Главные вкладки

    План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему:
    Итоговое занятие по познанию с применением ИКТ «Город ремёсел»

    Петрова Наталья Николаевна

    Формирование  у детей знаний о  народных ремёслах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon gorod_remyosel.doc57 КБ
    Файл gorod_remyosel.pptx2.94 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                          муниципального образования «Город Архангельск»

                                 «Детский сад общеразвивающего вида №88»

                  Фестиваль педагогических идей

                               «Открытый урок»

                                                 

                                                Номинация

                  «Непосредственно образовательная деятельность

              с применением информационно-коммуникационных

                                                 технологий»

                 

                     «Город ремёсел»

                                                    (Старшая группа)

                                             Педагоги: Петрова Наталья Николаевна,

                                                              воспитатель ДОУ №88

                                                              Соколова Татьяна Вениаминовна,

                                                                музыкальный руководитель ДОУ №88

                                                  Архангельск

                                                       2014

    Цель: Формировать у детей знания о народных ремёслах.

    Задачи:

    • Развивать умения детей различать особенности, характерные для каждого вида ремесла.
    • Учить петь разнохарактерные песни (серьёзные, шуточные, спокойные), плавно и красиво водить хоровод.
    • Обогащать словарный запас детей.
    • Прививать любовь к народным промыслам.
    • Развивать эмоциональное отношение к фольклору.
    • Развивать любознательность, кругозор, артистичность, внимание.
    • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в игре.

    Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

    Предварительная работа:

    • Беседы о народных ремёслах.
    • Чтение рассказов, стихов по теме.
    • Рассматривание иллюстраций, картинок.
    • Разучивание тематических народных игр, песен, стихов, танцев.

    Материалы и оборудование:

    • Изделия: вазы, ложки, матрёшки, прялки, пряжа, веретено, лапти  и т.д.
    • Комплект деревянных ложек для танца.
    • Комплект плоскостных лаптей для игры.
    • Костюмы: «Гжель», сарафаны, брюки, кофты.
    • Проектор, компьютер, музыкальный центр.
    • Фонограммы: танцевальная  музыка «Гжель», «Моя Россия» Г. Струве, «Ложки деревенские» З. Роот.
    • Мультимедийная презентация «Город ремёсел».

    Под музыку «Моя Россия» Г.Струве в зал входят дети и садятся на стульчики.         

    Муз.рук. (слайд 1)  Добрый день, здравствуйте гости дорогие! Рады видеть вас у себя в гостях, в нашем городе ремёсел.

    Мы наш праздник начинаем

    И ворота отворяем!

    Муз.рук. Ребята, я приглашаю вас в гости к народным мастерам.

    По деревням и по хатам мы заглянем в каждый дом.

    Кто живёт там, спросим,рассказать о себе попросим.              

    Воспитатель (слайд 2):

    Перед нами дом большой, и красивый- то какой!

    Кто же в доме том живёт? Кто нам двери отопрёт?

    Воспитатель (слайд 3):  Ребята, посмотрите и скажите, какой  мастер нас встречает? 

    Дети: Гончар.

    Воспитатель: А что он делает?

    Дети: Лепит посуду.

    Воспитатель: Из какого материала вылеплены эти изделия?

    Дети: Из глины.

    Воспитатель: Значит они какие?

    Дети: Глиняные.

    Воспитатель (слайд 4): Правильно. Сначала гончар лепит свои изделия на гончарном круге, а потом их обжигает в печи и расписывает определённым узором.

    Воспитатель (слайд 5): Давайте рассмотрим изделия, вылепленные из глины. Какие краски использовал  мастер, когда расписывал их? 

    Дети: Синюю и белую.

    Воспитатель: Какое настроение создают все эти изделия?

    Дети: Весёлое, радостное.

    Воспитатель: Ребята, а как называется роспись, которой расписаны эти изделия?

    Дети: «Гжель».

    Выходят девочки в костюмах «Гжель» (слайд 6)

    1 девочка:   

    Недалеко от Москвы, средь лесов и полей,

    Есть чудное место - это город  Гжель.

    2 девочка:   

    Гжель – посуда, просто чудо, синий цвет бежит повсюду,

    И рождается узор – оторвать не в силах взор!

    3 девочка:   

    У меня  узор на белом фарфоре – синее небо, синее море,

    Синь васильков, колокольчиков звонких,

    Синие птицы на веточках тонких.

    Танец «Гжель» (музыка Г.Чернышёва)

    Воспитатель (слайд 7): 

    А теперь идём мы дальше…

    Снова дом встречает нас,

    Кто нас ждёт на этот раз.

    Воспитатель (слайд 8): Это – резчик по дереву.

    Воспитатель (слайд 9): Ребята, из какого материала делают мастера свои изделия?

    Дети: Из дерева.

    Воспитатель: Значит они какие?

    Дети: Деревянные.

    Воспитатель: А знакомо ли вам это изделие?

    Дети: Да. Это лапти.

    Воспитатель (слайд 10): А из чего делают лапти?

    Дети.  Из бересты.

    Воспитатель: Правильно. Береста – это верхний слой коры берёзы (воспитатель демонстрирует детям образцы натуральной бересты). Мастера нарезают из бересты полоски, из которых потом плетут лапти, короба, туеса.

    Муз.рук.:  Но мастера не только плели лапти, а и любили с ними играть в народные игры.

    Игра «Лапти, да лапти, да лапти мои…».

    Воспитатель с детьми идут по кругу и поют песню:

    Лапти, да лапти, да лапти мои.

    Эх лапти, да лапти, да лапти мои.

    Вы не стойте у ворот, выходите в хоровод.

    Ведущий спрашивает: Лапти готовы?

    Дети: Нет. (Дети снова идут по кругу и повторяют песню)

    На третий раз ведущий спрашивает: Лапти готовы?

    Дети: Готовы! (дети показывают лапти и кладут их на пол за себя)

    Ведущий: Тогда пляшите! (Дети пляшут, а ведущий собирает несколько лаптей. Когда музыка останавливается, дети стараются быстрее поднять лапоть с пола. Тот, кто не успел – должен его «выкупить»: исполнить желание ведущего: станцевать, спеть песню и т.д.)

    Игра повторяется 2-3 раза.

    Выходит ребёнок с расписными ложками (слайд 11)

    Ребёнок.  А вот ложки расписные, расписные, хохломские!

                   Ложки золочёные – узоры кручёные!

    Муз.рук.: В руки ложки вы возьмите, да гостей развеселите!

    Выходят дети-ложкари.

    1 ребёнок.  Прадед наш баклуши бил, деда с папой научил,

                      Папа научил меня - бьёт баклуши вся семья!

    2 ребёнок.  Проще самого простого -по полену топором.

                      Раз! - И чурочка готова, станет ложкою потом.

    3 ребёнок.  Дед наш - ложкорез искусный. Ложки - чудо! Всё с них вкусно!

                      Каша! Щи! Кисель! Компот! Раскрывай по шире рот.

    4 ребёнок.  После вкусного обеда, все мы дружно просим деда.

                      Поиграть на чудо-ложках. Папа достаёт гармошку...

    Игра на ложках («Ложки деревенские» музыка и слова З.Роот).

    Воспитатель (слайд 12): 

    Идём с друзьями мы вперёд, дорога нас опять зовёт.

    Кто же встретит нас сейчас и расскажет свой рассказ.

    Воспитатель (загадывает загадку):

    Пламя пышет жаром, льётся пот с лица,

    Звонко бьёт по стали молот…  (Кузнеца) (слайд 13,14)

    Песня «Во кузнеце…» (р.н.п., обработка А.Жарова)

    Воспитатель (слайд 15):

    Снова в путь зовёт дорога, нам идти совсем не много.

    Вот ворота перед нами… И гостям всегда там рады.

    Ребёнок (слайд 16):

    Как на нашей улочке делают шкатулочки,

    Кружки, толкушки, игрушки!

    Ну, а вот веретено! Жужжит и кружится оно.

    Воспитатель: Издавна на Руси девушки пряли пряжу, ткали на ткацких станках. И в своей работе использовали деревянное веретено. Они собирались в горнице и напевали песни.

    Игра «Веретёшко» (игровая, обработка Н.Мешко).

    Дети встают в круг (в центре круга – водящий), берутся за руки, идут по кругу хороводным шагом и поют:

             Дайте прялку, дайте лён, два десятка веретён,

             Буду прясть попрядывать, на дружков поглядывать.

    Дети останавливаются и хлопают в ладоши.

            Вот и прялка, вот и лён, два десятка веретён,

            Ты сиди, попрядывай, да на нас поглядывай!

    В это время водящий выбирает себе пару. Пара берётся за руки и кружится, пока поёт хор:

            Кружись, веретёшко, деревянная ножка,

            Острая пятка, скачи без оглядки!

            Пряжу намотаешь, вот тогда и встанешь!

    Водящий выбирает себе замену и становится в круг.

     Игра проводится 2-3 раза.

    Воспитатель. Ну а теперь нам пора расставаться и домой возвращаться.

    Давайте мы с вами сейчас вспомним, к кому мы сегодня заходили в гости.

    К каким мастерам?

    Дети. Гончар, резчик по дереву, кузнец, ткачиха.

    Муз.рук.:  Отдохнули мы – по праву!

                     Мастерам воздали славу!            

    Воспитатель: Да, действительно, кто трудится, у того и дело спорится.

    Муз.рук.:

    Велика Россия наша и талантлив наш народ.

    О Руси родной, умельцах, на весь мир молва идёт!

    Песня «Русский сувенир» (Э.Чурилова).

    Под весёлую музыку дети выходят из зала.

    Методическая литература, Интернет-ресурсы

    1. Народные промыслы. Стихи, частушки, загадки.

    (www.metodkabinet.eu/arxiv/NP stixi.pdf)

    1. Светлана Родчина «Ложкари» (www.stihi.ru> Стихи.ру- Национальный сервир современной поэзии).
    2. www.zanimatika.narod.ru > Весёлые загадки о труде, профессиях.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ГОРОД РЕМЁСЕЛ

    Слайд 2

    Перед нами дом большой, и красивый- то какой! Кто же в доме том живёт? Кто нам двери отопрёт?

    Слайд 6

    Недалеко от Москвы, средь лесов и полей, Есть чудное место - это город Гжель.

    Слайд 7

    А теперь идём мы дальше… Снова дом встречает нас, Кто нас ждёт на этот раз.

    Слайд 11

    А вот ложки расписные, Расписные, хохломские! Ложки золочёные – узоры кручёные!

    Слайд 12

    Идём с друзьями мы вперёд, дорога нас опять зовёт. Кто же встретит нас сейчас и расскажет свой рассказ.

    Слайд 15

    Снова в путь зовёт дорога, Нам идти совсем не много. Вот ворота перед нами… И гостям всегда там рады.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытой ООД по образовательной области "Познавательное развитие" на тему: " Мой родной город", для второй младшей группы с применением ИКТ

    Конспетк открытой организованной образовательной деятельности по образвательной области "Познавательное развитие" на тему: "Мой родной город" для 2-ой младшей группы с применением ИКТ....

    НОД «Река времени» родного города Качканара с применением ИКТ по ФГОС.

    Цель:  Формирование у детей познавательного  интереса  к окружающему миру, к родному краю; развитие коммуникативных навыков.Задачи: 1.     Образовательные:- Продолжа...

    НОД «Река времени» родного города Качканара с применением ИКТ( по ФГОС )

    Путешествие «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Именно она  позволяет дать детям представления об историческом вре...

    занятие "Моя малая Родина-город Братск"с применением ИКТ

    Интегрированное занятие с применением ИКТ...

    Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП и развитию речи с применением ИКТ в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в Изумрудный город»

    Задачи: Обучающие: • Продолжать знакомить с часами и учить определять время с точностью до 1 часа.• Совершенствовать умение ориентироваться по клеткам, выполнять задания по словесной инструкции.З...

    «Город ремёсел»

    Цель: Формировать у детей знания о народных ремёслах. Задачи: • Развивать умения детей различать особенности, характерные для каждого вида ремесла. • Учить петь разнохарактерные песни (серьёзные, ...

    Дидактическая игра с применением ИКТ "Славный город Клин"

    Данная игра помогает сформировать представления детей о родном городе, его достопримечательностях. В процессе игры по иллюстрациям дети продолжают знакомиться с родным краем, запоминают главные достоп...