Главные вкладки

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной группы на тему: «ВОЗДУХ – НАШ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Сбитнева Ольга Николаевна

    Цель НОД: Формировать представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха.

    Познакомить детей со способами обнаружения воздуха в процессе экспериментирования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vozdukh_k_rmo_konspekt.docx34.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида № 16»

    Конспект

    непосредственно-образовательной деятельности

    по образовательной области «Познавательное развитие»

    для детей подготовительной группы на  тему:

    «ВОЗДУХ – НАШ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!»

    Форма:  интегрированная.

     

    Выполнила: воспитатель

    I квалификационной категории

    Сбитнева Ольга Николаевна.

    г. Городец

     2014


    Программное содержание:

    Формировать представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха.

    Познакомить детей со способами обнаружения воздуха в процессе экспериментирования.

    Развивать познавательные интересы, способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, делать  выводы.   Пополнять и активизировать словарь словами: прозрачный, невидимый, перемещается, движется.

    Воспитывать любознательность, желание экспериментировать.

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».

    Оборудование:

    Проектор, экран, музыкальный цент.

    Материалы:

    Снежинки, веера, апельсин, мыльные пузыри, пластиковые стаканчики с водой, коктельные трубочки, таз с водой, кораблик, акварель, листы для рисования, целлофановые пакеты воздушные шары (по количеству детей).

    Аудиозаписи:

    «Где водятся волшебники?  Из фильма «Незнайка с нашего двора», из мультфильма «Маша и Медведь «Картина маслом» «Про рисование», «Шарики воздушные».

    Методические приемы:

    Наглядные: демонстрация опытов, использование технических средств.

    Словесные: рассказ воспитателя, стимулирование детских вопросов, вопросы к детям, высказывания детей, эмоциональная окрашенность информации, беседа, выводы.

    Игровые: участие персонажа сказки, сюрпризный момент, игровая ситуация.

    Практические: эксперименты с воздухом, рисование способом кляксография с трубочкой, детское творчество, опытническо-эксперементальная деятельность, сенсорное обследование, проведение физкультминутки.

    Предварительная работа: 

    Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом и другими материалами. Рассматривание иллюстраций и фото с изображением ветра. Работа в музее «Воздух-Невидимка», создание предметной среды, оформление и размещение материала.

    Подготовка к НОД:

    Проветривание и влажная уборка помещения, организация рабочих мест.

    Организация и методика проведения НОД.

    1.Организационный момент.

    Ребята встают в круг. Воспитатель предлагает произнести слова:

    «Запах дружбы в воздухе летает,

    Маша, Саша аромат вдыхают.

    Мы вдыхаем, выдыхаем

    Заниматься  начинаем».

    Воспитатель:  Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет прекрасная фея. Эта фея – не простая, она добрая волшебница. Фея очень любит детей и хочет с вами познакомиться. У Феи есть друг. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте загадку:

    «Через нос проходит в грудь 
    и обратно держит путь, 
    он невидимый, но всё же 
    без него мы жить не можем».

    Дети: Воздух.

    А вы хотите попасть в сказку, в это царство? Хотите познакомиться с другом феи - Воздухом?  

    Дети: Хотим.

    2. Создание игровой мотивации

    Воспитатель:  Чтобы попасть в это сказочное  царство, нужно очень сильно верить в чудеса!

    -Закройте глаза. Вместе произнесем волшебные слова.

    Звучит музыка.

    «Добрая фея, нам помоги,

    В царство волшебное перенеси,

    В ладоши мы хлопнем

    Раз, два и три,

    Двери  нам в сказку скорей распахни!»

    Воспитатель накидывает плащ и надевает диадему.

    Воспитатель-Фея: Здравствуйте, Ребята! Я добрая фея! Я рада видеть вас в сказочном царстве. Здесь происходит много удивительных чудес! И эти чудеса мы будем творить вместе с вами. Предлагаю вам побыть моими помощниками. Согласны? Сейчас я до каждого коснусь волшебной палочкой, и вы все превратитесь в волшебников.

    Воспитатель-Фея:  Ну вот, теперь вы мои помощники! Надевайте волшебные колпачки.

    3. Основная часть:

    Эксперименты с воздухом.

    Воспитатель-Фея:  Ребята, я хочу познакомить вас со своим другом–воздухом. Мы приготовили вам много разных сюрпризов.  

    Воспитатель-Фея: Ребята, давайте поищем его.

    Дети с воспитателем ищут воздух.

    -И здесь не видно Воздуха, и тут тоже не видно… Где же он?

