Главные вкладки

    Конспект интегрированной НОД в старшей группе по теме: "Моя семья".
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Решетова Ольга Михайловна

    Данный конспект предназначен для вооспитателей детский салов, представляет собой интегрированную деятельность с использованием разнообразных методов и приемов, использованием ИКТ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_po_teme_semya.doc79.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированной НОД

    в старшей группе № 5 «Вишенка»

    Тема: «Моя семья»

    Интеграция образовательных областей:

    1)Познавательное развитие

    2)Речевая задача

    3)Социально-коммуникативная задача

    4)Художественно-эстетическая задача

    Задачи:

    Познавательное развитие: познакомить с понятием «родословная» и «генеалогическое дерево»; закрепить и расширять представления детей о своей семье, о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве; развивать наблюдательность при рассматривании картин, познакомить с художницей З. Серебряковой.

    Речевое развитие: развивать память, логическое мышление; учить рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно; грамотно отвечать на вопросы, составлять сложноподчиненные предложения; совершенствовать диалогическую речь; обогащать словарь; упражнять в образовании относительных и притяжательных прилагательных, в подборе антонимов, в составлении сложноподчинённых предложений с союзом «а».

    Социально-коммуникативное развитие: обогащать духовное развитие; воспитывать культуру общения по средствам художественно-эстетического и речевого развития, воспитывать положительное отношение, взаимовыручку; развивать общительность, коммуникабельность; воспитать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, положительное отношение к труду всех членов семьи.

    Физическое развитие: развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук; развивать умение имитировать движения животных

    Художественно-эстетическое развитие: способствовать развитию певческих навыков, проявлению самостоятельности и творческого исполнения песен; учить выделять основные части и характерные детали конструкций; развивать умение устанавливать связь между создаваемыми детьми постройками и конструкциями и тем, что они видят вокруг; поощрять самостоятельность и творчество, построить дом для своей семьи; способствовать развитию театральных навыков.

    Методы и приемы:        - словесные (беседа воспитателя, дидактическая игра «Расскажи о своем генеалогическом дереве, инсценировка сценки, чтение пословиц)

                                     - практические (Дидактическая игра «Сравни кто старше, кто младше», Дидактическая игра «Скажи наоборот», П.г «Кто живет в моей квартире», П.г. «Семья», Игра с мячом «Скажи: чей, чья, чье, чьи?», Дидактическая игра «Чей ребенок, угадай», Дидактическая игра с мячом «Сравни», )

    - наглядные (рассматривание картины З. Серебряковой, деревянного домика.

    Материалы и оборудование: семейные фотографии родителей, рисунки, макеты генеалогического дерева, «медальки» для награждения, конструктор, куклы из серии «Семья», карандаши, краски, бумага, кисти, аудиозаписи, картотека пословиц, репродукция картин З. Серебряковой, картотека стихотворений, атрибуты для инсценировки, ширма

    Детская деятельность

    Формы и методы организации совместной деятельности

    Двигательная

    Пальчиковая гимнастика «Семья»,  физминутка «Кто живет в моей квартире»

    Игровая

    Д.и. «Расскажи о своем генеалогическом дереве», Д.и. «Скажи, кто старше, кто младше», Игра с мячом «Скажи чей, чья?», Д.и. «Чей ребенок угадай», Игра «Расскажи какая у вас семья»

    Познавательно-исследовательская

    Наблюдения, решение проблемных ситуаций, познавательно-исследовательская деятельность 

    Коммуникативная

    Беседы, речевые  ситуации, составление рассказов о семье, о ее членах, творческие пересказы, словесные игры, дидактические игры, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы, театрализованные игры.

    Конструирование

    Построй дом для семьи.

    Восприятие

    (художественной литературы и фольклора)

    Прослушивание стихотворений, чтение и рассказывание пословиц.

    Музыкальная

    Пение песни «Что такое семья»

    Элементарный бытовой труд

    Формировать позитивную установку к различным видам труда и творчества.

    Логика образовательной деятельности

    1.№

    Деятельность воспитателя

    Деятельность воспитанников

    Ожидаемые результат

    Воспитатель предлагает разгадать ребус «Семья»:

    - Ребята посмотрите, что я вам покажу (выставляется плакат с ребусом). Это ребус. Как вы думаете, что это значит?

