«Волшебник — воздух». Конспект занятия по экспериментированию в средней логопедической группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Никитина Светлана Евгеньевна

Программное содержание:

- развивать представления детей о свойствах воздуха;

- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий;

- воспитывать дружеские отношения между детьми.

Коррекционные задачи:

- учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов; развивать мышление, речевое дыхание, мелкую моторику;

- обогащать и активизировать словарь детей: невидимый, легкий, воздушный, движется, грустный, весёлый, большой, маленький.

Оборудование:

игрушка – Хрюшка; 2 шара воздушных разрисованных (1 большой весёлый, 1 маленький грустный) ; ватные шарики, прозрачные бутылочки, стаканы, трубочки, салфетки, шары на количество детей; колпак; альбомные листы, цветные карандаши.

Предварительная работа:

подвижная игра «Пузырь», игры - эксперименты с мыльными пузырьками, рисование цветных шариков, дидактическая игра «Ловим воздух».

Индивидуальная работа по развитию целенаправленной воздушной струи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnik.docx35.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Волшебник — воздух». Конспект занятия по экспериментированию в средней логопедической группе

Конспект занятия по экспериментированию в средней логопедической группе

Тема: «Волшебник – воздух»

Программное содержание:

- развивать представления детей о свойствах воздуха;

- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий;

- воспитывать дружеские отношения между детьми.

Коррекционные задачи:

- учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов; развивать мышление, речевое дыхание, мелкую моторику;

- обогащать и активизировать словарь детей: невидимый, легкий, воздушный, движется, грустный, весёлый, большой, маленький.

Оборудование:

игрушка – Хрюшка; 2 шара воздушных разрисованных (1 большой весёлый, 1 маленький грустный) ; ватные шарики, прозрачные бутылочки, стаканы, трубочки, салфетки, шары на количество детей; колпак; альбомные листы, цветные карандаши.

Предварительная работа:

подвижная игра «Пузырь», игры - эксперименты с мыльными пузырьками, рисование цветных шариков, дидактическая игра «Ловим воздух».

Индивидуальная работа по развитию целенаправленной воздушной струи.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я загадаю загадку, а вы отгадаете, кто любит в гости к нам ходить?

У него нос пяточком и хвост крючком.

(Приходит Хрюша и дети здороваются)

Воспитатель: Ребята, что принёс нам Хрюша? (Хрюша принёс шарики). А шарики какие? (обследования шариков детьми: по цвету и объёму).

Хрюша пришёл грустный к нам, он не понимает почему вчера шарики были большие, весёлые, а сегодня у него один шарик большой, весёлый, а второй - маленький и грустный. Как Вы думаете, ребята, почему шарик стал маленьким?

(Дети предлагают разные версии). Вывод: шарик сдулся.

Воспитатель: Давайте, ребята, развеселим Хрюшу. Покажем ему, какой у него большой шарик? (надуть щёчки, бровки приподнять) А теперь покажем какой у него маленький шарик (щёчки втянуть) .

Ребята, почему Хрюша опять грустный? (Ему нужно помочь)

Воспитатель: А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и весёлым?

Дети: Шарик надо надуть (Добиваться полного ответа детей) .

Воспитатель: Вот, видишь Хрюша какие ребята, они всегда всем помогают и тебе помогут. А пока посиди и послушай.

Ребята, что будет внутри шарика, если мы его надуем? (Воздух)

Воспитатель: Тогда, какой будет у нас шарик? (Воздушный шарик). Как воздух попадает в шарик? (Ответы детей)

Воспитатель: Его выдыхают (показ выдоха воспитателем)

А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем?

(Дети предлагают свои варианты) .

Воспитатель: Вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём глубоко воздух через нос и выдохнем через рот. А сейчас положите на ладонь белый комочек и выдохните быстро на неё воздух. (Индивидуальная работа). Что произошло? (ответы детей)

Дети: Комочек упал (другие варианты) .

Воспитатель: А что помогло комочку упасть? Какой у нас воздух волшебный, он движется. Хотите, поиграем с нашим волшебным воздухом.

Сейчас, я вас превращу в воздух. Мой волшебный колпак поможет мне в этом. Кручу, верчу, моих деток в воздух превращу!

