Опытно-экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Вильгельм (Каряпина) Валентина Викторовна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon опыт с магнитами62 КБ
Файл zanyatie_vesna_2012.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕТСКИЙ САД №27 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

УТВЕРЖДАЮ

 

Заведующий

МБДОУ  д/с № 27

компенсирующего вида

______________   Иванова Т.Г.

 

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА

«Путешествие в страну Магнитию»

    в старшей логопедической группе №8

(для воспитателей МБДОУ д/с №27)

 

 

 

 

Составила  и провела

Каряпина В.В.,

воспитатель второй квалификационной категории

 28.02.2012г.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • Формировать умения детей приобретать знания посредством проведения практических опытов.  Учить  делать выводы.
  • Дать детям конкретные представления  о магните, и его свойствах.
  • Закрепить знания о свойствах разных материалов (пластмасса, дерево, ткань, бумага), их взаимодействии с магнитом.

Развивающие задачи:

  • Развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность.
  • Развивать мыслительные операции (умение выдвигать предположения, делать выводы, обобщать.)
    Воспитательные задачи: 
  • Воспитывать самостоятельность и умение работать по инструкции.
  • Воспитывать положительные нравственные качества.

Активизация и обогащение словаря:  

  • Магнит, металл, шуруп, скрепка, документ, газеты, журналы, мех,

ткань, лаборатория;

  • Притягивать, скреплять, приклеилась, прилипла, повисла, наблюдать;
  • Железный, деревянный, пластмассовый, холодный, твердый, тяжелый,

овальная, тонкий, квадратный, белый, легкий;

  • Печатать газеты, журналы, проводить опыты.

Материал

  • Магниты, подносы с материалом (скрепки, кубик, пластмассовая ложка, скрепки, шурупы, мягкая игрушка и лист бумаги) – по количеству детей (5 штук);
  • дидактическая игра « Найди похожую фигуру».

Предварительная работа: беседа о происхождении магнита, рассматривание магнита, картинок с магнитом, знакомство с лабораторией.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Каждый из нас любит наблюдать за чем-нибудь интересным. И мы с вами часто наблюдаем за тем, что происходит вокруг нас. Наблюдая, мы проводили опыты со снегом, водой, льдом.

Воспитатель: Сегодня мы будем учиться проводить опыт, как взрослые, а взрослые люди, как вы уже знаете, проводят свои  опыты и наблюдения в лабораториях.

Воспитатель: А что же такое лаборатория? (ответы детей).

Воспитатель: Верно, лаборатория это большая специально оборудованная комната приборами для проведения разных опытов. В  ней работают люди- исследователи. Им нужна специальная одежда – халаты, фартуки, иногда специальные головные уборы.

Воспитатель: А как вы думаете, зачем нужны такие исследования (ответы детей).

Воспитатель: Правильно. Исследования, то есть  опыты, помогут проверить продукт на свежесть, можно ли его употреблять в пищу, не опасны ли игрушки,  которыми мы играем. Можно ли пить воду, которая течет из крана.

Воспитатель: Сейчас мы отправимся в нашу лабораторию, где будем проводить опыт. Его мы проведем за столами. Нам понадобятся разные  материалы. В лаборатории мы будем внимательными и наблюдательными. А сейчас пройдем в нашу  лабораторию.

Основная часть.

Воспитатель: Подойдите к столам. Сядьте красиво на стулья. А сейчас мы  будем делать при помощи опыта свои открытия,  поможет нам в этом удивительный предмет.

Воспитатель: Он находится перед вами. Возьмите его в руки. Знаком ли он вам? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно.  Это магнит.

Воспитатель: Какой он на ощупь? (холодный, твердый, железный, тяжелый)

Воспитатель: Как вы думаете, из чего он сделан? (железа, металла)

Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит.

