Лесной колобок-колючий бок.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Барабаш Светлана Юрьевна

Познакомить с внешним обликом ежа, его образом жизни в летнее и зимнее время; дать представление о том, чем он питается, кто на него охотится в лесу, как он защищается от врагов. Учить правильно, отвечать на вопросы по картине; давать заглавие картине. Развивать интерес к прослушиванию сказок. Развивать мелкую моторику рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesnoy_kolobok_-_kolyuchiy_bok.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Лесной колобок – колючий бок.

         (По сказке В.Бианки.)

          Экология в средней группе.

   Цели.  Познакомить с внешним обликом ежа, его образом жизни в летнее и зимнее время; дать представление о том, чем он питается, кто на него охотится в лесу, как он защищается от врагов. Учить правильно, отвечать на вопросы по картине; давать заглавие картине. Развивать интерес к прослушиванию сказок. Развивать мелкую моторику рук.

   Материал. Картины: «Семья ежей», «Спячка ежа». Куклы настольного театра: дед, баба, волк, медведь, лиса, колючий колобок из пластилина. Цветные карандаши, рисунки ежа без иголок ( на каждого ребёнка).

    Непосредственно образовательная деятельность.

   Первая часть. Сегодня мы поговорим об интересном животном, который живёт в лесу.  Узнаем, как ему живётся  летом, а как зимой. Как он спасается от своих врагов. Хотите узнать о ком мы будем говорить. Отгадайте загадку:

Ползун ползёт,

Иголки везёт.

В лесу среди деревьев и кустарников. В траве живут ежи. Ёж – это небольшой зверёк, всё его тело покрыто острыми иголками – колючками. Он бегает по лесу на своих коротких лапках. Вынюхивает, где и чем пахнет; то червяка съест, то слизняка проглотит, а то и мышь лесную поймает. Летом ежу хорошо: в траве, под кустами полно еды. Посмотрите на картину.

 Беседа по картине «Семья ежей».

- Как бы вы назвали эту картину?

- В какое время года изображены ежи?

- Почему вы так подумали?

- Посмотрите, среди них один большой. Как вы думаете, кто это?

- А маленькие  тогда кто?

- А как их можно назвать, одним словом? ( Семья.)

- Куда пришли ежи? (На лесную полянку.)

- Давайте опишем её.

- Как вы думаете, зачем они сюда пришли?

- Хорошо ли ежам здесь? Почему вы так думаете?

- Какое у них настроение?

- Давайте расскажем про них весёлое стихотворение и покажем, как им весело летом в лесу. (Дети читают стихотворение и выполняют действия по тексту.)

Ёжик весело шагает,

Ножки выше поднимает.

На носочки ёжик встал,

К верху голову задрал.

Ёжик прыгает и скачет

По дорожке словно мячик.  

Рассматривание картины « Спячка ежа».

- В какое время года изображён ёжик на этой картине?

- Почему вы так думаете?

- Что здесь делает ёжик?

- Где он устроил себе норку?

- С наступлением холодов, ежи находят себе укромное местечко под большими корягами, у корней деревьев или пней. Носят туда сухую опавшую листву, зарываются  в этой листве, сворачиваются клубком и засыпают. Выпавший снег укрывает их пушистым тёплым одеялом. Так ежики спят всю зиму.

- Есть ли у них враги? Как ежи защищаются от них?

- У ежей врагов много: лиса, волк, сова – хотят ежа поймать, но не так это просто. При малейшей опасности ёж сворачивается, мордочку и ножки прячет под себя, выставляет острые иголки и превращается в колючий шар – никак его не схватишь: настоящий колючий колобок. Про него даже есть такая загадка:

   Нам нужны иголки для шитья.

   Кому нужны иголки для жилья?

   Вторая часть. Я хочу рассказать сказку про ежа «Лесной Колобок – колючий бок», которую написал Виталий Бианки. ( Демонстрация портрета писателя.) Бианки с детства любил гулять в лесу, наблюдать за животными.  Когда вырос, он написал много интересных сказок и рассказов о природе детям. Воспитатель показывает сказку на настольном театре.

- Ребята, кого встретили в лесу дед и баба?

- А почему они решили, что это колобок?

- Для чего ёжик свернулся колобком?

- Вам понравилась сказка?

Третья часть. Ребята, что помогло ежу, защитится от волка, медведя, лисы?

- Посмотрите, к нам прибежал ёжик. Он где то потерял все свои иголки. Давайте успокоим его и расскажем ему стихотворение про ежа и его маленьких ежат.

Пальчиковая гимнастика.

Под берёзой (руки вверх, пальцы разведены)  на пригорке (рисуют ладошками бугорок) старый (поднять плечи, сморщить лицо) ёж (переплести кончики пальцев) устроил (вращение кистями рук – «моталка») норку (пальцы сложить в горсточку). А под листьями (руки вверх, пальцы разведены) лежат (ладони под щёчку) двое (показать по одному указательному пальцу на руках) маленьких ежат (переплести кончики пальцев).

 - Ребята, как же ёжик будет без иголок защищаться от врагов. Давайте нарисуем ему иголки. (Дети цветными карандашами дорисовывают иголки ежу).

Заключительная часть.

- О каком зверьке мы сегодня говорили?

- Где он живёт?

- Чем питается?

- Как защищается от врагов?

- Как зимует?

 

Литература: «Дошкольное воспитание» № 7/2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность.Драматизация сказки в старшей групе В.Бианки"Лесной колобок-колючий бок"

Расширить устойчивый интерес к театрализованной деятельности,умение эмоционально и выразительно общаться....

Конспект интегрированного занятия(мир природы –художественное творчество рисование) для средней группы «Лесной колобок – колючий бок»

Конспект интегрированного занятия(мир природы –художественное творчество рисование) для средней группы  «Лесной колобок – колючий бок»...

Знакомство с творчеством В.Бианки. Театрализация сказки «Лесной колобок – колючий бок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

«Лесной Колобок - колючий бок». По сказкам В.Бианки. Средняя группа.

Программное содержание. Познакомить с внешним обликом ежа, его образом жизни в летнее и зимнее время; дать представление о том, чем он питается, кто на него охотится в лесу, как он защищается от враго...

Лесной колобок, колючий бок

Комплексная НОД по художественному творчеству во второй младшей группе.
Лепка на тему "Лесной колобок, колючий бок"  Цель: - Расширить знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, пов...

Конспект образовательной деятельности с детьми младшей группы "Лесной колобок - колючий бок" с использованием здоровьесберегающей технологии Су-джок

Занятие способствует речевому и познавательному развитию детей, воспитывает желание повышать защитные функции организма через самомассаж мячиками Су-джок....