    Воспитатель задает вопросы к детям по теме: «Семья»

    - Ребята,  как вы думаете, что такое семья?

    - Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству и кем они работают?

    - Есть ли у вас братья, сестры, бабушки и дедушки?

    - Как их можно назвать одним словом?

    - Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники?

    - Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?

    Рассказ воспитателя о понятии «родословная» и «генеалогическое дерево» с использованием ИКТ – слайдов по данной теме.

    - А еще слово семья означает, что вы повторяетесь в семье 7 раз.

    Приглядитесь к своим внешним данным, ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка папы, цвет глаз, волос – как у бабушки, овал лица, родинки – как у дедушки. Вы похожи на своих бабушек и сестер, но сходство появляется не только во внешности, вы унаследовали черты характера от бабушек и дедушек.

    А вы знаете, что люди с давних пор старались сохранять для будущих поколений память о своих родственниках, так как их было очень много и имена не запоминались, то люди придумали записывать имена в специальных тетрадях, чтобы потом эти сведения передавались своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовывать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранились в памяти потомков на многие годы, даже на столетие. А дерево стали называть «генеалогическим древом».

    Воспитатель рассказывает стихотворение  Ю. Энтина «Семья» и называет пословицы.

    - Говорят что в старину, так оно и было.

    Много братьев и сестер, весело дружило.

    Настоящий детский сад в каждой был избушке (Ю. Энтин)

    «В народе говорят, семьей и горох молотят»; «Не нужен в семье клад, коле в семье лад»; «Согласная семья – самая счастливая», «О счастливой семье и песня есть»

    Воспитатель вместе с детьми исполняют песню «Что такое семья» Е. Гомоновой.

    Воспитатель организует театрализованную игру.

    - После этой песни мне вспомнились шуточные стихи Петра Синявского:

    «Хорошо поется хором

    В нашем хоре вся семья»

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину З. Серебряковой «На террасе» и ответить на вопросы:

    - Кого вы видите на картине? Что они делают? Какое у всех настроение? Как можно назвать одним словом, собравшихся на террасе.

    - Ребята, а вы ходите с родителями в театр? Кто был в театре? Что вы там видели?

    Воспитатель организует инсценировку сценки «Находчивая мама» Автор: С. Погореловкий

    Воспитатель предлагает детям составить рассказ о себе и своей семье.

    - Прежде чем играть в игру, мы устроим конкурс на лучший рассказ о своей семье, чтобы в нем победить, нужно лучше всех рассказать о себе и своей семье (рассказы детей)

    - А сейчас мы поиграем

    Дидактическая игра «Сравни,  кто старше, кто младше?» (Файл № 2)

    Воспитатель предлагает мультимедийное изображение (например, дедушка и папа) и просит ответить полным предложением, кто старше, а кто младше?)

    Папа – дедушка (дедушка старше, папа – младше)

    Мама – бабушка (бабушка старше, мама – младше)

    Дедушка – внук (дедушка старше, внук – младше)

    Бабушка – внучка (бабушка старше, внучка – младше)

    Сестра – брат (сестра старше, брат – младше)

    Дидактическая игра «Скажи наоборот» (Файл № 3)

    Воспитатель предлагает мультимедийное изображение (например, дедушка и внук) и просит назвать противоположные по смыслу слова

    Дедушка старый – внук … (молодой)

    Папа высокий – сын … (низкий)

    Брат трудолюбивый – сестра … (ленивая)

    Белье чистое – белье грязное

    Хлеб свежий – хлеб черствый

    Мама спускается по лестнице – дочь поднимается

    Папа наказывает – мама жалеет

    Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?»

    Игра с мячом «Скажи: чей, чья, чье, чьи?» (мультимедийное изображение) (Файл № 4)

    Шарф (чей?) – мамин, папин, дедушкин

    Шапка (чья?) – бабушкина, мамина

    Очки (чьи?) – дедушкины, бабушкины

    Платье (чье?) - мамино

    Ботинки (чьи?) - папины

    Кофта (чья?) – Танина, Ленина, мамина

    Плащ (чей?) – Кости, Димы, дедушкин, папин, мамин, Танин        

    Дидактическая игра с мячом «Сравни»

    Цель: Упражнять детей в сравнительной степени имён прилагательных. 

