Непосредственно образовательная деятельность в средней (коррекционной) группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Понеткова Светлана Юриевна
Открытое коррекционное мероприятие по теме  «Царство трех ветров»
 
Основные виды деятельности – познавательно-исследовательская,  коммуникативная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_meropriyatiya_tsarstvo_trekh_vetrov.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Азовский детский сад комбинированного вида «Сказка»

Азовского немецкого национального муниципального района Омской области

2013-2014 учебный год

Непосредственно образовательная деятельность в средней (коррекционной) группе

(Основные виды деятельности – познавательно-исследовательская,  коммуникативная)

Открытое коррекционное мероприятие

по теме  «Царство трех ветров»

Задачи:

  1. Расширить представление детей о ветре, его свойствах и о его значении для человека и окружающего мира.
  2. Развивать познавательную и речевую активность детей. Обогатить словарь детей словами (ветрище, ураган, бархан, веер, вентилятор). Совершенствовать общую и мелкую моторику.
  3. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Материалы и оборудование: тазики с водой по количеству детей, бумажные кораблики по количеству детей, листы бумаги формата А-4 по количеству детей, баночки с крышкой, песок, трубочки по количеству детей, два обруча, набор карточек для игры «Польза-вред», мяч, магнитофон с записью шума ветра, веер, сундучок, мыльные пузыри.

Предварительная работа: беседа: «Ветер, ветер – ты могуч»; наблюдение на прогулке «Как можно обнаружить ветер», определение направления ветра с помощью флажков, вертушек; чтение художественной литературы: «Три ветра» С. Михалков, «Ветер-пастушок» А. Орлон, «Дуб и ветер» Н. Матвеев;  рисование «Ветер злой и добрый»

Ход НОД: Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сейчас встанем «паровозиком»  и поиграем в игру «Массажик»

Проводится самомассаж

 (Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез)

Идет по спинке холодок   (постукивать пальчиками по спине друг друга)

Ок-ок-ок    (стучат ладонями по спине сверху вниз)

Дует легкий ветерок (гладят спину)

Ок-ок-ок    (стучат ладонями)

Сделаю тебе массаж (растирают ребрами ладоней)

Аш-аш-аш (стучат ладонями)

Тебя согрею, друг ты наш (поколачивают кулачками)

Аш-аш-аш (стучат ладонями)

Воспитатель: Молодцы, вам понравился «массажик»?

Ответы детей: Да, понравился.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить…

Дети: О чем?

Воспитатель: А вот отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем же мы будем говорить.

Не увидишь меня глазом,

Я способен на проказы.

На бегу, срываю шляпы,

Ёлок раскачиваю лапы.

Унести бельё с веревки,

Хватит у меня сноровки.

Пролистать могу газету,

Громко шелестя при этом…

Вот в лесу любой заметит:

Лес шумит, гуляет…

Ответы детей: Это ветер

Воспитатель:  Правильно. Значит, сегодня мы будем говорить о чем?

Ответы детей: Мы будем говорить о ветре.

Воспитатель: Ты знаешь, что такое ветер?

Он дует всех сильней на свете –

На море волны поднимает

И гор вершины облетает,

Увидеть может всю планету,

Когда летит по белу свету.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня будем говорить о ветре, о его свойствах, о том, что ветер бывает добрый и злой, научимся делать «искусственный ветер». А вы хотите научиться делать ветер?

Ответы детей: Да, хотим

Воспитатель: Ну, тогда начнем. Ребята, а какой бывает ветер?

Проводится дидактическая игра: «Какой ветер? »

Дети берут мяч, передают друг другу и называют качества ветра.

Ответы детей: сильный, слабый, ураганный, порывистый, легкий, холодный, злой, колючий, теплый, северный, южный, ласковый и др.

Воспитатель: А еще ветер бывает свирепый, обжигающий, пронизывающий

Воспитатель: С давних пор отношение людей к ветру было неоднозначное: ветер мог принести такой нужный в засуху дождь, а мог затем и погубить весь урожай. Безоговорочно любили и ждали ветер моряки и мельники, уж слишком их жизнь зависела от него. Большинство же людей ветра опасались. Ветер ассоциировался с переменами, причем не всегда в лучшую сторону.

Воспитатель: Мы с вами наблюдали за ветром на прогулке. Расскажите, что мы использовали для того, чтобы узнать дует ли ветер?

