Конспект-викторина в старшей группе по теме «Знаешь ли ты зимующих лесных птиц?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

В данном конспекте-викторине дети закрепили представление о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  №19 «Радость»

 г. Урай, ХМАО – Югра, Тюменской области

Конспект-викторина в старшей группе по теме

 «Знаешь ли ты зимующих лесных птиц?»

Составила:

  воспитатель,

Архипова Любовь Михайловна

2014 г.

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах,  стимулировать мыслительную деятельность, учить работать сообща, воспитывать товарищеские отношения между детьми.

Задачи: - формировать навыки работы в группах

     - развивать творческие способности

               - воспитывать интерес, любовь и чуткое отношение к птицам.

Ход занятия.

   Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поиграем в игру «Умники и умницы». Вы уже много знаете о зиме и о том, как живут зимой птицы, и легко справитесь со всеми заданиями. Для начала нам с вами надо разделиться на две команды (дети делятся и придумывают названия для команд). Каждой команде будут заданы вопросы, и за каждый правильный ответ вы будете получать фишки. Победит та команда, у которой по окончании игры фишек будет больше.                                                                                                                                                                                                

   Воспитатель: Итак, первая команда у нас, как называется?

   Дети: «Снегирята».

   Воспитатель:  А вторая?

   Дети: «Совята».

   Воспитатель:  Прошу вас ребята сесть за столы. Для игры нам нужно выбрать жюри (представляют жюри).

Задание №1.

   Воспитатель: Вам нужно внимательно послушать вопрос и ответить так бывает или нет и почему?

Вопросы команде «Снегирята».

Вопрос №1. Бывает так, чтобы сова улетала на зиму в тёплые края? А почему?

   Дети: Не бывает, потому что она не боится холода.

   Воспитатель: Правильно.

Вопрос №2. А бывает так, чтобы глухари прилетали на кормушки? А почему?

   Дети: Не бывает, потому что это лесные птицы.

   Воспитатель: Молодцы, верно.

Вопрос №3. На дворе мороз, а в гнезде птенчики, бывает так или нет?

   Дети: Не бывает, потому что птенцы зимой не выводятся.

Вопросы команде «Совята».

Вопрос №1. Бывает так, что тетерев зарывается в снег? А для чего?

   Дети: Да, бывает, чтобы не замёрзнуть.

   Воспитатель: Правильно ребята, тетерев ночью зарывается в снег, чтобы не замёрзнуть и чтобы его не нашла лиса.

Вопрос №2. Бывает так, что рябчики живут в дупле? А почему?

   Дети: Не бывает, потому что они живут на соснах. 

Вопрос №3. Можно ли увидеть снегиря летом? А почему?

   Дети: Нет нельзя, потому что снегирей мы встретим только поздней осенью или в начале зимы.

   Воспитатель: Молодцы, переходим ко второму заданию.

Задание №2.

Загадывание загадок о птицах. Одна команда загадывает другой.

Загадки для команды «Снегирята».

  1. Кто в беретке ярко-красной,
    В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит (дятел).

  1. В лесу темно,
    Все спят давно.
    Одна птица не спит,
    Мышей сторожит
     (сова).

  1. Краской сероватая,
    Походкой мелковатая.
    Повадкой вороватая,
    Крикунья хрипловатая
     (ворона).

Загадки для команды «Совята».

  1. Чернокрылый, красногрудый,
    И зимой найдёт приют,
    Не боится он простуды,
    С первым снегом он тут как тут (снегирь).

  1. Длиннохвоста, белобока,
    А зовут её: (сорока).

  1. Спинкою зеленовата,
    Животом желтовата,
    Чёрненькая шапочка
    И полоска шарфика
     (синица).

   Воспитатель: Загадки отгаданы, молодцы.

Задание №3.

Конкурс "Узнай птицу". А сейчас я предлагаю вам узнать птицу по описанию.

Описание для команды «Снегирята». 

   Воспитатель: Эта птица ведёт ночной образ жизни: днём спит, а ночью охотится на мышей, полёвок, насекомых. У неё острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летает совершенно бесшумно.

   Дети: Это сова.

А теперь описание для команды «Совята».

   Воспитатель: Эта птица - лесной доктор. Он ловко, передвигаясь по дереву, долбит кору и длинным языком вытаскивает из-под неё вредных для дерева насекомых.

   Дети: Это дятел.

   Воспитатель: Хорошо, птичек вы тоже узнали.

Физминутка. 

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули– ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

Задание №4.

   Узнайте часть какой птицы изображена на фотографии.  

Вопросы команде «Снегирята».

   Воспитатель: Чей клюв вы видите на этом изображении?

   Дети: На этом изображении мы видим клюв дятла.

   Воспитатель:  А чьё это крыло?