Физминутка «Превращение»

Дую быстро, быстро «у-у-у», воздух двигается быстро.

Дую медленно, воздух двигается медленно. (Повтор 2 раза)

А сейчас, кручу, верчу, воздух в деток превращу!

Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух? (Нет)

Если вы его не видите, значит, он какой?

Дети: Невидимый (полный ответ: воздух невидимый) .

Воспитатель: Вот Хрюша говорит, и правда воздух-волшебник: невидимый, движется. Уж очень хочет Хрюша, увидеть волшебника.

А вы, ребята, хотите увидеть воздух. Где же может быть воздух?

Воспитатель: Давайте пройдёмся, может увидим воздух. (по группе идём, пытаясь увидеть воздух). Почему, мы не видим воздух? Вот Хрюша говорит, что воздух есть в стакане. Как вы думаете, в стакане воздух есть? (Дать детям возможность убедиться, есть ли в стакане воздух) .

Опыт: пустой стакан опустить в таз с водой так, чтобы он начал заполняться водой.

Воспитатель: Что увидели в воде? (Пузырьки) Ребята, эти пузырьки и есть воздух.

Вывод: в стакане был воздух.

Давайте, посмотрим, есть ли воздух в бутылке? Возьмите все по бутылочке и опускайте бутылочку в таз с водой, а теперь наклоните бутылочку. Видите, ребята, пузырьки воздуха поднимаются вверх, потому что воздух лёгкий.

Вывод: и в бутылке есть воздух.

Воспитатель: Ребята, положите бутылочки на тарелочку и подумайте, что будет, если опустить трубочку в стакан с водой и выдохнуть воздух в трубочку? Давайте увидим! Сейчас вдохнем воздух через носик и выдохнем в трубочку. Что увидели в воде? (Пузырьки – воздух)

Давайте, ребята, для Хрюши нарисуем пузырьки, которые видели в воде. Присаживайтесь за стол, где вам удобно и нарисуйте в ваших разноцветных стаканчиках пузырьки. (Уточнить у кого, какого цвета стаканчик. Дети дарят рисунки Хрюше).

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы ребята. А подумайте и скажите, зачем нам нужен воздух? (ответы детей)

Да ребята, воздух нам нужен чтоб дышать. А вот, Хрюша говорит, что обойдётся без воздуха. Дети, покажем Хрюше, что мы не можем жить без воздуха? Давайте вместе закроем ротик и зажмём носик пальчиками. (Проводится опыт)

Ребята, что скажите? Прав ли был Хрюша? (нет)

Вывод: без воздуха мы не можем дышать.

Воспитатель: Сегодня вы отлично занимались, узнали много о воздухе. Что вы, можете сказать про воздух?

Итог: Невидимый, движется, легкий, он везде окружает нас, он волшебный.

Воспитатель: Молодцы ребята! Только, нам осталось помочь Хрюше. Как нам ему помочь, кто помнит? (Надо надуть шарик)

Представьте, что у нас в руках шарик, и мы его надуваем. Вдыхаем воздух через носик и выдыхаем в шарик. Давайте ещё раз, только я надуваю настоящий шарик, а вы представьте себе, что надуваете его.

Ребята, Хрюша говорит вам спасибо за помощь и за то, что узнал много интересного о воздухе волшебнике и дарит всем шарики. А ещё он отдаёт вам этот большой, весёлый, воздушный шар. (Ребята благодарят, прощаются. После занятия дети надувают шары) .

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования

(в средней группе) «Смешарики»

Цели:

  1. развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать наблюдательность и любознательность;
  2. расширять знания о воздухе; познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;
  3. активизировать речь и обогащать словарь детей;
  4. воспитывать аккуратность работы;
  5. нравственное воспитание, вызвать желание детей помочь смешарикам.

Материалы: емкости с водой, трубочки, пластмассовые стаканчики, бумага, несколько банок с плотными крышками и вещества с сильным запахом (половинка лимона, долька чеснока, лук и т.д.), технические средства обучения (ДВД, диск «Смешарики», мультфильм «Коллекция»);  мягкие игрушки Ежик и Крош; клеёнчатые фартуки, клеенка на столы, обогреватель.