    На подносе лежат бумажные снежинки.

    Воспитатель-Фея:  Посмотрите, какие здесь красивые снежинки! Может за ними спрятался воздух? Мы с вами волшебники, давайте подуем и снежинки  оживут!

    Дуют, бумажные снежинки улетают.

    Воспитатель-Фея:  Ребята, как вы думаете, что заставило снежинки полететь?

    Дети: Мы на них подули.

    Воспитатель-Фея:  Правильно, мы подули на них! Давайте сделаем глубокий вдох, и затем выдох. Что мы сейчас сделали?

    Дети: Мы вдохнули и выдохнули воздух.

    Скажите, а мы с вами воздух видим? (нет) Раз мы его не видим, то как можно про него сказать? Воздух какой?

    Дети: Невидимый, прозрачный.

    Воспитатель-Фея: давайте вместе скажем: «Невидимый» и запомним это свойство воздуха.

    -А как вы думаете, поймать мы его сможем?

    Дети: Нет.

    Воспитатель - Фея: а хотите, я вам покажу, как можно «поймать» воздух?

    - Давайте, возьмем полиэтиленовый пакет.

    - Что в нем?

    Дети: Он пуст.

    - Давайте, сложим его несколько раз. Посмотрите, какой он тоненький.

    - Давайте вместе с вами мы наберем в пакет воздух и закрутим открытый конец. Посмотрите – каким стал пакет наполненный воздухом?

    Дети:  Упругим, плотным.

    Воспитатель-Фея: - А если мы с вами отпустим его, что произойдет с пакетом?

    Дети: Он станет, плоским и тоненьким.

    Воспитатель: - Давайте дружно наберем воздух в пакет, а затем дружно его выпустим.

    Воспитатель-Фея: Так, где же он, ребята?    (Предположения детей)

    -Так значит, какого  цвета воздух? (бесцветный)

    -А если вдохнуть воздух ртом, мы узнаем, какой у него вкус?

    Воспитатель-Фея:   У чистого воздуха нет вкуса.  Вдохните воздух носом….

    Какой у него запах? (у него нет запаха…)

    Дыхательная гимнастика:

    Повторяйте за мной:

    «Очень весело играем –

    Нюхать воздух начинаем.

    Чем же пахнет? Не понять –

    Нужно носиком вдыхать.

    Выдох-вдох, выдох- вдох.

    Чудо-воздух – ох-ох-ох!»

    Воспитатель-Фея: Да, ребята, чистый воздух не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, но даже если мы его не видим, он существует везде и даже внутри нас. А сейчас закройте глаза и приготовьте своего помощника - нос, который хорошо умеет различать запахи.

    Воспитатель-Фея достаёт из-под салфетки апельсин и разрезает его.

    Спрашивает детей.

    - А теперь вдохните воздух? Запах чего вы почувствовали?

    Дети: Пахнет апельсином.

    Воспитатель-Фея: Что вам помогло почувствовать запах апельсина?

    Ответы детей.

    Воспитатель-Фея: Запахи распространяются с помощью воздуха. Воздух двигается и доносит до нас разные запахи. Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.

    Воспитатель-Фея: Хотите почувствовать воздух? Для этого давайте возьмем вот эти волшебные веера. Помашите себе на лицо. Что вы ощущаете?

    Дети: Лёгкий ветерок.

    Воспитатель-Фея: Лёгкий ветерок-это воздух вокруг нас.

    -А можно ли увидеть ветер? 

    Предположения детей. 

    Воспитатель-Фея:  Правильно, ветер невидим, мы можем увидеть только, как он передвигает предметы, может раскачивать деревья ,гонит по небу облака и даже заставлять плыть корабли!

    Воспитатель-Фея:  Посмотрите, какое чудное озёро, а рядом кораблики. Давайте пустим их поплавать. Почему же они не плывут?  Дети высказывают предположения. 

    У меня есть для всех вас  волшебные палочки. Мы волшебники, давайте подуем в наши волшебные палочки на кораблики, и они поплывут. Воспитатель предлагает сделать легкий ветерок, подуть на кораблики, чтобы он поплыл по озеру.

    Дети дуют в трубочки на кораблики.

    Воспитатель-Фея: Ребята, когда мы выдували воздух, он был похож на что? Правильно, на ветер. Ветер – это движение воздуха.

    Воспитатель-Фея:

    «Мы немножечко устали-

    воздух дружно изучали,

    а теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора».

    Физкультминутка:

    «С неба падают снежинки,

    Как на сказочной картинке

    Будем их ловить руками

    И покажем дома маме.