Ответы детей: Мы брали на прогулку вертушки, и по ним определяли, есть ли ветер. Если ветер дует, то вертушка  будет крутиться.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, посмотрите, что это за волшебная книга лежит на столе? Да это же волшебная сказка «Царство трех ветров».

Воспитатель: Ребята, хотите послушать волшебную сказку?

Ответы детей: Да. Тогда располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно.

Воспитатель: В некотором царстве, в некотором государстве, жили – были три брата. Старший брат – Ветрище, средний – Ветер, а младший – Ветерок. Как-то раз разгорелся у них спор: кто  из них самый нужный и важный. Вышел вперед старший брат и начал доказывать.

Я могуч,

Я гоняю стаи туч,

Я волную сине море

Всюду вею на просторе.

Воспитатель: Много разных дел умеет делать ветрище и хороших и плохих Ребята, как вы думаете, Ветрище это плохо?

Ответы детей: Да. Он разрушает дома, завывает, переворачивает автомобили, вырывает с корнем деревья.

Воспитатель: Ветрище - это хорошо, как вы думаете и почему?

Ответы детей: Он разгоняет тучи, гонит большие корабли, мельница крутиться.

Воспитатель: Ребята, а Ветрище еще можно назвать другими словами, например:  ураган, буран, вьюга, торнадо. Повторите.

Ответы детей: Ураган, вьюга, буран, торнадо

Воспитатель: Хорошо, а сейчас мы с вами превратимся в ветрище и докажем, что сильный ветер – это хорошо, а иногда и плохо.

1 Опыт (Море)

Воспитатель: давайте подойдем к столу (на столе тазики с водой). Представьте, что это море. Как вы думаете, какое сейчас море?

Ответы детей: Море спокойное.

Воспитатель: А почему вы так решили?

Ответы детей: На море нет волн, вода не двигается.

Воспитатель: Что надо сделать, чтобы на море появились волны?

Ответы детей: Надо подуть на воду.

Воспитатель: Давайте подуем на воду, чтобы образовались волны.

Дети выполняют.

Воспитатель: Ветер заставляет воду двигаться и гонит волны. Давайте спустим на воду кораблики. Почему они не плывут?

Ответы детей: Нет ветра.

Воспитатель давайте поможем корабликам отправиться в плавание.

Дети читают стихотворение:

Ветер-ветрище, натяни паруса,

Гони мой баркас на всех парусах!

Внезапно слышится шум ветра.

Воспитатель: Что это?

Дети: Ветрище.

Воспитатель: Видно ветрище услышал, что мы о нем беседуем, и решил вмешаться, вам помочь.

Ветрище сидел на ветке и смотрел,

Играют детки – кораблики пускают дружно.

Им, помочь наверно нужно.

Среди моря замер флот,

Ни назад и ни вперед.

Чуть подул, и вот удача!

Малыши у моря скачут и кричат:

«Плывут! Ура!» Очень славная игра.

Дети дуют на парус тихонько и кораблики плывут. Дети дуют сильно и кораблики переворачиваются и тонут.

Воспитатель: Ребята, какой же вывод можно сделать?

Ответы детей: Ветрище это очень сильное движение воздуха, оно может быть опасно.

Воспитатель: Молодцы. Пройдем на палас и встанем в  кружок. А теперь слушайте, что было дальше в нашей волшебной сказке. Тогда вышел средний брат Ветер и начал доказывать, что это он самый важный и нужный.

Вею, Вою ворожу

Снег пушистый я кружу

Гуляю в поле, а не конь,

Летаю на воле, да не птица.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите поиграть с ветром.

Воспитатель: У меня есть игра превращалочка, она может превратить вас в кого угодно. Встаньте свободно.

Чики-чики- чикалочка

Игра превращалочка

Вокруг себя повернитесь

И в деревья превратитесь

Имитационная игра «Дерево»

Наши ноги – это корни

Наше туловище ствол

Наши руки это ветви

Наши пальцы – это листья.

Дети превращаются в деревья 

Воспитатель: Подул легкий ветерок – зашелестели листочки на деревьях. (пальчики шевелятся), усилился ветер – закачались веточки  (дети шевелят кистями рук). Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы (Дети раскачивают руками, накланяются из стороны в сторону). Но вот ветер утих, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури.