    Воспитатель бросает мяч ребенку, называя прилагательные и просит ребенка назвать слова противоположного значения.

    Например:

    сильный – сильнее,

    добрый - добрее.

    молодой – моложе,

    старый – старее,

    умный – умнее.

    полный— полнее,

    длинный – длиннее.

    светлый - светлее.

    темный - темнее.

    Воспитатель задает вопросы детям и предлагает детям ответить.

    Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?

    Воспитатель предлагает детям рассказать известные им пословицы о семье.

    - Ребята, а кто знает пословицы о семье?


    Воспитатель задает вопросы по предстоящей работе.

    А сейчас, ребята, у меня для вас сюрприз и еще одно задание. Если вы справитесь, то в качестве вознаграждения получите медальки.

    Открывается ширма.

    Воспитатель: Что вы видите?

    Воспитатель: В котором, поселилась наша кукольная семья. Кого вы видите?

    Воспитатель: Из чего состоит дом?

    Воспитатель: Я предлагаю вам построить дом для своей семьи.

    Пальчиковая гимнастика «Семья»

    Воспитатель предлагает построить дом из конструктора

    Воспитатель анализирует образовательную деятельность и подводит итог.

    Дети отвечают на вопрос:

    Это 7 - Я

    Дети отвечают на вопросы:

    Это папа, мама, сестра, брат, бабушка, дедушка.

    Мою маму зовут …. Она работает продавцом

    У меня есть два старших брата и сестра

    Семья

    Только родственники

    Вместе, только бабушки и дедушки могут жить отдельно

    Дети внимательно слушают рассказ воспитателя и просматривают слайды. (Файл № 1)

    Дети внимательно слушают рассказ воспитателя

    Дети исполняют песню «Что такое семья», музыка и слова Е. Гомоновой

    Что такое семья?

    Папа мама и я.

    И сестренка моя

    Вот и вся моя семья.

    Ну а как же бабушки?

    Ну а как же дедушки?

    Что такое семья?

    Это папа, мама и я.

    Баба Зоя, баба Зина

    Дедушка Егор, Василий

    И сестренка моя

    Вот и вся у нас семья!

    Тетя Аня, тетя Таня,

    Дядя Вова, дядя Ваня

    И сестренка моя

    Вот и вся у нас семья!

    И братишек и сестрёнок,

    Всех двоюродных назвать?

    Так до вечера считать.

    Дети участвуют в театрализованной игре и договаривают в рифму предложения по тексту

    «Папа с дедушкой Егором

    Мама бабушка и я,

    Дядя Ваня с барабаном

    Кошка с Барсиком-котом,

    А котенок под диваном

    Дирижирует хвостом»

    Дети рассматривают картину отвечают на вопросы воспитателя, участвуют в беседе.

    Ответы детей

    Дети участвуют в сценке «Находчивая мама»

    Действующие лица: автор, мама и дочка

    Простясь, до завтра с детским садом

    Шагает дочка с мамой рядом.

    Но вот заныла по пути

    Устала я шагать идти

    Зачем шагать сказала мать,

    Попробуй зайцем поскакать

    Вот так! Еще давай ка!

    Отлично! Ай да зайка

    Теперь попробуй, покажи

    Как семенит к норе ежиха

    Теперь как бегает щенок

    Ух как стремглав не чуя ног!

    Как за птенцом крадется кошка

    Не слышно вкрадчиво, сторожка

    А как ступает слон большой

    Трясутся стены дома

    А как бельчонок? Но постой:

    Мы уже и дома (

    Дети составляют рассказ о себе и своей семье.

    Дети рассматривают предложенный слайд, сравнивают и отвечают полным предложением – дедушка старше папы

    Дети рассматривают предложенный слайд, сравнивают и находят противоположные по смыслу слова.

    Дети произносят слова к пальчиковой гимнастики и выполняют движения

    «Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши),

    Кто живет в моей квартире? (пожимает плечами)

    Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

    Всех могу пересчитать (руки в стороны)

    Папа, мама, брат, сестренка (загибаем по одному пальцу на обеих руках)

    Мой щегол, сверчок и я

    Вот и вся моя семья (сжимает и разжимает кулачки)

    Дети рассматривают слайды и определяют, чья вещь, отвечая на вопросы воспитателя.

