Главные вкладки

    "Комнатные растения"
    консультация по окружающему миру по теме

    Галочкина Елена Николаевна

    Рекомендации для воспитателей ДОУ по подбору комнатных растений, их содержанию; использование цветочной символики для создания "паспорта" комнатного растения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pasport.docx73.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рекомендации по паспортизации и подбору комнатных растений в детском саду

    Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы – Центров формирования элементарных представлений о природном окружении (ЦФЭП).

    Постоянные обитатели ЦФЭП в детском саду – комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, вьющиеся, ампельные и т.д.).  Большинство комнатных растений – выходцы из тропических и субтропических стран, жарких пустынь и саванн, тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин. В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т.д.) интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения – ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями ЦФЭП.

    Подбор комнатных растений в младшей группе

    При подборе комнатных растений в младших группах учитывают,  прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок). Детей второй младшей группы  привлекают к уходу за растениями:  поливают водой, приготовленной взрослым(он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений.

    В ЦФЭП помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно, долго цветущие:

     герань зональная, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («Огонёк»), азалия,

    хибискус (китайский розан).

     Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья:колеусы.

    Аукуба и китайский розан (небольших размеров), кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей первым несложным приёмам поддержания растений в чистоте. Этим же приёмам можно обучать детей в процессе ухода за молодыми аралиями, фикусами. Из перечисленных видов для наблюдения в течение года вносят 3-4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, для того, чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения.

    Подбор комнатных растений  в средней группе

    В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т.д.). дети овладевают более сложными приёмами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает.

    В процессе ухода (вместе с воспитателем), дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его. Наблюдая за растениями, подмечают яркие проявления в росте и развитии. Свои наблюдения учатся отражать в связной точной речи.

    Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, т.к. ребята овладевают новыми приёмами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизатора растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой  или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать  способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости. C:\Documents and Settings\Компьютер\Мои документы\Мои рисунки\img039.jpgC:\Documents and Settings\Компьютер\Мои документы\Мои рисунки\img038.jpg

    В средней группе добавляются :

    бегония – Рекс, аспарагус. Одновременно в ЦФЭП может быть до 6-8 видов растений.

    Подбор комнатных растений  в старшей группе

    В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основное содержание наблюдений – рост и развитие растений, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.

    Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в «чистоте»).

    ЦФЭП пополняется новыми растениями с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися, имеющими луковицы, клубнелуковицы, с разными потребностями в свете и влаге.

    2-3 вида традесканции, комнатный виноград, , фикус, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия

    Подбор комнатных растений

                                          в подготовительной группе

    В подготовительной группе формируются элементарные знания о существенных зависимостях  растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т.д.). Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений, с основными периодами их роста и развития. В содержание знаний о растительном мире включаются знания о некоторых способах вегетативного размножения растений. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствие с этим при подборе растений обращается особое внимание не только на разнообразие их строения, но и на приспособленность к определённым условиям среды.

    Чтобы дети усвоили как поливать различные растения, в зависимости от условий их обитания в естественной среде, в ЦФЭП следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают  воду); традесканции – с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно. В умеренной поливке зимой нуждаются многие субтропические растения, находящиеся в это время на родине в относительном покое – герани, фуксии. О зависимости условий роста и развития растений, находящихся в ЦФЭП, от условий их происхождения надо помнить и при уходе за другими растениями, особенно из семейства лилейных и амариллисовых – кливия, амариллис , кринум, драцена, гемантус. Первый период зимы для этих растений – период покоя, в это время их почти прекращают поливать.

    Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно: побегами (герани, фуксия, розы, бегонии и др.); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-рекс, сансевьера и др.); аспидистра, аспарагусы и др. размножаются делением куста. Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения – камнеломка, хлорофитумы, бриофиллюм и др.. все они имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума, отпрыски на краях листьев у бриофиллюма).

    При подборе растений для уголка природы следует учитывать также эстетические требования: различные комнатные растения должны быть размещены так, чтобы украшать помещение, делая его привлекательным, уютным.

