Главные вкладки

    Весеннее путешествие.
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Матисон Татьяна Евгеньевна

     

    Расширить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; закреплять с детьми знания о деревьях, кустарниках травах; развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema_vesna.docx123.95 КБ

    Предварительный просмотр:

                                     Тема:  Весеннее путешествие.

              Цель: расширить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; закреплять с детьми знания о деревьях, кустарниках травах; развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

                                             Ход путешествия.

    Часть 1.Выходим на площадку детского сада и все вместе здороваемся с «весной»: Здравствуй Весна!»

                Воспитатель: - Ребята, я хочу задать вам вопрос, он будет в стихах:

                                  Я раскрываю почки в зелёные листочки

                                  Деревья одеваю, посевы поливаю.

                                  Движения  полна, зовут меня.

                                                                                               (Весна)

    Любуемся красотой весеннего дня.

    Слушаем весну: шелест листвы на ветру, пение птиц…

              -Чем пахнет весна?

    Вдыхаем полной грудью свежий воздух.

              -Как изменилась жизнь растений с приходом весна?

    Они проснулись. На деревьях и кустах почки раскрылись ярко зелёными молодыми листочками.

    Зазеленели травы.

             -Кто же разбудил их?

                                               Вышло солнце из-за тучи

                                                И нагрело снег скрипучий

                                                Снег задумался чуть-чуть,

                                               И ручьи пустились в путь.

    Тёплое солнце растопило снег и лёд.

            -Во что они превратились?

    Весенние талые воды напоили деревья кусты, травы, и они зазеленели.

            -Почему воду назвали талой, как вы думаете?

    Если солнышко спряталось за облако или за тучу - его можно позвать:

                                                            Солнышко ясное, покажись!

                                                            Солнышко  красное, нарядись!

                                                            Платье алое надень,

                                                            Подари нам красный день!

            Дети хором повторяют стишок.                                              

                                                           

                                                         

                                                         

                                                           

                                                           

                                                           

    Часть 2.

    Интересно, сможем ли мы узнать наших старых знакомых?

    Попробуем отыскать берёзу, дуб, рябину, ель, сосну…

    Посмотрим внимательно на  берёзу.

               -Что вы видите на ветвях среди листьев? (Серёжки). Так берёза цветёт.

    Если удастся, то можно увидеть, как плачет берёза. Стекают по белым стволам прозрачные сладкие слёзы.  Послушайте  стихотворение о плохом поступке.

                                                В весенний  день мальчишка злой

                                                Пронзил ножом кору берёзы.

                                                И капли сока, точно слёзы

                                                Текли прозрачною струёй.

                                                                                                Р.Сологуб

    Берёзовый сок вкусный и полезный напиток. Но брать его у берёзы надо осторожно и понемногу.

    Если отверстие сделать большим, то потеряв много сока, дерево погибнет. Сделанное отверстие надо обязательно замазать землё, глиной или пластилином.

            Найдите теперь КЛЁН. Посмотрите, у него совсем другие цветы и что интересно: появились они на дереве раньше, чем листья.

               -Как цветут другие деревья и кусты? Рассмотрим.

                Земля покрывается молодой зелёной ТРАВКОЙ.

               -Какая она?

               -Где трава уже появилась, а где ещё нет.

    Там, где много солнца, там и травы много. А в тех местах,  где тень и сыро, трава ещё не взошла.

               -Почему, как вы думаете?

    Посмотрите, кое-где виднеются ЦВЕТЫ с маленькими жёлтыми головками. Это МАТЬ - И - МАЧЕХА. Они появляются на бурой голой земле, когда кругом нет ни одного зелёного росточка. Эти цветы-ПЕРВОЦВЕТЫ.

                                           И матушка родная,

                                           И мачеха злая.

                                            Бок обок  живут

                                           Через стеночку.

    -Как вы думаете, почему их так назвали?

    Сначала мать-и-мачеха цветёт. Посмотрите, её маленький пушистый цветочек покачивается на тоненьком стебельке.

        Внимательно рассмотрите этот стебелёк.

           -Чем он покрыт? (ПУШКОМ)

           -Как вы думаете зачем? Он как шубка защищает цветы от холода.