Предварительная работа:

  1. игровая деятельность «Чей ветерок сильнее», «Пузырь», «Воздушные шары»,  «Не урони облако», «Поддувалочки»,  «Движения на ветру», «Игра с воздухом»  
  2. чтение худ. литературы: «Ветер-ветерок» О.Дриз, «Ветрено, ветрено» И.Токмакова, «Ветер, ветерок, ветрище» Я.Аким, «Дуют ветры в феврале» С.Маршак, «Видел я, как ветерок…» Г.Лагздынь; чтение экологической литературы
  3. беседы о воздухе
  4. изобразительная деятельность рисование деревьев в ветреную погоду, рисование способом выдувания, раздувания краски через соломинку.
  5. конструирование: изготовление вертушек, бумажных самолётов, бумажных крыльев, ловушек для ветра, воздушных змеев, парашютный десант, пчёл, нитяные работы  
  6. наблюдение на прогулке за направлением и силой ветра
  7. знакомство с некоторыми свойствами воздуха в опытнической деятельности
  8. работа по ОБЖ

Ход занятия

Воспитатель.  Сегодня к нам на занятие должны прийти Смешарики, но что-то они задерживаются. Да вот они!

 Появляются грустный Ежик и Крош.

Воспитатель. Что с вами случилось, почему Ежик такой грустный?

 Ежик и Крош. Ежик собирал  фантики. Он накопил целую коллекцию фантиков.  

Началась буря, подул сильный ветер и унёс все фантики.

Да вот посмотрите сами (предлагает детям  диск с мультфильмом)  

Просмотр начала мультфильма. 

Воспитатель. Не расстраивайся Ежик. Ребятки обязательно помогут тебе.

Ёжик. А интересно, откуда прилетел ветер и куда унёс мои фантики.

Воспитатель. Ребятки, а вы знаете, откуда прилетел ветер? (ответы детей)

Воспитатель. Ёжик и Крош оставайтесь с нами, и мы все вместе узнаем и выясним, откуда прилетел ветер?

Ежик и Крош соглашаются.

Воспитатель. Ребятки  подойдём к столам (столы покрыты клеёнкой, на столах на каждого ребёнка приготовлено:  лист бумаги, трубочка,  пустой маленький стаканчик,  большой стаканчик с водой. А также несколько баночек с веществами (чесноком, апельсином, яблоком, луком; несколько змеек).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Воспитатель.  Ребятки, а  что находится вокруг нас?

Дети. Столы, игрушки,  и т.д. воздух.

Давайте вспомним, что же мы знаем о воздухе. Нам в этом помогут схемы, составленные раньше.  

  1. Кому нужен воздух?

(Дети называют объекты живой природы: человек, животных, растения, насекомые, птицы)

           А зачем  нам нужен воздух?

Дети. Чтобы дышать. 

  1. Воздух невидим, прозрачный, бесцветный. Как же нам его обнаружить?
  1. Возьмите лист бумаги и помашите им перед собой. Что вы почувствовали?

Дети. Воздух, ветерок.

  1. Возьмите трубочку, подуйте в неё, подставьте ладонь. Что вы почувствовали?

Дети. Струю воздуха.

                      Выдохните в трубочку, опущенную в воду. Что происходит?

Дети. Выходят пузырьки. (это воздух)

  1. Возьмите маленькие стаканчики. В них что-нибудь есть?

Дети. Ничего нет, они пустые, воздух.

Воспитатель.  Давайте проверим. Переверните стаканчики вверх дном и опустите их в большие стаканы с водой. Вода попадает в маленькие стаканчики?

Дети. Нет.  

Воспитатель. Почему? Что мешает воде? Что её не пускает?

 В маленьком стаканчике находится воздух, который не даёт воде занять место.  

  1. Запаха и вкуса у воздуха нет.    

Воспитатель. Вы, верно, сказали: воздух действительно не имеет запаха и вкуса. А сейчас, я хочу вас познакомить ещё с одним свойством воздуха.

  1. На столах стоят баночки с продуктами (апельсином, чесноком, луком, яблоком) закрытые плотно крышками. Воспитатель берет баночки, выкладывает содержимое и закрывает крышками. Поочерёдно открывает крышки и передаёт баночки детям. Что вы почувствовали? Какие запахи?

