НОД по окружающему миру
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дживакова Саглара Леонидовна

Конспект занятия по окружающему миру по теме "Степь Калмыкии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_step_kalmykii.doc57.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по природному миру

по теме

«Степь Калмыкии»

Подготовила:

Дживакова С. Л.

Конспект занятия "Степь Калмыкии".

Задачи:

  • Сформировать у детей представление о природной зоне степей.
  • Познакомить с многообразными представителями растительного и животного мира степной полосы, рассмотреть связь растительного и животного мира степей, ролью человека, дать знания о природе Калмыкии.
  • Развивать у детей внимание, память, речь, умение обобщать, классифицировать, делать выводы
  • Формировать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

     Разучивание стихов, рассматривание иллюстраций, просмотр книг, альбомов, фотографий.

Оборудование:

     Карта полушарий, иллюстрации с изображением степи, растений и животных степей

Ход занятия.

    Звучит музыка- национальные мотивы.

     Вос-ль: Ребята сегодня у нас необычное занятие, мы отправимся с вами в путешествие по Калмыкии. Узнаем много интересного и полезного. Посмотрите на карту. Это территория Калмыкии. Республика Калмыкия входит в состав России.

     В нижнем Поволжье на территории Республики Калмыкии проживает единственный монголо-язычный народ- калмыки. Земли населенные калмыками, задолго до их появления в этих местах были известны на Руси как Половецкие. После прихода сюда калмыков, эту территорию стали называть Калмыцкой степью.

Равнинная территория Калмыкии в основном покрыта бескрайними степями, полупустынями и пустынями.

- Каким цветом на карте обозначена зона степей?(Зона степей обозначена желтым цветом).

   Вос-ль просит детей послушать стихотворение.

На все стороны степь

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь,

Неоглядный простор.

- Посмотрите на картину и скажите, что ж такое степь ( ответы детей).

   Вос-ль: Степи расположены южнее зоны лесов. Как вы думаете, чем степь отличается от леса?

   Вос-ль: Степи- это большие безлесные пространства, травянистые равнины. Лето в степях жаркое и сухое, а зима холодная. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и быстро испаряется. Влаги в почве недостаточно. Летом часто дуют суховеи. Суховей- это сухой, горячий ветер. Замкнутая между долинами рек Дона, Волги, Кумы и побережьем Каспийского моря, Калмыцкая степь делится по рельефу на 3 части: Прикаспийскую низменность, Ергенинскую возвышенность и Кумо- Маныческую впадину.

 Прикаспийская низменность издавна известна отсутствием пресной воды, пересыхающими летом  солеными озерами и почти не покрывающимися зимой снегом Черными землями. Здесь калмыки пасли зимой свой скот. Ергенинская возвышенность имеет плодородные земли и луга, заливаемые поводковыми водами, богатые рыбой пресные озера, возникшие в руслах древних рек. В этих районах и в северном Ставрополье в 30-е годы 19 века возникли первые калмыцкие земледельческие хозяйства.

Кумо- Маныческая впадина славится солеными озерами и обилием камыша, который калмыки издавна использовали как строительный материал.

 - Растут ли в степях деревья? Какие, много ли их?

 - Если нет деревьев, значит нет тени, поэтому растут светолюбивые растения. Какие?

   Вос-ль: В степи растут разнообразные травянистые растения: мятлик, овсяница, ковыль, лебеда, горец, молочай, тысячелистник, дикий лук, типчак.

Встречаются лекарственные растения, например, солодка голая, зверобой, душица, шалфей, чабрец. Цветет степь только весной, когда после зимы много влаги. В период с апреля по май степь подобна яркому цветущему ковру. В это время зеленая степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, колокольчиков. Но вскоре их надземные части отмирают, в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ. Другие растения - ковыль и типчак иначе приспособлены к степным условиям и переносят сильную засуху благодаря очень узким листьям, которые испаряют мало влаги. Наиболее драгоценной жемчужиной в море цветов является - тюльпан Шренка и Бибирштейна, которые в Калмыкии занесены в Красную книгу. От тюльпана Шренка пошли все сорта "голландских тюльпанов". Ему, прародителю европейских цветочных изысков, калмыки посвятили специальный весенний праздник - День тюльпанов.