    Вслед  за цветком появляются листья.  Лист  у  мать-и-мачехи  необычный. Верхняя сторона у него гладкая, блестящая и прохладная. А нижняя сторона тёплая и мягкая. Сорвите лист и приложите его к щеке одной и другой стороной. Что вы почувствовали?

          Интересно, что каждый вечер мать-и-мачеха «ложится спать».

                              -Как же она это делает? Складывает лепестки цветка в бутон и опускает головку. Спит она и пасмурные дни.

            -О чём же сейчас рассказывает нам мать-и-мачеха?

           -Узнаете, какому цветку принадлежат эти длинные листья?

    ОДУВАНЧИКУ. Скоро все лужайки  покроются  этими ярко-жёлтыми цветами.

    НЕ РВИТЕ МАТЬ-И-МАЧЕХУ  И ОДУВАНЧИКИ! ЭТИ ЦВЕТЫ НЕ УМЕЮТ СТОЯТЬ В ВАЗАХ, ОНИ СРАЗУ  УМИРАЮТ. В ЗЕМЛЕ ЖЕ ОНИ ЦВЕТУТ ДОЛГО И РАДУЮТ ВСЕХ СВОЕЙ КРАСОТОЙ.

            -А вы знаете, какие цветы могут стоять в вазе?

    Смотрите, вдоль дороги растёт травка с круглыми выпуклыми листочками.

       -Что это за листочки?  Это ПОДОРОЖНИК.

        -Как вы думаете, почему его так назвали?

    Его листья прижаты к земле

         -Что прячет он под ними? Посмотрим. Подорожник не даёт солнцу высушить вокруг себя землю.

    Так он сберегает влагу для своих корней. Но вот подорожник поднял листочки.

         Как вы думаете почему? Земля под ним очень сырая, надо её немного подсушить

         Подорожник растение-доктор.

        Кто знает, чем может помочь подорожник? Если приложить его чистый лист к ушибу, боль станет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь,  убьёт микробов, и рана быстро заживёт.

    3 часть.

    Обитатели леса.

            -Кого мы видели над цветками деревьев?

    ПЧЁЛЫ, ШМЕЛИ ,  БАБОЧКИ проснулись от долгого сна. Привлекают их цветы сладкими запахами. Летят они ,  лакомиться сладким соком.

         Проснулись и МУРАВЬИ, и ЖУКИ.

        Многие ПТИЦЫ вернулись из жарких стран.

          -Как вы думаете почему?

          -Какие птицы вернулись?  (скворцы, грачи, утки)

    -Чем сейчас заняты птицы? Строительством гнёзд. А кто для скворца делает гнездо? Как оно называется?  Скоро отложат птицы яйца и начнут высиживать птенцов.

     

    4 часть.                                                                              

    Природа пробудилась от зимнего сна. Что делаете вы, когда просыпаетесь? Умываетесь. Земля, растения тоже хотят умыться. Но как? Они ждут тёплого весеннего дождя. Он всё вымоет и напоит всех.

                                     Дождь пошел такой хороший,

                                     Сразу ожили поля.

                                     От восторга бьют в ладоши

                                     Под окошком тополя.

        Мы с вами побывали у наших ДРУЗЕЙ, а теперь им скажем: «До свидания!»

                                        КОПИЛКА НАШИХ НАБЛЮДЕНИЙ.

               

                 

                                             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированное развлечение " Весеннее путешествие"

    интегрированное развлечение, построенное на ФИЗО и ИЗО - деятельности....

    Праздник "Весеннее путешествие"

    Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта, для детей средней группы детского сада...

    СЦЕНАРИЙ ВЕСЕННЕГО ПРАЗДНИКА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Весеннее путешествие»

    Увлекательное путешествие по весенним дорожкам. В весеннем лесу дети встретятся с самыми маленькими жителями леса: бабочками, кузнечиками, пчелками....

    Сценарий весеннего праздника для детей 2 младшей группы "Весеннее путешествие".

    Сценарий "Весеннее путешествие" преназначен для детей 2 младшей группы. Данный праздник в поможет закрепить представления о весенних изменениях в природе с помощью песен, танцев, стихотворений и игр. ...

    «Весеннее путешествие» сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп

    «Весеннее путешествие»сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп (младший дошкольный возраст)...

    Сценарий весеннего утренника "Весеннее путешествие".

    Сценарий весеннего утренника "Весеннее путешествие"....