«Экологическое воспитание детей подготовительной к школе группе»
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ларионова Наталия Владимировна

МИР, окружающий ребенка-это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.   В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей.17.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание детей подготовительной к школе группе»

     Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она обогащает и развивает личность, поэтому должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны. Игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.

     Играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большей степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому, первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любую деятельность и создать благоприятный фон для восприятия «природного» содержания.


   
Задачи:
*Учить детей замечать изменения, происходящие в природе и устанавливать причинное – следственные связи.
* Развивать такие качества, как любознательность, наблюдательность, чувства прекрасного.
* Воспитывать бережное отношение к природе, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожение насекомых, животных и птиц
*Воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.
* Выявление структуры дидактических игр.
* Использование разнообразных игр экологического содержания
* Введение игровых приемов в практику обучения и воспитания дошкольников.


   
Развивающая экологическая среда включает: наличие экологических игр, календарь природы, наличие игрушек аналогов (муляжи фруктов и овощей).

     Работа с детьми подразумевает собой непосредственно образовательную деятельность, проведение сезонных развлечений, экспериментирования, наблюдения и организация развивающей предметной деятельности.
По содержанию и правилам экологические игры делятся на:
Творческие игры-сюжетно-ролевые, театральные, строительные.
Игры с правилами –дидактические и подвижные.

     Классификация экологических игр.
Сюжетно-ролевые игры предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания и существование определенных правил. Игры помогают детям познакомиться с различными природными явлениями, процессами. При  традиционных сюжетно-ролевых игр важно соблюдать принципы научности и доступности отбора содержания.
Игры с готовым содержанием и правилами. Из этой группы игр в ознакомлении детей с природой используют дидактические и подвижные игры.
Дидактические игры - игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать.
Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.
Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектах природы. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, характеру происхождения, форме).
Настольно-печатные игры - это игры типа лото, домино, разрезные картинки («Зоологическое лото»; «Ботаническое лото»; «Четыре времени года»; «Подбери листок».) В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним.
Словесные игры - это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов.
Творческие игры природоведческого содержания - игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.
Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, глина, камешки, шишки и т.д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт.
    Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.
Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий.
Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.
    Использование игрового метода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению детьми экологических знаний, умений и навыков.
    Воспитательно-образовательная работа по экологическому воспитанию осуществляется круглый год в процессе разных видов детской деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе   группы      Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе   группы      Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА».

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ  ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ:«ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА».Цель: Развивать экол...

Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей подготовительной к школе группы"

Экологическое воспитание понимается как формирование человека с сознательным восприятием окружающей среды, осознанием необходимости сохранять природу, целесообразно использовать её богатства, понимани...

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы.

Цель:  Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию и составлять  обобщение по теме. Формировать интерес к книге как источнику знаний....

План работы кружка по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группе

Кружок «Юные экологи» для детей подготовительной к школе группы «Ирисы» МКДОУ г.Новосибирска «Детский сад №447 комбинированного вида«Семицветик»...