     Облик степи меняется в течение всего лета. Яркой и многокрасочной степь бывает только в период кратковременной весны. В июле трава уже выгорает и желтеет.

 - В степи в основном растут травы- какие?

 - Как вы думаете, что помогает растениям приспособиться к жизни в степи?

   

Вос-ль: Все растения степи травянистые, им хорошо живется в степи, где много света и тепла. Но к жизни каждое из них приспосабливается по разному одни имеют длинные переплетающиеся корни, др. луковицы. Растения невысокие, стелются по земле. Узкие листья многих покрыты восковым налетом или опушены волосками. Во время жары многие растения испаряют эфирные масла, что тоже позволяет сохранять влагу. Вот почему в степи так пряно пахнет.

  Вос-ль: Богат и разнообразен не только растительный мир степей, но и животный мир. Здесь почти нет деревьев, но богат травянистый покров.

 - Как вы думаете, какие животные должны населять местность, покрытую травой?(травоядные).

 - Какие виды животных питаются растениями? (насекомые).

   Вос-ль: Есть много цветов, а значит много насекомых, к-е их опыляют. Например, кузнечики, кобылки, шмели, бабочки, богомолы, саранча, а т.ж. жуки-усачи, долгоносики, клопы черепашки, хрущи, щелкуны. Очень своеобразна степная дыбка - один из самых крупных кузнечиков в нашей стране, длина тела 80мм ,типичный ночной хищник, часами может сидеть неподвижно в траве или на кустах в ожидании добычи. В засушливые и жаркие годы в дельтах и долинах крупных степных рек сильно размножается перелетная саранча - самое прожорливое из наших насекомых.

  Обильны различные муравьи. В отличие от лесных муравьев, строящих муравейники в виде надземных куполов, степные устраивают муравейники глубоко в почве.

 - Как вы думаете, кто еще может жить в степи, если есть обилие насекомых и растений? (Птицы ).

   Вос-ль: ИЗ птиц в степях Калмыкии водятся полевой и степной жаворонки, коростели, черноголовые чеканы. Из хищных встречаются степной орел, канюк- курганник, могильник, орлан белохвост.

Птицы устраивают гнезда прямо на земле. В степях много озер обычно они неглубокие и с ровными плоскими берегами. Берега многих озер покрыты зарослями камыша и мелкого кустарника. Там в изобилии водятся водоплавающие и болотные птицы. Это гуси, утки, журавли, чайки, кулики, авдотки, ходулочники, шилоклювки, черноголовые хохотуны. Из редких птиц отмечены стрепет, дрофа, розовый и кудрявый пеликаны, колпица и каравайка. Розовый пеликан находится на грани исчезновения и занесен в Красную книгу.

  - Давайте сделаем с вами пальчиковую гимнастику:

        Наш тушканчик хочет спать

        Не нужна ему кровать

        Ну и соня, что за соня

        Улегся прямо на ладони.

 - Посмотрите на этой картинке изображен тушканчик.

Величиной большой тушканчик с белку. Когда тушканчик спокойно кормится, он бегает на всех четырех лапах, но когда спасается бегством, то уходит от преследователя только на двух задних лапах, зигзагообразными прыжками, как кенгуру. Днем они отдыхают в норах, а ночью выходят на поиски корма.

 - Какого цвета шерсть тушканчика?

 - Как вы думаете, почему шерсть рыжевато-коричневого цвета? Есть от этого польза?

Тушканчики относятся к большому семейству грызунов.

 -Как вы думаете, каких животных называют грызунами?