    Низкорослые светолюбивые комнатные растения можно поставить на подоконник, если они не будут загораживать детям свет. На нижней части оконных косяков можно сделать полочки для ампельных растений. Часть вьющихся и ампельных растений ( хлорофитум, бегонии, сеткрезии) можно разместить в цветочных торшерах, подвесных кашпо, на полочках, крупные растения  (например, сансевьера) или композиции из некоторых неприхотливых растений помещают в напольные вазы. Вьющиеся растения (плющ, сциндапсус) можно прикрепить к декоративным шнурам, натянутым от пола до потолка и отгораживающим небольшую часть комнаты.

    Для ухода за растениями ЦФЭП в группе требуется инвентарь: лейки, щеточки, тазы, клеенки, тряпочки, палочки для рыхления земли. Весь инвентарь находится в уголке для дежурных, там же хранятся клеенчатые фартуки, которые дети надевают во время работы.

    Весь рабочий инвентарь должен иметь своё место, лежать на полках в определенном порядке. Воспитатель приучает детей после окончания работы вымыть все, чем они пользовались, налить в лейки воду и убрать оборудование на место, затем проверяет, все ли они убрали. При оценке труда дежурных важно учитывать и то, как дети убирают инвентарь по уходу за растениями, формируя у них навыки культуры труда.

    Чтобы научить детей бережно относиться к растениям, воспитатель должен обладать сам этими качествами. Педагог должен помнить, что его отношение к растительному миру является образцом, которому подражают дети. Нужно очень хорошо знать биологические особенности рекомендованных для детского сада растений, иначе нельзя научить ребят правильным приемам ухода за ними.

    Очень важно, чтобы растения в ЦФЭП были снабжены правильно составленными «паспортами», с указанием родины и характеристикой местообитания растения. C:\Documents and Settings\Компьютер\Мои документы\Мои рисунки\img040.jpg

    Дети старшего  дошкольного возраста без труда могут освоить условные знаки. 

    Наиболее часто при составлении «паспорта» пользуются общепринятой символикой:

    Лист – декоративно-лиственное

    Цветок – красивоцветущее

    Костянка – с декоративными плодами

    Стрелка вверх – вьющееся

    Стрелка справа налево – почвопокровное

    Стрелка вниз – ампельное

    Светлый круг – светолюбивое

    Круг наполовину закрашен – нуждается в притенении

    Закрашенный круг – теневыносливое

    Капелька воды – требуется опрыскивание

    Лейка полностью заштрихована – обильный полив

    Лейка заштрихована наполовину – умеренный полив

    Лейка не заштриховна – редкий полив

    Данные о комнатных растениях можно поместить в отдельный альбом, а к кашпо достаточно прикрепить лишь паспорт со значками. Паспорт желательно выполнять из плотной бумаги, картона. Для того, чтобы «Паспорта» не пострадали от воды при поливе и особенно при опрыскивании их необходимо «заламинировать» или «запаять» полиэтиленом или скотчем. Паспорт прикрепляют с помощью специально выполненного стержня-держателя из проволоки.

    Комнатные растения не только представляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно-образовательной работы с детьми. Они оздоравливают микроклимат помещения, в котором находятся дети: увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом. При подборе комнатных растений необходимо выполнять основное правило: появление нового растения в групповом помещении должно быть не спонтанным, а хорошо продуманным действием, при котором учитываются и педагогические требования и требования безопасности.


    C:\Documents and Settings\Компьютер\Мои документы\Мои рисунки\img042.jpgC:\Documents and Settings\Компьютер\Мои документы\Мои рисунки\img043.jpgC:\Documents and Settings\Компьютер\Мои документы\Мои рисунки\img041.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ООД КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ В НАШЕЙ ГРУППЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

    познакомить с комнатными растениями группы, со способами ухода за ними; учить внимательно рассматривать одно растение, различать его части (листья, цветы) и называть их....

    Презентация "Комнатные растения в природе" к занятиям на тему "Комнатные растения"

    Презентация наглядно демонстрирует жизнь комнатных ркастений в естественных условиях....

    Комнатные растения. Цель: формировать представления о некоторых комнатных растениях, их частях. Итоговое мероприятие Аппликация «Фикус»

    Конспект по теме комнатные растения, итоговое занятиеЦель: развивать умение создавать изображение предмета из отдельных формЗадачи: Закреплять представления детей о комнатных растениях , о ...