Воспитатель: 

Чики-чики- чикалочка

Игра превращалочка

Вокруг себя повернитесь

И в ребяток превратитесь

2. Опыт с песком 

Воспитатель: Молодцы. Ребята посмотрите на эту картинку, показывает детям картину с изображением песчаной бури пустыни с барханами. Как вы думаете, откуда появляются в пустыне такие холмы?

Ответы детей: Их тоже делает ветер.

Воспитатель: Я вам предлагаю самим попробовать сделать такие холмы в песке. Перед каждым ребенком стоит стеклянная банка с небольшим количеством песка. Банка закрыта крышкой с дырочкой. В дырочке вставлена соломинка. Это – имитация пустыни. Дети дуют через соломинку, появляются холмики – барханы.

Дети делают вывод, что так с помощью ветра песок путешествует в пустыне.

Воспитатель: Молодцы ребята (дети проходят к столу, на котором лежат два обруча и картинки), а сейчас давайте поиграем в дидактическую игру «Польза – вред»

У меня есть картинки, на которых изображены дела «доброго» ветра, а на других «злого» ветра. В зеленый обруч я положу портрет «доброго» ветра – сюда вы будите выкладывать карточки с добрыми делами – здесь ветер приносит пользу людям, а в красный - «злого» ветра – сюда вы выкладываете карточки с делами злого, где ветер приносим вред. Всем детям раздаются карточки, они выкладывают их в обруч и объясняют свои действия.

Воспитатель: Молодцы. Но вернемся к нашей сказке. И наконец, дошла очередь и до младшего брата. Тогда он стал доказывать, что это он самый нужный и важный.

Перед вами я ветренок

Непоседливый ребенок

По обочинам дорог

Бегаю как паренек.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы встретимся с младшим братом. Давайте попробуем сделать ветерок. Помашите руками на себя. Что вы почувствовали?

Ответы детей: Ветерок.

Воспитатель: А вы знаете, что люди придумали предметы, которые помогают создавать «искусственный» ветерок. Подойдите к столу и посмотрите на эти предметы. Что это за предмет?

Ответы детей: Веер.

Воспитатель: Правильно. Раньше обычно женщины носили с собой веера. Они обмахивались веером, тем самым создавали «искусственный» ветерок. Легкий ветерок охлаждал их кожу. А вы хотите создать «искусственный» ветерок, чтобы освежить себя.

Ответы детей: Да, хотим

Воспитатель: Вот вам листы бумаги. Я предлагаю помахать на себя этими листами. Вам удобно? А что нужно сделать, чтобы было удобно? 

Ответы детей: Надо сложить лист гармошкой.

Воспитатель: Хорошо. Положите лист бумаги перед собой вертикально. Отгибаем край и приглаживаем сгиб, затем  переворачиваем и продолжаем так загибать до конца листа. Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ребята, давайте помашем на себя веером, что вы почувствовали?

Ответы детей: Движение воздуха, прохладу, свежесть, приятное ощущение.

Воспитатель: Что такое ветерок?

Ответы детей: Это слабое движение воздуха.

Воспитатель: Я предлагаю вам пополнить нашу коллекцию веерами.

(Дети пополняют коллекцию предметов «Угадай ветер»)

Воспитатель: Эти три брата и по сей день спорят и не могут решить, кто же из них важный и нужный. А вы как считаете?

Ответы детей: ….

Воспитатель: Каждый из братьев важен и нужен в природе. Тут и сказочки конец, а кто слушал молодец.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами беседовали, что вам больше запомнилось, понравилось.

Ответы детей: Мы сегодня беседовали о ветре. Вспомнили, что ветер – это перемещение воздуха. Нам понравилось играть с ветром. Узнали, что ветер может быть «злой» и «добрый». Учились делать «искусственный ветер». Очень понравилось делать барханы в «пустыне», пускать кораблики.

Воспитатель: Посмотрите, здесь какой сундучок. Кто же мог его оставить? Давайте посмотрим, что в нем? Да это же мыльные пузыри! Это вам три брата ветра подарили. Вы будете дуть в них, как ветер, и пускать мыльные пузыри.

Воспитатель: Свои наблюдения за ветром и игры с мыльными пузырями мы продолжим на прогулке.

Воспитатель раздает детям мыльные пузыри и благодарит детей за работу.