программа "Предшкольная пора"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Монид Любовь Евгеньевна

Программа должна выделить недостатки, тормозящие развитие ребенка, способствовать развитию интеллектуальной, эмоциональной и познавательной деятельности, развивать творческие возможности, прививать навыки культурного общения. Ребёнок должен быть активной, действующей личностью, учиться рассуждать и вести диалог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_6-7_let.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное обучение

«Детский сад комбинированного вида №11»

ПРОГРАММА

(тематическое планирование)

«Предшкольная пора»

подготовки  детей  к школьному обучению

«группа кратковременного пребывания»

                                                                                                педагог-психолог

                                                                   Монид Л.Е.

           г. Зима,2014 г

         1. Введение

1.1.Структура программы

1.2. Примерная организация обучения  на этапе предшкольного образования

2. Содержание программы

2.1. Раздел «Познаем мир»

2.2. Раздел «Развитие речи. Развивающее письмо»

2.3. Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

3. Методические рекомендации

3.1.Организация учебно- воспитательного процесса на этапе  предшкольного  образования  

3.2. Работа с родителями будущих первоклассников

3.3. Литература

                                 

Пояснительная записка

        1. ВВЕДЕНИЕ

             В сфере экономических  и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно – воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка. Для этого необходимы определенные условия:

      1. Программа должна выделить недостатки, тормозящие развитие ребенка, способствовать развитию интеллектуальной, эмоциональной и познавательной деятельности, развивать творческие возможности, прививать навыки культурного общения. Ребёнок должен быть активной, действующей личностью, учиться рассуждать и вести диалог.

      2. Занятия по программе дошкольной подготовки  «Предшкольная пора» должны носить информационный характер, развивая при этом аналитико - синтетическую деятельность и логическое мышление.

     3. Работа с дошкольниками не должна выстраиваться в «школьной логике» - логике будущих учебных предметов. Приоритет необходимо отдавать физическому и социально – личностному развитию ребенка, отдавая при этом предпочтения самой разнообразной игровой деятельности. Учитывая интересы детей, природную наблюдательность и любознательность дошкольников, данная программа будет способствовать повышению мыслительной деятельности, обогащению речи, расширению кругозора, формированию эстетического, нравственного отношения к окружающему миру.

  Необходимыми требованиями являются:

1) доступность обучения;

2) развитие творческих способностей через развивающие игры и упражнения;

3) развитие логического мышления через умение решать логические задачи на смекалку (соответствующие дошкольному возрасту);

4) умение совершать мыслительные операции на основе сравнения, используя приемы классификации и систематизации, а также обобщения и конкретизации;

5) работа должна вестись в тесном контакте с педагогом-психологом, учителем-логопедом,   с целью выяснения, готов ли ребенок дошкольник к систематическому обучению в школе.

При  реализации программы дошкольной подготовки  «Предшкольная пора»  важное место отводится специальным методам, применяемым при организации образовательного процесса:

  1. Словесные, наглядные и практические методы.
  2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстрированные, проблемные, частично-поисковые и исследовательские.
  3. Методы стимулирования и мотивации обучения (дидактические игры, экскурсии)
  4. Обучение и воспитание будущих учащихся ведется в индивидуальной, групповой и фронтальной формах, чтобы не упустить развития каждого ребенка.

     Особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного воспитания, обеспечения условий для качественной подготовки детей к обучению в школе; повышению уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

    В связи с более ранним началом систематического образования особое внимание,    требует решение нескольких проблем:

    - сохранение и укрепление здоровья детей;

    - отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;

    - организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.

       Выбор содержания, методов и форм организации образования детей 5-6 лет должен учитывать, что он - дошкольник, то есть готовится к систематическому обучению.

      Эта позиция определяет цель программы дошкольной подготовки  «Предшкольная пора» - обеспечение возможности единого старта первоклассников;

   - развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

       Содержание программы направлено на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса детей и успешного обучения их в школе.

      Программа дошкольной подготовки  «Предшкольная пора» построена на основе следующих принципов:

  - учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность- ведущую для этого периода развития;

  - сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;

  - обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром,

  - обеспечение познавательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности;

  - развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка.

     Занятия по программе дошкольной подготовки  «Предшкольная пора» носят интегрированный характер, с учетом целостности восприятия дошкольником окружающего мира.

    1.1. Структура программы дошкольной подготовки  «Предшкольная пора»

    Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются 3 раздела: «Познаем мир», «Развитие речи. Развивающее письмо», «Учимся думать, рассуждать и фантазировать». Выделение разделов программы условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов.

    Раздел «Познаем мир» направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Развивается познавательный интерес  будущего первоклассника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности, усваиваются правила поведения в природе и обществе. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами.