Дети. Пахнет чесноком, луком, апельсином, яблоком.

Воспитатель. Запах чеснока смешался с воздухом. Каким стал воздух? (чесночным, апельсиновым, яблоневым, луковым).

Значит, запах продуктов  передаётся по воздуху.

Скажите ещё раз: воздух имеет запах? (Нет) Как же мы чувствуем запахи? (Они передаются воздухом, и мы их чувствуем.)  

В нашу схему добавим ещё одно обозначение.

  1. Воздух находится везде: в группе, и у вас дома, на улице.

Воздух не стоит на месте, он движется. Двигаться он может по-разному. Медленно - и тогда появляется тихий ветерок; быстро – появляется сильный ветер и даже ураган.  Так что же заставляет  воздух двигаться?  Давайте проведём опыт.

  1. Возьмите приготовленных змеек и поднесите к обогревателю. Что происходит? (Змейки начинают вращаться). Что вы чувствуете около обогревателя? (тепло) Около обогревателя нагревается воздух, он становится каким? (теплым). Тёплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх.  Поднимающийся тёплый воздух заставляет змейку вертеться.  

Именно так и возникает ветер в природе. В природе  движение воздуха

создаёт ветер. А что же заставляет воздух нагреваться в природе? Что же нас греет  и светит нам? (солнце) Правильно Солнце.

С неба смотрит Солнце миллионы лет,

Льёт на Землю Солнце и тепло и свет.

Воспитатель добавляет обозначение в схеме. Какой воздух поднимается вверх? (тёплый) Вверху воздух остывает и снова опускается вниз. Что  тогда появляется?  (ветер)

Смешарики.  Мы теперь знаем, откуда прилетел ветер! Спасибо вам.

Воспитатель. Ребятки у нас же есть коллекция фантиков. Мы можем как то помочь Ёжику? А как? (подарить коллекцию)

Ребятки, а Смешарики хотят с вами поиграть. А вы хотите поиграть?  (дети соглашаются)

   У меня есть волшебный сундучок.  Хотите узнать, что в нём находится?

Тогда давайте подуем сначала слабо, тихо, а потом сильно! Сундучок и откроется.

(в нём маски тёплый воздух – розовые, холодный – голубые) выбирайте,  кто, каким воздухом хочет быть.

Игра «Солнышко и тучка»

  Воспитатель показывает Солнышко и говорит: выглянуло Солнышко, и нагрело воздух  (дети в розовых масках начинают двигаться врассыпную под музыку) стал воздух тёплым-тёплым, потом показывает тучку и говорит: выглянула тучка,  и остыл воздух, стал холодным  (дети в голубых масках начинают двигаться врассыпную). Воспитатель показывает Солнышко и Тучку и говорит: подул ветерок (дети берут друг друга за руки и водят хоровод, исполняя песню).

Я – задорный ветерок,

Пролетел я сто дорог.

Мелькали сёла, города,

И вот я прилетел сюда.

Бывал я не в одном саду,

Ведь я с ребятами дружу.

Воспитатель. Кто к нам приходил на занятие? Что они хотели узнать? А как вы думаете, мы смогли им объяснить, что такое воздух и как он передвигается?  

Дети.  (ответы детей)

 

Воспитатель хвалит всех детей и предлагает досмотреть мультфильм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе Тема: «Волшебник – воздух»

Программное содержание:- развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пр...

Конспект занятия по ОБЖ в средней логопедической группе «О пожаре и пожарных»

Цель: Продолжать знакомить детей с причи­нами пожара (детская шалость с огнем) и правилами пожарной безопас­ности.Обучать правильному поведению в случае пожара, отработать практические действия: как в...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебник - воздух»

Совершенствовать представления детей о свойствах воздуха;Уточнить знания детей и подводить к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий и движется;Развивать у детей...

Конспект занятия по лепке в средней логопедической группе «Рябина для лесных жителей»

Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки «Тестопластика». Формировать умение изображать кисть рябины с помощью цветного теста.Задачи:Коррекционно - образовательные: Фор...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей логопедической группе «Песок и глина - наши помощники»

Занятие по экспериментированию для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) старшего дошкольного возраста....