развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.

 

Февраль

Под/игра «Вороны и воробьи»

Развивать  быстроту и ловкость

 Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы»

Закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие – перелетные»

Работа «Птичьего патруля» ежедневно

Подкормка птиц на прогулке.

Воспитывать детей самостоятельно кормить птиц, убирать кормушку.

Работа  с  родителями

Декабрь

Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет, загадок, пословиц и поговорок о птицах.

Конкурс «Лучшая кормушка»

Проведение акции по сбору корма для птиц.

Подготовить материал на тему «Интересное из жизни птиц»

январь

Составление книжек малышек о каждой зимующей птице, обитающих в нашем регионе: об образе жизни, питании, характере, внешнем виде.

Выпуск газеты  «Поможем братьям меньшим».

Февраль

Рекомендовать родителям в выходные дни совершить прогулку

в лес или парк с целью: наблюдения за разными птицами, их поведением

Оформление альбома «Птицы зимой»

Изготовление поделок из бросового материала

Результат

В ходе реализации данного проекта у детей сформировалась система знаний о зимующих птицах,  гуманное отношение к природе, любовь к родному краю.  Дети узнали, какие виды птиц остаются зимовать в наших краях,  какие прилетают к нам на зиму,  и какие корма предпочитают птицы. Научились самостоятельно различить птиц по окраске, решать экологические задачи и находить решения в сложных ситуациях. Активизировалось участие родителей в жизни группы и детского сада.

   

Используемая литература

1.С.Н.Николаева - Программа «Юный эколог».

2.Л.Г.Киреева,  С.В. Бережнова – «Формирование экологической культуры дошкольников».

3.Е.В. Анохина, Т.М. Бондаренко, Т.В.Кутищева «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»

4.М.А.Рунова. А.В.Бутилова  «Ознакомление с природой через движение»

5. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду».

6.Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

7. С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников»: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

8. Т.А.Шорыгина «Птицы Какие они?» -М.Гном и Д, 2001г.

9. В.Н.Волчкова «Конспекты занятий по экологии в детском саду». ТЦ «Учитель» 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Красной книги птиц Саратовской области для дошкольников.

Ознакомление дошкольников с редкими птицами Саратовского края....

Экологический проект "Красная книга Саратовской области"; Конспект НОД по образовательной области "Социализация", Перспективный план по ОБЖ в средней группе

Экологический проект " Красная книга Саратовской области"Конспект НОД по образовательной области "Социализация" Перспективный план по ОБЖ  в средней группе.Перспективный план по ОЗОЖ  в...

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

Презентация "Красная книга. Птицы саратовской области"

В презентации представлены некоторые птицы нашего региона, находящиеся под охраной...

Экологический проект "Зимующие птицы Белгородской области"

Экологический проект направлен на формирование знаний детей о зимующих птицах родного края, воспитание бережного отношения к пернатым....

Детский исследовательский проект на тему: «Перелетные птицы Саратовской области»

  В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как никогда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошко...

Презентация "Зимующие птицы Саратовской области"

Зимой холодно и голодно нашим пернатым друзьям- зимующим птицам. Давайте вместе с вами разберемся в вопросе какие птицы зимуют в нашей Саратовской области....