Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Зарубина Ирина Владимировна

Задачи:

- расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, повадках и приспособлении к среде обитания тундры (сезонные изменения, способы защиты);

- расширять представление детей о жизни  животных в условиях Крайнего Севера.

- воспитывать у детей бережное отношение к прир

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdravstvuy_severnyy_olen.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности на тему «Здравствуй,  северный олень»

для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

- расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, повадках и приспособлении к среде обитания тундры (сезонные изменения, способы защиты);

- расширять представление детей о жизни  животных в условиях Крайнего Севера.

- воспитывать у детей бережное отношение к природе

Предварительная работа: подвижные игры «Важенка и оленята», «Олени и волк»; рассматривание иллюстраций, презентация «Северный олень»

Словарная работа: Важенка, оленята, оленевод, кочуют, стадо, газопровод.

1 часть

Воспитатель:  Ребята,  сегодня  мы с  вами поговорим о самом  распространенном  жители  тундры. Я вам загадаю загадку, а вы, разгадав, узнаете, о ком идет речь.

Словно царскую корону

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга.

От рогов ветвистых, стройных

На снега упала тень.

Кто бежит к нам, с ветром споря?

Это северный: (олень).

Воспитатель: Правильно, отгадали. Сегодня мы поговорим с вами о северном олене. Какие  бывают олени?

- Дикие и домашние.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, чем отличается дикий олень от домашнего?

Дети: Они живут и кочуют по тундре, сами добывают себе пищу, а домашние олени живут рядом с  людьми.

Воспитатель: Правильно. Дикие олени сами по – себе кочуют по тундре. Обыкновенно дикие олени держатся стадами, в которые собирается множество животных. Домашних оленей держат в стадах, за ними присматривает человек.

Воспитатель: Как называют человека, который присматривает за оленями?

Дети: Оленевод

Воспитатель: Давайте посмотрим на экран и сравним изображения двух оленей: дикого и домашнего

Дети описывают оленей:  Они очень похожи.  У северного оленя вытянутое приземистое тело. На шее короткая, не всегда заметная грива, морда удлиненная. Окраска летом бурая, зимой серая. Маленькие оленята одноцветные. Рога есть и у самцов, и у самок. Они очень длинные, тонкие.

Воспитатель:  Дикиеолени выше и несколько крупнее.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему олени не проваливаются в снег?

Дети: Их передние ноги имеют широкие копыта с углублениями в виде ложек, удобные для разгребания снега. Когда олень ходит по мягкой почве или снегу, копыта раздвигаются в стороны, поэтому он более крепко стоит на ногах, устойчив и не падает.

Дети рассматривают оленьи следы (иллюстрации)

 Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему олень зимой не мерзнет?

Дети: У них теплая шерсть, и к зиме они толстеют.

Воспитатель: Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы. Их тело покрывает густая и длинная шерсть. Особенно густая шерсть на шее. На зиму волосы утолщаются, под ним образуется воздух, который препятствует потере тепла. К зиме олени жиреют.

Воспитатель: Как называется в стаде олениха?

Дети: Важенка

Воспитатель: Кто в стаде оленей вожак?

Дети: Бык

Воспитатель: как называют детенышей оленей

Дети: Оленята.

Воспитатель: ребята, мы с вами вспомнили, как выглядят олени. А сейчас поиграем в игру

«Важенка и оленята».

Ход игры. По залу разложены обручи. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит в углу.

Бродит в тундре важенка,

С нею – оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно…

Топают по лужам

Оленята малые,

Терпеливо слушая

Наставления мамины.

Играющие оленята свободно бегают по залу, наклоняются: едят траву, пьют воду. На слова: «Волк идет!»,  оленята и важенка убегают в свои домики. Пойманного олененка волк уводит с собой.

2 часть

Воспитатель: Дети, а чем питаются олени?

Дети: Олени любят мох, грибы, ягоды.

Воспитатель:  Когда наступает зима, вся тундра покрыта снегом, чем тогда питаются олени?

Дети: Они разгребают копытами снег и добираются до ягеля.

Воспитатель: Зимой олени тундры переходит на ягель – лишайник, который еще называют «олений мох».  У них очень развито обоняние, они могут обнаружить пищу, которая находится под снегом.

Дети рассматривают иллюстрации

Воспитатель: Когда наступает зима, вся тундра покрыта снегом, чем тогда питаются олени?

Дети: Они разгребают копытами снег и добираются до ягеля, едят кору деревьев

Воспитатель: Зимой олени тундры переходит на ягель – лишайник, который еще называют «олений мох». Они грызут свои рога, пьют морскую воду. У них очень развито обоняние, они могут обнаружить пищу, которая находится под снегом на глубине более метра. Но на откапывание пищи у этих животных уходит много сил, поэтому они всегда стараются уйти в более малоснежные районы, т. е кочуют.