Самые распространенные животные степи - грызуны: суслики, хомяки, полевые мыши. В степи много грызунов, так как для них много пищи.

 - А как животные приспособились к жаркому климату степи? Где они прячутся от жары? (роют норы, где они прячутся в жару. Они спят днем, бодрствуют вечером и ночью).

 -А как еще животные приспособились к жизни в степи ? ( они имеют защитную окраску. Запасают корм на зиму).

      Вос-ль: В степи водится много животных, приспособившихся к жизни в степных пространствах. Это такие виды животных, окраска которых похожа на цвет земли, на которой они обитают. Некоторые из них быстро бегают и летают, а др. уходят в спячку в зимнее время года. В местах , где обитают тушканчики, суслики, полевые мыши, можно встретить и таких хищников, как светлый хорь, лисица, волк, заяц-русак, енотовидная собака. В южных районах степи водится лисичка-корсак, которая выходит из норы только ночью.

    Гордость калмыцкой степи - реликтовая антилопа сайгак. В камышовых зарослях Каспийского побережья и озер можно встретить кабана.

  - Ребята, растения и животные живут в трудных условиях - это жаркое лето, малое количество осадков. Иногда в течение 1,5-2 мес. не бывает дождей. Поэтому все это заставило растения и животных выработать приспособления, которые помогают им выжить в таких условиях. Но многим растениям и животным грозит исчезновение. Почему же они оказались в опасности? Главная причина, вот какая, в степной зоне почти не осталось степей! Степи почти всюду распаханы. Основное занятие населения степи- земледелие, т.к. в степи  очень плодородные почвы. Люди выращивают культурные ценнейшие растения: пшеницу, подсолнечник, рис, овощи. Чтобы защитить поля от пыльных бурь, люди сажают леса, чтобы напоить поля водой- проводят каналы. Животных вытесняют с исконных мест обитания из-за распашки и отравления земель химическими препаратами при обработке полей. Хорошо развито и животноводство. Лишь кое-где сохранились участки нераспаханных степей. Нераспаханные степи называют целинными. Обычно здесь пасут скот. Умеренный выпас не вредит степи. Но иногда большие стада животных подолгу пасутся на одном месте, и такие места превращаются в пустыню, т.к. скот вытаптывает и выщипывает травы. Дикие животные степной зоны сильно пострадали и от неумеренной охоты. Редким стал степной дельный суслик, уменьшилось число мохноногих тушканчиков и степных мышовок. Мало осталось и степных птиц - дроф, степных орлов, журавля - красавки. Занесены в Красную книгу такие растения, как тюльпан Шренка и Биберштейна, ирис карликовый, полынь сизая, ковыль красивейший.

 -Как вы думаете, почему пришлось занести их а Красную книгу?

 -Что нужно делать, чтобы растения и животные не попадали в Красную книгу?

  Вос-ль: Очень важная задача - сберечь сохранившиеся степи с их удивительными животными и растительным миром. Для этого создают заповедники, где охраняют все растения и животных.

 -Что такое заповедник?( Это охраняемые природные территории, на которых нельзя охотится и рвать растения)

Наш обширной территории калмыцких степей существует биосферный заповедник "Черные земли".Кроме заповедника , на территории Калмыкии действуют 14 заказников. Наиболее крупные заказники федерального значения - Сарпинский, Харбинский и Меклетинский главным образом сориентированы на охрану сайгаков. На базе охотничьих промысловых участков организованы 3 зоологических заказника: " Южный", " Зунда", " Манычский". В Целинном районе республики располагается национальный природный парк "Бамб-Цецг", имеется 22 памятника природы и культуры, которые образуют природно - заповедный фонд республики.

Итог занятия:

 -Наше путешествие подошло к концу. В какой природной зоне мы побывали? Что интересного вы узнали о степях? Что вам особенно запомнилось в этом путешествии?

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)

Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...

Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»

Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...