    Раздел «Развитие речи. Развивающее письмо» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять повествовательный рассказ, рассказ - рассуждение. Особое внимание уделено подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию словесного творчества ребенка.  

    Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми причинных, временных, последовательных связей между предметами, развитию логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебному предмету «Математика».

 1.2. Примерная организация обучения по программе дошкольной подготовки     «Предшкольная пора»    

Продолжительность обучения - 30 недель. Общее число занятий - 60            

Разработанная программа предназначена для детей старшего  дошкольного возраста.

«Познаем мир» - 20 занятий

«Развитие речи. Развивающее письмо» - 20 занятий

« Учимся думать, размышлять, фантазировать» - 20 занятий

   

     Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 занятию. Длительность занятий не более 30 минут.  

    Примерное число занятий в неделю:

                                      «Познаем мир»- 1 занятие

 «Развитие речи. Развивающее письмо»- 1 занятие

 « Учимся думать, размышлять, фантазировать»- 1 занятие

    Особенностью программы является взаимосвязь всех разделов, поэтому их выделяют достаточно условно. Особенностью интегрированного обучения   является то, что реализация основных задач идет на разном материале с варьированием предлагаемых программой средств обучения.

      2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Раздел « Познаем мир» (20 часов)

Наблюдать и называть явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать название и  последовательность времен года, называть основные признаки сезона.

Наблюдать различные живые  объекты природы (растения, животных). Сравнивать и различать хвойные и лиственные деревья.

В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую характеристику насекомых, зверей, птиц (диких и домашних), живущих в ближайшем природном окружении. Узнавать животных по издаваемым ими звукам, называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, жужжит, пищит, стрекочет).

Проявлять желание ухаживать за животными и растениями уголка природы. Знать и применять правила поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животные, бережно относиться к природе.

Знать название родного города, страны, столицы.

В ближайшем окружении наблюдать различные виды транспорта (машина, автобус, троллейбус). Проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах, знать некоторые знаки дорожного движения (пешеходный переход, зебра, остановка транспорта), сигналы светофора.

В процессе слушания и чтения книг, рассматривания иллюстраций расширять свои представления об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни, танцы, игры, предметы быта)

Знать свое полное имя, отчество, день рождения, адрес.

Проявлять желание участвовать в совместной деятельности со взрослыми, выполнять поручения в семье, проявлять заботу о близких.

Проявлять желание узнавать новое. Знать и выполнять требования учителя, правила поведения в классе. Быть внимательным, сдержанным, аккуратным, уметь организовывать место для занятий. Проявлять желание участвовать в разговоре, беседе, занятиях со сверстниками и взрослыми. В конкретных ситуациях учиться предвидеть последствия своих поступков, слов, высказываний. Элементарно оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо - плохо), понимать слова, определяющие чувство вины (стыдно), обиды, жалости. Стараться доставлять радость другим.

Учиться слушать другого человека, внимательно выслушивать мнение не только взрослого, но и сверстников. Понимать, что наличие разных мнений обогащает общение людей.

Главная задача – правильно выстроить диалог с ребенком.  И, конечно же, очень важно следить за тем, чтобы ребенок запоминал необходимую информацию.

2.2. Раздел «Развитие речи. Развивающее письмо» (20 часов)

Участвовать в коллективном рассказывании, беседе. Составлять небольшие рассказы, портреты-рассказы, рассказы по серии сюжетных картинок (последовательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям темы; описательные и повествовательные рассказы на доступные детям темы («Весна пришла», «Зимние забавы»).

Составлять небольшие описательные рассказы от имени животного («Я- бабочка», «Я- лисичка»). Придумывать фантастические истории, проявлять интерес к рифмованию слов, участвовать в коллективном придумывании стишков, загадок.

В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять по образцу и самостоятельно предложения.

 В процессе общения пополнять активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов, обобщающими словами. По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению. Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения, игры использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей.

Задания направлены на обучение дошкольников творческому рассказыванию, формированию монологической и диалогической речи, анализировать, делать простейшие умозаключения.

Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом. Обводить предметы по контуру, штриховать в различных направлениях, раскрашивать, рисовать предметы, выполнять упражнения, направленные на развитие мелких мышц руки.

Разнообразные задания развивают внимание, память, логику, учат ребенка основам письма и рисования, расширяют кругозор.

2.3. Раздел «Учимся думать, размышлять, фантазировать» (20 часов)

Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10,  получать числа прибавлением или вычитанием.

Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов. Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.

Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (влево - вправо, вверх-вниз), выполнять графические диктанты.

Считать предметы, решать стихотворные задачи в пределах 10.  

Видеть образы в неопределенных изображениях: в чернильных пятнах, бегущих по небу облаках, зимних узорах на окнах. Узнавать спрятанные предметы в пересекающихся линиях, цветовых пятнах.

Упражнения в данном разделе способствуют формированию произвольности и закладывают фундамент для развития учебных навыков. Часть упражнений развивает познавательную деятельность, воображение и творчество, мелкую моторику.

 В процессе выполнения заданий ребенок знакомится с явлениями окружающего мира, пополняет словарный запас, развивает творческое воображение.

     

Учебно-тематическое планирование

Раздел «Познаем мир»

1-2. Мир вокруг нас. Времена года. Приметы. Времена  и месяцы года. Дни недели. Части суток. ( сентябрь)

3-4. Природа живая и неживая. Умение выражать свои эмоции.  (октябрь)

5-6. Дикие и домашние животные. Правила поведения в природе.  (ноябрь)

7-8. Россия - наше государство. Столица России. Наш город. Правила поведения на улице. Дорожное движение. (декабрь)

9-10.  Правила вежливости. Учимся выражать свои эмоции. (январь)

11-12.Предметный мир. Игрушки. Школьные принадлежности.  (февраль)

13-14.Учимся выражать свои мысли. Противоречие «люблю- не люблю» (март)

15-16.Творчество русского народа: сказки, легенды, предания, игры. Учимся выражать свои мысли. Профессии. (апрель)

17-18. Я и общество. Расскажи о себе. Моя семья. Выходы из спорных ситуаций. (май)

19-20.Учимся вести диалог, монолог. Высказываем  свои мысли. (июнь)

Раздел «Развитие речи». Развивающее письмо»

  1.   Учимся составлять рассказ по серии сюжетных картинок.  Соедини точки. (сентябрь)
  2.   Раскрасить круги.  Обведи по контуру. игра «Угадай стихотворение по картинке» (сентябрь)
  3.   Отгадай загадки и составь слово.  Пальчиковая гимнастика «Ветер листочки считал».    Раскрашивание и штриховка. (октябрь)
  4.   Повтори рисунок. Заверши штриховку. (октябрь)
  5.   Развитие речи (работа с загадками).  Пальчиковая гимнастика « Осенние листья». Дорисуй. (ноябрь)
  6.   Составление предложений по картинке. Найди закономерность и продолжи линию. Игра «Один-много» (ноябрь)
  7.   Развитие речи (составление предложений по иллюстрации).  Пальчиковая гимнастика «В лесу». Соедини точки по образцу.   Штриховка. (декабрь)
  8.   Развитие речи  игра «Угадай цветок по описанию». Повтори рисунок. Рисование по точкам. (декабрь)
  9.   Занимательная азбука.  Развитие речи   (игра «Описание насекомых»). Раскрась разными цветами.  Пальчиковая гимнастика. Письмо по образцу. (январь)
  10.   Азбука. Работа с сюжетными картинками.  Повтори рисунок. Штриховка.(январь)
  11.   Составление рассказа по картине (разложить картинки последовательно, чтобы получился рассказ) придумать название. Повтори рисунок. (февраль)

12.  Игра «Угадай название ягоды». Пальчиковая гимнастика. Письмо по точкам. Раскрашивание и штриховка. (февраль)

    13.  Развитие речи (работа с сюжетными картинками « Что изменилось?»).   Соедини точки по образцу. Штриховка. (март)

    14. Развитие речи (описание картинок).  Игра «Подбери слово». Пальчиковая гимнастика. Сделай чертеж. (март)

    15.  Учимся рассказывать сказки. Раскрась рисунок. (апрель)

    16.  Дорисуй.  Штриховка. Разгадай кроссворд. Картинки в этом помогут. (апрель)

    17.  Составление рассказов. Отгадывание загадок. Реши примеры. Штриховка.(май)

    18.   Повтори рисунок. Штриховка. Вставь слова по смыслу в текст. Речевая игра «Доскажи словечко».(май)

    19.  Составление связного рассказа. Найди закономерность и заверши чертеж. Штриховка.(июнь)

20.  Итоговое занятие. Проверь себя.(июнь)

Пальчиковая гимнастика проводится на каждом занятии, перед развивающим письмом.

Раздел «Учимся думать, размышлять, фантазировать»

  1.  Счет. Пространственная ориентировка. Решение стихотворных задач. (сентябрь)
  2.  Счет предметов. Геометрические фигуры.   Решение стихотворных задач.(сентябрь)
  3.  Пространственная ориентировка.  Игра «Пройди по дорожке».(октябрь)
  4.   Игра «Четвертый лишний», «Найди такой же» (октябрь)
  5.   Сходство и различие геометрических фигур: цвет, форма, размер.    Пространственная ориентировка. Логическая цепочка.(ноябрь)
  6.   Пространственная ориентировка.  Игра «Посчитай».(ноябрь)
  7.   Решение стихотворных задач. игра «Найди нужное» (декабрь)
  8.   Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение логических задач. Решение примеров вида +1; -1. Игра «Посчитай» (декабрь)
  9.   Сходство и различие предметов. Устный счет (игра « У кого больше букет?»). Решение логических задач. (январь)
  10.   Ориентирование в пространстве и на листе бумаги. игра « Что изменилось?»,  игра «Найди отличия».  (январь)
  11.   Ориентирование в пространстве  и на листе бумаги.   Решение логических задач. Игра «Волшебные таблицы» (февраль)
  12.   Свойства геометрических фигур.    Логическая цепочка по картинкам. (февраль)
  13.   Счет предметов. Посчитай.  игра «Прятки» (март)
  14.   Пространственная ориентировка.  Развитие внимания (игра «Прыгающая мартышка»). (март)
  15.  Решение логических задач. Лабиринт. Счет предметов. Сравнение групп предметов. Игра «Столько-сколько» (апрель)
  16.  Пространственная ориентировка. Сходство и различие предметов. Устный счет. Игра «Исправь ошибку» (апрель)
  17.  Решение стихотворных задач. Последовательность при счете.  Игра «Бывает – не бывает» (май)
  18.  Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение логических задач. Решение примеров вида +1; -1.  Игра «Большой, поменьше, маленький» (май)
  19.  Сравнение множеств. Счет в прямом и обратном порядке в пределах 10. Ориентирование в пространстве и на листе бумаги. Игра «Волшебные таблицы» (июнь)
  20.  Итоговое занятие.(июнь)

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

3.1. Организация учебно - воспитательного процесса на этапе предшкольного образования

  Независимо от того, в условиях какого социального института (детский сад, школа, семья) будет проходить обучение детей дошкольного возраста, необходимо, чтобы мы педагоги  ориентировались на два важнейших требования: необходимость получения реального результата обучения, определенного программой; учет индивидуальности ребенка, его эмоциональное благополучие и интерес к занятиям; желание посещать образовательное учреждение, а в будущем - школу.

Организация процесса обучения  должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально- психологического климата в детском коллективе.

В зоне особого внимания педагога, должен быть учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем:

1. Нельзя предъявлять детям требований, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношению к деятельности, интереса к ней, и как следствие этого - успешности обучения.

2. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения.

3. Следует создать условия для более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками - особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе.

4.Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в процессе обучения: темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления.

При подготовке конкретного занятия педагог должен :

- оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний-умений;

- предусмотреть разные организационные формы проведения занятий (парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребенка;

- учитывать необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях;

- предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.

3.2. Работа с родителями будущих первоклассников

При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны родителей. Родительские лекции, предусмотренные в рамках программы       «Предшкольная пора» информируют родителей об особенностях дошкольного и младшего школьного возраста, организации учебного процесса, об объеме знаний, необходимом при поступлении в школу, о роли семьи в развитии и воспитании ребенка. В организации и проведении лекций для родителей будущих первоклассников задействованы учителя начальных классов и психологическая служба школы.

Тематика лекций для родителей:

  1. Родитель - это профессия.
  2. Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.
  3. Здоровый ребенок - хороший ученик.
  4. Как помочь ребенку стать самостоятельным.
  5. Физическая подготовленность ребенка к общению со школой.
  6. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
  7. Социально - личностное развитие будущего первоклассника.
  8. Первые дни ребенка в школе.
  9. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей.

     3.3. Литература

  1. Волина В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994 – 448 с.
  2.  Гин С. Прокопенко И. Первые дни в школе: Пособие для учителей. – М.: Вита- Пресс, 2000 – 80 с.
  3. Гин С. Мир человека: Методическое пособие для учителей начальной школы. – М..: Вита- Пресс, 2003 – 144 с.
  4.  Занимательная грамматика. – М.: Омега, 1995 – 256 с.
  5.  Новотворцева Н. Развитие речи детей: Пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997 – 240 с.
  6. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» /Под. ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Вентана- Граф, 2005.
  7. Сухин И. Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие: Литературные викторины для дошкольников и младших школьников.- М.: Новая школа, 1996. – 176 с.
  8. Рузина М. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры для детей и взрослых. –СПб. : ООО « Издательский дом «Кристалл», 1999. – 176 с.
  9. Узорова О., Нефедова Е. 350 упражнений для подготовки детей к школе: Игры, задачи, основы письма и рисования. – М.: Новая школа, 2001. – 126 с.
  10. Управителева Л. Скоро в школу. Программа. // Начальная школа. Приложение   « Первое сентября». 2001. № 5-17.