Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной группы на тему: «ВОЗДУХ – НАШ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сбитнева Ольга Николаевна

Цель НОД: Формировать представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха.

Познакомить детей со способами обнаружения воздуха в процессе экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozdukh_k_rmo_konspekt.docx34.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 16»

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

для детей подготовительной группы на  тему:

«ВОЗДУХ – НАШ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!»

Форма:  интегрированная.

 

Выполнила: воспитатель

I квалификационной категории

Сбитнева Ольга Николаевна.

г. Городец

 2014


Программное содержание:

Формировать представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха.

Познакомить детей со способами обнаружения воздуха в процессе экспериментирования.

Развивать познавательные интересы, способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, делать  выводы.   Пополнять и активизировать словарь словами: прозрачный, невидимый, перемещается, движется.

Воспитывать любознательность, желание экспериментировать.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».

Оборудование:

Проектор, экран, музыкальный цент.

Материалы:

Снежинки, веера, апельсин, мыльные пузыри, пластиковые стаканчики с водой, коктельные трубочки, таз с водой, кораблик, акварель, листы для рисования, целлофановые пакеты воздушные шары (по количеству детей).

Аудиозаписи:

«Где водятся волшебники?  Из фильма «Незнайка с нашего двора», из мультфильма «Маша и Медведь «Картина маслом» «Про рисование», «Шарики воздушные».

Методические приемы:

Наглядные: демонстрация опытов, использование технических средств.

Словесные: рассказ воспитателя, стимулирование детских вопросов, вопросы к детям, высказывания детей, эмоциональная окрашенность информации, беседа, выводы.

Игровые: участие персонажа сказки, сюрпризный момент, игровая ситуация.

Практические: эксперименты с воздухом, рисование способом кляксография с трубочкой, детское творчество, опытническо-эксперементальная деятельность, сенсорное обследование, проведение физкультминутки.

Предварительная работа: 

Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом и другими материалами. Рассматривание иллюстраций и фото с изображением ветра. Работа в музее «Воздух-Невидимка», создание предметной среды, оформление и размещение материала.

Подготовка к НОД:

Проветривание и влажная уборка помещения, организация рабочих мест.

Организация и методика проведения НОД.

1.Организационный момент.

Ребята встают в круг. Воспитатель предлагает произнести слова:

«Запах дружбы в воздухе летает,

Маша, Саша аромат вдыхают.

Мы вдыхаем, выдыхаем

Заниматься  начинаем».

Воспитатель:  Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет прекрасная фея. Эта фея – не простая, она добрая волшебница. Фея очень любит детей и хочет с вами познакомиться. У Феи есть друг. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте загадку:

«Через нос проходит в грудь 
и обратно держит путь, 
он невидимый, но всё же 
без него мы жить не можем».

Дети: Воздух.

А вы хотите попасть в сказку, в это царство? Хотите познакомиться с другом феи - Воздухом?  

Дети: Хотим.

2. Создание игровой мотивации

Воспитатель:  Чтобы попасть в это сказочное  царство, нужно очень сильно верить в чудеса!

-Закройте глаза. Вместе произнесем волшебные слова.

Звучит музыка.

«Добрая фея, нам помоги,

В царство волшебное перенеси,

В ладоши мы хлопнем

Раз, два и три,

Двери  нам в сказку скорей распахни!»

Воспитатель накидывает плащ и надевает диадему.

Воспитатель-Фея: Здравствуйте, Ребята! Я добрая фея! Я рада видеть вас в сказочном царстве. Здесь происходит много удивительных чудес! И эти чудеса мы будем творить вместе с вами. Предлагаю вам побыть моими помощниками. Согласны? Сейчас я до каждого коснусь волшебной палочкой, и вы все превратитесь в волшебников.

Воспитатель-Фея:  Ну вот, теперь вы мои помощники! Надевайте волшебные колпачки.

3. Основная часть:

Эксперименты с воздухом.

Воспитатель-Фея:  Ребята, я хочу познакомить вас со своим другом–воздухом. Мы приготовили вам много разных сюрпризов.  

Воспитатель-Фея: Ребята, давайте поищем его.

Дети с воспитателем ищут воздух.

-И здесь не видно Воздуха, и тут тоже не видно… Где же он?

На подносе лежат бумажные снежинки.

Воспитатель-Фея:  Посмотрите, какие здесь красивые снежинки! Может за ними спрятался воздух? Мы с вами волшебники, давайте подуем и снежинки  оживут!