    Дети активно участвуют в игре, называют прилагательные в сравнительной степени, действуя с мячом.

    Дети отвечают: не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать подарки, учиться хорошо, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать.

    Дети читают пословицы.

    1. Семья сильна, когда над ней крыша одна.

    2. В гостях хорошо, а дома лучше.

    3. В дружной семье и в холод тепло.

    4. В своей семье и стены помогают.

    5. Вся семья вместе и душа на месте.

    6. Дерево держится корнями, а человек семьей

    Дети отвечают на вопросы:

    Дети: Это дом.

    Дети: мама, папа, дедушка, брат, сестрёнка.

    Дети: Крыша, балкон, окно, много комнат.

    Дети произносят текст и выполняют движения.

    Этот пальчик - бабушка

    Этот пальчик - дедушка

    Этот пальчик - папа

    Этот пальчик - мама

    Этот пальчик - я

    Вот и вся моя семья.

    Дети строят дом для своей семьи.

    Дети получают медальки в качестве вознаграждения.

    У детей развито логическое мышление и зрительное восприятие.

    Дети закрепили и расширили представления о своей семье, о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве

    Дети познакомились с понятием «родословная» и «генеалогическое дерево»

    У детей расширяются знания о семье через малые фольклорные формы.

    У детей развиваются певческие навыки и слуховое восприятие.

    У детей развивается память; совершенствуется диалогическая речь

    Дети составляют предложения, объединяя в рассказ, развивается наблюдательность, внимание, обогащается словарь.

    Закрепляются театральные навыки, развивается диалогическая речь, дети ловко имитируют животных

    Дети поупражнялись в составлении рассказа о своей семье из 4-5 предложений.

    Дети упражняются в сравнении родственников по возрасту, составляя при этом полное предложение.

    У детей расширился словарь, дети научились называть относительные и притяжательные прилагательные, подбирать антонимы к словам.

    У детей хорошо развиты навыки мелкой моторики, четко произносят звуки.

    Дети правильно называют относительные прилагательные, четко проговаривают окончания.

    Дети логически мыслят, называют слова антонимы, четко проговаривают окончания; развита ловкость и быстрота реакций.

    Дети проявляют сноровку, находчивость, отвечая на вопросы.

    У детей хорошо развита память, речевые навыки

    У детей развиты конструктивные навыки, они проявляют много фантазии и творчества.

    Дети ближе познакомились с понятием «семья», «генеалогическое дерево», «родословная»,

    воспитать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, положительное отношение к труду всех членов семьи.

    Итоговое мероприятие: (Открытый просмотр игровой деятельности по теме «Семья»)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе На тему: «Ёжи в гостях у ребят».

    Занятие в старшей группе  " Ежи в гостях  у ребят" интегрированное. В  первой части занятия дети  вспоминают, уточняют, расширяют  свои знания о ежах (  повадках,  в...

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему "Космическое путешествие"

    Конспект  занятия по разделу "Развитие познавательных способностей дошкольников" ТИП:          Интегрированное. ВИД:...

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: "В гости к мышонку" с применением проблемного обучения

    В этом конспекте рассказывается о том, как в гости к ребятам пришел мышонок, который не знал, как его зовут и где он живет. Дети придумывают кличку мышонку и находят ему дом....

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: "Птицы средней полосы России" с применением ИКТ

    В данном конспекте закрепляются знания детей о птицах, проживающих с средней полосе России. Дети учатся различать хищных и насекомоядных птиц, отвечая на проблемные вопросы педагога. Развивают умение ...

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Вареники для Винни – Пуха».

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе          на тему: «Вареники для Винни – Пуха».    Цель: расширять знания и пр...

    Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме: «Моя семья».

    Занятие посвящено формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о семье и нравственных нормах....

    Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме: «Моя семья» (с элементами аппликации)

    Закрепить знания детей о членах своей семьи, как о людях, которые живут вместе, уточнить понятие «семья», «родственники», закрепить представления о трудовых обязанностях членов...