   Дети: Крыло вороны.

   Воспитатель:  Как можно назвать ворону за её чёрное крыло?

   Дети: Чернокрылая ворона.

Вопросы команде «Совята».

   Воспитатель: У какой птицы грудка красного цвета?

   Дети: У снегиря.

   Воспитатель: Тогда какое название получил снегирь по цвету своей грудки?

   Дети: Красногрудый.

   Воспитатель: Чей хвост изображён на этой фотографии?

   Дети: Хвост тетерева.

   Воспитатель: Молодцы, обе команды успешно справились с заданием.

Задание №5.

Игра «Четвертый лишний».

   Воспитатель: У каждой команды на столе лежат четыре картинки с птицами. Вам надо будет убрать одну лишнюю и объяснить свой выбор.

У команды «Снегирята»: сорока, ворона, ласточка и воробей.

   Дети: Лишняя ласточка, потому что она перелётная, а все остальные – зимующие птицы.

У команды «Совята»: синица, дятел, скворец и снегирь.

   Дети: Лишний скворец, потому что скворец перелётная птица, а все остальные – зимующие.

Воспитатель: Молодцы ребята, переходим к следующему заданию.

Задание №6.

                                                       Собери картинку.

   Воспитатель: Вам нужно собрать из нескольких частей картинку с птицей, назвать её и сказать, перелётная она или зимующая.

Команда «Снегирята» собирает сову.

Команда «Совята» собирает снегиря.

   Воспитатель: Молодцы, обе команды быстро справились с заданием.

Задание №7

Игра «Правда-неправда».

   Воспитатель: Сейчас я задам обеим командам вопросы о лесных зимующих птицах и вы должны на них ответить «Да» или «Нет».

Вопросы команде «Снегирята».

  1. Правда ли, что сова – птица полезная? (да)
  2. Правда ли, что дятел питается корой деревьев? (нет)
  3. Правда ли, что птицы, которые зимуют с нами, называются перелётными? (нет)
  4. Правда ли, что у синицы имеется черный галстук на желтой манишке? (Да)
  5. Правда ли, что дятел вьёт гнездо? (нет)
  6. Правда ли, что сороку называют «воровкой»? (да)

Вопросы команде «Совята».

  1. Правда ли, что снегирям зимой, хорошо живётся? (да)
  2. Правда ли, что сова ловит мышей? (да)
  3. Правда ли, что птичий дом называется кормушкой? (нет)
  4. Правда ли, что птицам хорошо живётся в зимнее время? (нет)
  5. Правда ли, что сова ночью спит, а днем летает? (нет)
  6. Правда ли, что дятла называют санитаром леса? (да)

Воспитатель: Хорошо, обе команды справились отлично. Наша викторина подошла к концу. Слово предоставляется уважаемому жюри.

Подведение итогов.

- Дети, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о зимующих птицах. А теперь настало время подвести итоги, какая же из команд стала победителем.
По итогам проведённой викторины победила дружба.

Литература.

  1. Г. М. Блинова «Познавательное развитие детей». Москва 2006.
  2. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми» ТЦ «Учитель» Воронеж 2004.
  3. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология» ТЦ «Учитель» Воронеж 2004.
  4. В. В. Смирнова, Н. И. Балуева, Г. М. Парфёнова «Тропинка в природу» Санкт-Петербург. Издательство РГПУ им. Герцена. Издательство «СОЮЗ» 2001.
  5. М. Федотова «Познаём окружающий мир» 2014.
  6. Журнал «Дошкольное воспитание» №12 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «Лесная сказка». Дифференциация звуков «С» - «Ш».

Рекомендован учителям- логопедам и воспитателям , работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

Перспективный план работы по ОО «Речевому развитию» (Чтение Художественной литературы) в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Лесная сказка» на 2016– 2017 учебный год.

Перспективный план работы по ОО «Речевому развитию»  (Чтение Художественной литературы) в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Лесная сказка» на 2016– 2017 учебный год....

Конспект викторины для детей старшей группы

Конспект викторины для детей старшей группы Тема: «Знатоки птиц»Воспитатель: Опарина А.С.Цель: обобщение знаний детей о перелётных и зимующих птицах. Задачи:-Закрепить зн...

Конспект викторина для детей старшей группы "Юные знатоки правильного питания"

Конспект викторины для детей старшей группы "Юные знатоки правильного питания"....

Конспект викторины «Будем здоровы!» Старшая группа

Конспект викторины «Будем здоровы!» Старшая группа Пояснительная записка Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Именно...

Конспект викторины для детей старшей группы на тему: «Моя семья»

Цель: создание условий для закрепления представлений детей о семье, как о людях, которые живут вместе.Задачи:1. Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные(мама, папа, ...