    А вокруг лежат сугробы

    Снегом замело дороги.

    Не завязнуть в поле чтобы

    Поднимайте выше ноги.

    Мы идём, идём, идём

    И приходим к Фее в дом».

    А вот и моя волшебная мастерская.  Посмотрите,  здесь стоят стаканчики с чем? Правильно с водой.  Давайте опустим один конец наших волшебных палочек в воду и подуем в них…

    -Дети, что произошло? Что мы увидели? Пузыри воздуха…

    -А как они там оказались? Мы выдохнули его. Мы выдыхаем воздух через трубочку, и он виден в воде в виде пузырьков. Следовательно, если в воде образуются пузырьки, то это значит, что в ней появляется воздух. Давайте еще раз подуем, чтобы опять увидеть пузыри воздуха.

    -А какие ещё пузыри можно надуть с помощью воздуха?

    Дети: Мыльные!

    Соревнование «Кто надует самый большой пузырь».

    Воспитатель-Фея: Ребята, а ещё с помощью воздуха можно рисовать. Посмотрите - вот эти все рисунки нарисованы воздухом. Хотите попробовать нарисовать свои картинки?

    Воспитатель-Фея предлагает подойти к столам и сесть.

    Воспитатель-Фея: Хотите нарисовать снежинки с помощью воздуха? Наберите краски и капните на лист бумаги. У нас получилось пятно - капелька. Затем возьмите трубочку и подуйте на это пятно, так чтобы её конец (трубочки) не касался ни пятна, ни бумаги.

    Дети выполняют действия, после завершения рисунки рассматриваются.

    4.Заключительная часть.

    Ребята, вам понравилось играть с воздухом?  Мне очень приятно было с вами познакомиться, вы хорошие помощники и настоящие волшебники! Теперь вы знаете, что мой лучший друг – воздух, и ваш друг тоже. Он друг всех людей и всего живого на земле.

    Сюрпризный момент

     Я хочу вам подарить частичку воздуха. Закройте глаза и скажите:

    «Раз, два, три,

    Фея, подарки нам подари!»

    Фея раздаёт детям надутые шары в виде игрушек.

    Воспитатель-Фея: Ну а теперь, ребята, вам пора возвращаться в детский сад.  Закроем глаза.

    Заклинание  (звучит музыка)

    «Раз, два, три,

    Фея, в садик нас верни!»

    Открывают глаза, воспитатель уже снял накидку.

    Рефлексия

    Воспитатель: Ребята, какие у вас красивые шарики! Где вы были? (в сказочном царстве)

    Что интересного вы там узнали? (познакомились со свойствами воздуха)

    о воздухе, о его свойствах?

    -Воздух есть везде. Он прозрачный, бесцветный,  без запаха, поэтому мы его не видим. Он нужен всему живому на земле - рыбам, животным, растениям. Человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.

    - А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород и.т.д.

    Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях

    Без воздуха невозможна жизнь на планете Земля.

    А теперь послушайте, что нам про воздух хочет рассказать Маша:

    «Он – прозрачный невидимка,

    Лёгкий и бесцветный газ.

    Невесомою косынкой он окутывает нас.

    Он в лесу густой, душистый,

    Как целительный настой.

    Пахнет свежестью смолистой,

    Пахнет дубом и сосной.

    Летом он бывает тёплым,

    Веет холодом зимой.

    Когда иней лёг на стёкла

    Пышной белой бахромой.

    Мы его не замечаем,

    Мы о нём не говорим.

    Просто мы его вдыхаем –

    Он ведь нам необходим».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" для детей подготовительной группы. Тема "Чаепитие у Веселого Колобка".

    Занятие по развитию речи - составление описательного рассказа с использованием опорных схем, Цель занятия: обучение детей старшего дошкольного возраста умению составлять описательный рассказ о чайной ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей группы «А» общеразвивающей направленности 5-6 лет на тему «К нам гости прилетели»

    1.Учить детей распознавать зимующих птиц: по внешнему виду, поведению, издаваемым звукам.2.Побуждать детей рассказывать о сезонных изменениях в жизни птиц.3.Развивать интерес у детей к птицам и ответс...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей младшего дошкольного возраста ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ «В ГОСТЯХ У ТРЕХ МЕДВЕДЕЙ»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДетский сад «Аленушка» с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы "Как животные к зиме готовятся"

    Конспект непосредственной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие»для детей средней группыЗадачи:1. Обучающие задачи:систематизировать знания детей ...