Воспитатель: Оленя называют бродягой Севера, потому что он постоянно кочует по тундре  в поисках корма. Нередко в пути их застает пурга.Олени предпочитают местности, где много мха и альпийских трав, которые составляют их пищу. Олени совершают ежегодные путешествия, весной из лесов в тундру, а летом, когда там появляются тучи комаров, они бегут обратно в леса. Такие переселения совершаются большими стадами.

Воспитатель: Ребята, а  как вы думаете, у оленей есть враги?

Дети: Есть, самый страшный зверь для оленя это волк.

Воспитатель:  Главные враги северного оленя в тундре – это волки. Они буквально идут по пятам за стадом, нападая на молодых, еще не окрепших, и на старых особей. Волки, как правило, охотятся на них стаей.

Воспитатель: давайте поиграем с вами в игру «Олени и волк»

Ход игры.

Ведущий: - Волки, волки, где вы были?

 Волки: - За оленями ходили, по долам, по лугам. Ловим мы их тут и там.

 Ведущий: - А куда же вы олени?

 Олени: - Мы из тундры в лес кочуем, за кормом везде идём.

Ведущий: - Так бегите, как хотите, только ноги берегите. Волки следуют за вами. С острыми зубами.

Воспитатель: Как вы думаете, кто еще может навредить оленям?

Дети: Люди.

Воспитатель:  А как человек может навредить тундре?

Дети: Человек осваивает тундру, разрабатывает новые месторождения газа и нефти, но страдает от этого олени. Техника портит растительность тундры. А олень не может существовать без корма.

Воспитатель: Что можно сделать, чтобы помочь оленям?

Дети:  Не ходить в тундру, не вытаптывать ягель, не срывать грибы.

Воспитатель:  Олени как тропу натоптали, так там и будут ходить.  В них сохраняется этот инстинкт дикой жизни. Наша задача сегодня — не нарушать эти тропы.  А чтобы не нарушать эти тропы люди придумали поднять трубу газа над тропой, или поместят глубже в землю.

Воспитатель:  послушайте стихи, которые для вас приготовили Света и Саша

Любите родную природу

 Озера, леса и поля

 Ведь эта же наша с тобою

 Навеки родная земля!

На ней мы с тобою родились

 Живем мы с тобою на ней

 Так будем же, дети, все вместе

 Мы к ней относиться добрей.

Воспитатель: давайте беречь и охранять нашу природу. Ведь от нас с вами зависит, как будут в ней жить животные.

Приложение

Информация для взрослых

ЗАО «Ямалгазинвест» начало строительство газопровода в рамках мегапроекта «Ямал-Европа» в конце 2009 года. По словам А.Чуткина, тогда администрации Инты и Воркуты и руководители сельхозпредприятий подписали протокол, который определил строительство переходов для оленьих стад в местах, где сооружения перекрывают пути миграции животных. Переходы будут представлять собой своеобразные ворота - трубу газопровода либо поднимут над тропой, либо поместят глубже в землю.

«Олени как тропу натоптали, так там и будут ходить, - отметил А.Чуткин. - В них сохраняется этот инстинкт дикой жизни. Наша задача сегодня - не нарушать эти тропы. По поводу вопросов сохранения фауны в местах строительства газопровода было собрано множество совещаний. В результате договорились, что переходы будут строиться в любом количестве, какое определят сельхозпредприятия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Народные мастера гжели"

Данное мероприятие разработано для воспитанников подготовительной группы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, которое  предполагает использование ИКТ и инновационных технолог...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по физической культуре «Отгадай и сделай»

Конспект совместной деятельности по физической культуре с детьми старшей группы «Отгадай и сделай»...

План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Развиваем выносливость в беговых заданиях и ловкость в упражнениях с мячами»

План-конспект совместной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста. При написании конспекта были использованы технологии: развивающая - Таишева М.М., Яковлева А.И.; здоровьесберегаю...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»

Данный материал направлен на ознакомление детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Учит детей замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Что такое радость?"

Досуговая деятельность с дошкольниками по развитию эмоциональной сферы и корректировки эмоционального фона  детей....

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Прогулка в зоопарк"

Конспект досуга с детьми старшего дошкольного возраста. Плюс -  презентация к конспекту. Направление - формирование представлений об эмоциональной сфере живых объектов, музыкальная игровая т...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА СЕКРЕТОМ ЗДОРОВЬЯ»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА СЕКРЕТОМ ЗДОРОВЬЯ»   ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПСИХОГИМНАСТИКАДЫ...