Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
статья по окружающему миру на тему

Мухина Ольга Сергеевна

 «Мир, окружающий ребёнка,  - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. А. Сухомлинский.

        Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема

современности. С каждым годом её звучание  становится  сильнее,  слишком  уж великий урон нанесён живой природе.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего  населения, включая  и  подрастающее  поколение.  Началом   формирования   экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство,  так  как в этот период  закладывается  фундамент,  осознанного  отношения  окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления,  которые  надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка), что от состояния окружающей среды  зависит здоровье человека. А чтобы сохранить своё здоровье, нужно жить в гармонии с природой и вести здоровый образ жизни.

Отсутствие экологической культуры является наиболее серьёзной, актуальной проблемой нашего времени. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

О.С.Мухина,МБДОУ детский сад №61 «Семицветик»  

г. Старый Оскол Белгородской области

 «Мир, окружающий ребёнка,  - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. А. Сухомлинский.

        Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема

современности. С каждым годом её звучание  становится  сильнее,  слишком  уж великий урон нанесён живой природе.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего  населения, включая  и  подрастающее  поколение.  Началом   формирования   экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство,  так  как в этот период  закладывается  фундамент,  осознанного  отношения  окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления,  которые  надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка), что от состояния окружающей среды  зависит здоровье человека. А чтобы сохранить своё здоровье, нужно жить в гармонии с природой и вести здоровый образ жизни.

Отсутствие экологической культуры является наиболее серьёзной, актуальной проблемой нашего времени. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

И как говорилось выше, дошкольное детство благодатный период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе экологическая культура и грамотность. Важно сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, учить играя.

Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемым методом обучения является дидактическая игра.

Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Знания о природе полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.

Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с её объектами или явлениями, получая тем самым знания по разделам «живой» и «неживой» природы (занятия, труд в природе, прогулки, и так далее).

Все полученные знания детьми о природном мире, в который входят разделы «живой» и «неживой» природе закрепляются в игровой деятельности, посредством дидактических игр.

             В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

 - предметные;

 - настольно-печатные;

 - словесные;

 - творческие.

           Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.) Предметные игры использовались с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учили детей исследовать, развивали сенсорику ребенка  (например, «Чудесный мешочек»).

           Настольно-печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Парные картинки», «Найди пару»). Данные игры дали возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказали на развитие логического мышления дошкольников, развивали способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры использовались в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы.

           Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр явились ответы на различные вопросы: «Отгадай, кто это?», «Найди, о чем расскажу» и пр. Словесные игры проводились  с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требовал специальных условий, его можно было организовывать как в помещении, так и на прогулке.

В организации и  руководстве игровой деятельностью детей необходимо использовать индивидуальный и подгрупповой подход.  Особенно хочется выделить существенный компонент в руководстве  играми – это раскрытие детям ценности и важности их игровой деятельности. Большое значение имеет коллективный анализ игры, оцениваем быстроту, и  - главное – качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно обратить внимание и на проявления поведения детей и качеств их личности в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели.  Считается  недопустимым грубое вмешательство в детскую игру, а умело и в корректной форме необходимо направлять деятельность детей, либо принимать участие в игре на правах партнёра.

Роль  педагога состоит и в том, чтобы в игре :  

- продолжать обучение;

- развивать творческое воображение и фантазию;

- расширять представления об окружающей природе;

- способствовать дальнейшему развитию коммуникативных навыков.

Для того, что бы игра стала интересной, увлекательной и результативной надо учитывать следующие дидактические принципы:

·        доступность,

·        повторяемость,

·        постепенность выполнения заданий.

Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается чёткой её организацией:

 а) формулировка цели игры.

 б) определение количества играющих.

 в) подбор дидактических материалов.

 г) учёт временного фактора.

 е) подведение итогов.

Литература

  1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н.Ф.Губанова - М.: Мозаика – Синтез, 2006-2010
  2. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет/ Т.М.Бондаренко – Воронеж: ТЦ Учитель, 2002.
  3. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников / Г.Н.Казаручик // Дошкольная педагогика. – 2008. - №2. С.19 – 24
  4. Кондратьева, Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы»/Н.Н.Кондратьева -  Санкт-Петербург: Азбука экологии,1996.
  5. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа и условия её реализации в детском саду / С.Н.Николаева – М.: Изд-во «Мозаика - Синтез», 2006
  6. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А.Рыжова – М.: Карапуз, 2001.