Воспитатель: А о его секретах мы узнаем, работая с предметами находящиеся у вас на краю стола.                                                        Воспитатель: Перечислите слева направо предметы, находящиеся на краю стола (шуруп, кубик деревянный, скрепка, игрушка маленькая, пластмассовая ложка, листик бумаги).                                                                                       Воспитатель: Со всеми предметами сразу мы работать не будем. Нам понадобится каждый предмет отдельно, мы будем определять его свойства и взаимодействие с магнитом.                                                                  Воспитатель: Что у меня в руках? (скрепка)                                     Воспитатель: Какая она? (овальная, твердая, железная)                     Воспитатель: Для чего нужна скрепка? (для  того, что бы скреплять документы, бумагу, вот так она их соединяет листочки (показываю)).    Воспитатель: Поднесите магнит  к своей скрепке, что произошло? (приклеилась, прилипла, повисла). Магнит притянул скрепку.       Воспитатель: А как вы думаете, почему это произошло? (ответы детей)   Воспитатель: Верно. Скрепка сделана из металла, магнит притягивает к себе все металлические предметы.                                                       Воспитатель: Возьмите следующий предмет (кубик), что вы скажете о нем?   Воспитатель: Давайте поиграем. (Дидактическая игра « Найди похожую фигуру»). Если мы посмотрим на кубик и рассмотрим одну его сторону, то увидим, сторона кубика похожа на квадрат. Посмотрите, вот на такой квадрат. Вам  нужно выбрать среди других предметов, предметы похожие на сторону кубика – квадрат и выложить цепочку слева на право, каждый берет по очереди  один предмет, называя, что изображено на нем.           Воспитатель: Молодцы. Справились с заданием. Все эти предметы действительно похожи на кубик – сторону квадрата. А сейчас пройдите на свои места, продолжим дальше обследовать предметы.                                                            Воспитатель: Какой следующий предмет лежит у вас на столе  (игрушка мягкая), возьмите ее в руки.                                                                  Воспитатель: Что вы  о ней можете о ней сказать? (мягкая, красивая).   Воспитатель: А как вы думайте, из чего она сделана игрушка? (меха, ткани).   Воспитатель: Молодцы, действительно эта игрушка сделана из ткани (меха).                                                                                                      Воспитатель: Сейчас мы проведем опыт с магнитом и мехом, поднесите магнит к игрушке? (опыт)                                                                     Воспитатель: Заметили ли мы притяжение? (нет)                            Воспитатель: Какой же мы сделаем вывод?                                        Воспитатель: Молодцы. Магнит ткань (мех) не притягивает. То есть металл не взаимодействует с тканью (мехом).                                                     Воспитатель: Обратите внимание  на обычный лист бумаги, что можно сказать о нем? (тонкий, квадратный, белый, легкий).                        Воспитатель: Зачем нужна людям бумага? (мы можем на ней писать, как документ, рисовать, печатать газеты, журналы).

Воспитатель: Кому нужна бумага? (ответы детей).

Воспитатель: Давайте выполним опыт с бумагой? Поднесем магнит к бумажному листу.

Воспитатель: Какой вы сделаете вывод? Почему магнит не притянул бумагу?

Воспитатель: Верно. Металл бумагу не притягивает. Магнит и бумага не

взаимодействуют.

Воспитатель: Возьмите в руки следующий предмет? (шуруп)

Воспитатель: Сейчас вы магнит трогать не будете, мы попробуем определить возможное притяжение магнита и шурупа. Как вы думаете, притянет магнит его или нет?

Воспитатель: Почему?

Воспитатель: Верно, шуруп железный, поэтому магнит его притянет (попробуйте доказать то, что вы сказали словами).

Воспитатель: Остался у вас на столах еще один не обследованный предмет. Посмотрите на него внимательно, назовите его и из какого материала он сделан.

Воспитатель: Правильно, это игрушечная чайная ложечка. Она пластмассовая, или пластикового материала.

Воспитатель: Я думаю, магнит притянет пластмассовую ложку, а вы как думаете? Магнит трогать нельзя (ответы детей). Ответы у нас разные сейчас

мы проверим (опыт).

Воспитатель: Какой мы сделаем вывод (ответы детей)

Воспитатель: Пластик и магнит не взаимодействуют.

Заключительная часть.

Воспитатель: Очень важно не отвечать, как думают другие люди, а думать самостоятельно, и при необходимости проводить свои наблюдения.

Итог занятия.

Воспитатель: Мы сегодня работали с разными материалами, посмотрите на столы и назовите, с какими материалами мы сегодня работали? (с бумагой, пластмассовыми, деревянными).

Воспитатель: Какие предметы взаимодействуют с магнитом? Из какого они материала?

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, вы сегодня были замечательными исследователями, и узнали, с чем взаимодействует магнит. А в следующем опыте вы узнаете, может ли притягивать магнит предметы на расстоянии. А для хорошего настроения я каждому подарю магнитик с улыбкой, которыми вы обследовали предметы.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕТСКИЙ САД №27 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

МБДОУ  д/с № 27

компенсирующего вида

______________   Иванова Т.Г.

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА

«Весна»

    в старшей логопедической группе №8

(для воспитателей МБДОУ д/с №27)

Составила  и провела

Каряпина В.В.,

воспитатель второй квалификационной категории

г. Железнодорожный

 28.02.2012г.

Коррекционно- образовательные задачи:

  • Закрепление представлений о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»;
  • Формирование целостного впечатления об изображенном   на картине «Грачи прилетели».

Коррекционно- развивающие задача:

  • Развитие связной речи, фонематических представлений, мышления, общей моторики.

Коррекционно- воспитательные задача:

  • Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.  Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • Магнитная доска, мольберт, картина «Грачи прилетели»;
  • Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Предварительная работа:

  • Наблюдение за перелетными птицами во время прогулки, уточнение понятия перелетные птицы, расширение словаря по теме «Перелетные птицы».
  •  Наблюдение за весенним небом;
  • Проведение опытов со снегом, расширение словаря прилагательных при ответе на вопрос «Какой снег?»;
  • Разучивание упражнения «Гуси возвращаются».

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

[Чтение воспитателем стихотворения Е. Стюарт «Весна». Развитие речевого слуха. Объявление темы занятия].

Воспитатель: Сегодня мы продолжим разговор о весне. Послушайте стихотворение о весне. Сядет тот, кто запомнит хотя бы одну примету весны из этого стихотворения.

Весна пришла по снежному,

По влажному ковру.

Рассыпала подснежники,

Посеяла траву.

Барсучью семьи к сроку

Из норок подняла.

Березового соку

Ребятам раздала.

        В берлогу заглянула:

- А ну вставай, медведь!-

На веточку дохнула-

 Пора зазеленеть!

Теперь весна – красавица

Зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов.

Дети называют по одной примете весны и садятся. Воспитатель предлагает им перечислить не названные приметы.

  1. Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и беседа по ней.

[Формирование целостного впечатления об изображенном на картине. Развитие диалогической речи. Уточнение и активизация словаря по теме «Весна»].

Воспитатель помещает на мольберт репродукцию картину «Грачи прилетели».

Воспитатель: В стихотворении говорится:

«Теперь весна – красавица

Зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов»

- Кто это такие? Как мы их называем?

Дети:Это перелетные птицы.

Воспитатель:Что вы знаете о перелетных птицах?

Дети:Они улетают в теплые края осенью, а возвращаются к нам весной.

-Они прилетают и начинают строить гнезда, выводят птенцов.

Воспитатель: Верно. Каких перелетных птиц вы видите на картине русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова?

Дети:Это грачи.

Воспитатель: Что делают грачи?

Дети:Они строят гнезда на березах и собираются выводить птенцов.

Воспитатель:Перечислите все, что делают грачи.

Дети: Летают, кричат;

- строят гнезда;

-  носят в клювах веточки и травинки;

- один грач ходит по снегу и ищет веточки.

Воспитатель:Верно. В грачином поселении кипит работа. Шумные грачи строят гнезда и громко кричат: «Кра! Кра!». Они первыми вернулись к нам из теплых стран и принесли весну на крыльях. Какие приметы весны вы видите на картине?

Воспитатель организует беседу. Если ответы детей недостаточно развернуты, он сам делает более развернутые умозаключения.

Дети:Небо серое, покрыто облаками, но среди облаков видны просветы;

-Через них пробиваются солнечные лучи;

-Снег тает. Он стал мокрым, рыхлым, грязным;

-Побежали ручьи, и среди деревьев стоит вода.

Воспитатель:Молодцы. Вы очень хорошо рассказали об изображенном на картине.

Воспитатель убирает картину с мольберта и приглашает детей на ковер.

  1. Подвижное упражнение «Гуси возвращаются».

[Координация речи с движением, развитие творческого воображения.]

Га-га-га, га-га-га,                                Бегут по кругу, взмахивая руками,

Дома стаяли снега                            как крыльями.

Га-га-га, га-га-га,                              Меняют направление движения.

Облетаем облака.

Выше! Ниже!                                   На бегу поднимаются на носочки,

  вновь опускаются.

Вижу! Вижу!                                    На бегу поднимаются на носочки,

 вновь опускаются.

Вот знакомая река!                        Вновь бегут на носочках.

Над просторами долинМеняют направление движения.

Развернись, гусиный клик!

- Мы вернулись! Мы вернулись! Останавливаются, встают лицом

                                                         в   круг, машут воображаемыми

                                                        крыльями.

Мы родной земли коснулись.             Приседают.

  1. Отгадывание загадок.

[Развитие речевого слуха, мышления, связной речи.]

Воспитатель предлагает детям сесть на ковер по-турецки.

Воспитатель:Отгадайте мои загадки о перелетных птицах и объясните, как вы это сделали.

                             Прилетает к нам с теплом,

                             Путь проделав длинный.

                             Лепит домик над окном

                             Из травы и глины.

Дети:Это ласточка. Она прилетает к нам весной из теплых стран. Свое гнездо она лепит изглины.

Воспитатель: Верно. А вот и вторая загадка.

                            Кто без нот и без свирели

                            Лучше всех заводит трели,

                            Голосистее, нежней?

                            Кто же это?

Дети:Соловей! Он поет лучше всех. У него нежный голос.

Воспитатель:Очень хорошо. Слушайте третью загадку.

                            На шесте дворец,

                            Во дворце певец,

                            А зовут его…

Дети: Скворец. Скворечники часто устанавливают на шестах. А еще скворцы – хорошие певцы.

Воспитатель:Правильно. И наконец, последняя загадка.

                            Черный, проворный,

                            Кричит: «Крак!»

                            Червякам враг.

Дети:Это грач. Он черный, кричит: «Крак!» Он питается червями.

Воспитатель:Замечательно. Вы не только отгадали мои загадки, но и дали правильные объяснения.

  1. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

[Развитие зрительного и слухового внимания.]

На доске воспитатель закрепляет картинки с изображением птиц (три перелетные птицы и одна домашняя).

Воспитатель: Назовите, какая картинка здесь лишняя и почему?

Дети:  Ласточка, грач, скворец - это перелетные птицы, а курица - это домашняя птица.

Окончание занятия.[Оценивается работа детей.]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации и тематическое планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности детей 5-6 лет. Значение экспериментирования.Структура деятельности.постановка проблемной задачи.Фиксация р...

Использование информационно коммуникационных технологий в организации опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Использование информационно-коммуникационных технолгий для формирования навыков 21 века, организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ....

Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,  Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:·       Дубининой О.В., ...

ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Реализация опытно - экспериментального проекта для детей старшего дошкольного возраста "Планета Динозавров"

Проект доступен и интересен детям.Он повышает интерес детей к окружающей действительности.Тема выбрана с учётом возрастных особенностей детей старшего возраста и объёма информации, которая может быть ...