Дуют, бумажные снежинки улетают.

Воспитатель-Фея:  Ребята, как вы думаете, что заставило снежинки полететь?

Дети: Мы на них подули.

Воспитатель-Фея:  Правильно, мы подули на них! Давайте сделаем глубокий вдох, и затем выдох. Что мы сейчас сделали?

Дети: Мы вдохнули и выдохнули воздух.

Скажите, а мы с вами воздух видим? (нет) Раз мы его не видим, то как можно про него сказать? Воздух какой?

Дети: Невидимый, прозрачный.

Воспитатель-Фея: давайте вместе скажем: «Невидимый» и запомним это свойство воздуха.

-А как вы думаете, поймать мы его сможем?

Дети: Нет.

Воспитатель - Фея: а хотите, я вам покажу, как можно «поймать» воздух?

- Давайте, возьмем полиэтиленовый пакет.

- Что в нем?

Дети: Он пуст.

- Давайте, сложим его несколько раз. Посмотрите, какой он тоненький.

- Давайте вместе с вами мы наберем в пакет воздух и закрутим открытый конец. Посмотрите – каким стал пакет наполненный воздухом?

Дети:  Упругим, плотным.

Воспитатель-Фея: - А если мы с вами отпустим его, что произойдет с пакетом?

Дети: Он станет, плоским и тоненьким.

Воспитатель: - Давайте дружно наберем воздух в пакет, а затем дружно его выпустим.

Воспитатель-Фея: Так, где же он, ребята?    (Предположения детей)

-Так значит, какого  цвета воздух? (бесцветный)

-А если вдохнуть воздух ртом, мы узнаем, какой у него вкус?

Воспитатель-Фея:   У чистого воздуха нет вкуса.  Вдохните воздух носом….

Какой у него запах? (у него нет запаха…)

Дыхательная гимнастика:

Повторяйте за мной:

«Очень весело играем –

Нюхать воздух начинаем.

Чем же пахнет? Не понять –

Нужно носиком вдыхать.

Выдох-вдох, выдох- вдох.

Чудо-воздух – ох-ох-ох!»

Воспитатель-Фея: Да, ребята, чистый воздух не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, но даже если мы его не видим, он существует везде и даже внутри нас. А сейчас закройте глаза и приготовьте своего помощника - нос, который хорошо умеет различать запахи.

Воспитатель-Фея достаёт из-под салфетки апельсин и разрезает его.

Спрашивает детей.

- А теперь вдохните воздух? Запах чего вы почувствовали?

Дети: Пахнет апельсином.

Воспитатель-Фея: Что вам помогло почувствовать запах апельсина?

Ответы детей.

Воспитатель-Фея: Запахи распространяются с помощью воздуха. Воздух двигается и доносит до нас разные запахи. Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.

Воспитатель-Фея: Хотите почувствовать воздух? Для этого давайте возьмем вот эти волшебные веера. Помашите себе на лицо. Что вы ощущаете?

Дети: Лёгкий ветерок.

Воспитатель-Фея: Лёгкий ветерок-это воздух вокруг нас.

-А можно ли увидеть ветер? 

Предположения детей. 

Воспитатель-Фея:  Правильно, ветер невидим, мы можем увидеть только, как он передвигает предметы, может раскачивать деревья ,гонит по небу облака и даже заставлять плыть корабли!

Воспитатель-Фея:  Посмотрите, какое чудное озёро, а рядом кораблики. Давайте пустим их поплавать. Почему же они не плывут?  Дети высказывают предположения. 

У меня есть для всех вас  волшебные палочки. Мы волшебники, давайте подуем в наши волшебные палочки на кораблики, и они поплывут. Воспитатель предлагает сделать легкий ветерок, подуть на кораблики, чтобы он поплыл по озеру.

Дети дуют в трубочки на кораблики.

Воспитатель-Фея: Ребята, когда мы выдували воздух, он был похож на что? Правильно, на ветер. Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель-Фея:

«Мы немножечко устали-

воздух дружно изучали,

а теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора».

Физкультминутка:

«С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы

Поднимайте выше ноги.

Мы идём, идём, идём

И приходим к Фее в дом».

А вот и моя волшебная мастерская.  Посмотрите,  здесь стоят стаканчики с чем? Правильно с водой.  Давайте опустим один конец наших волшебных палочек в воду и подуем в них…

-Дети, что произошло? Что мы увидели? Пузыри воздуха…

-А как они там оказались? Мы выдохнули его. Мы выдыхаем воздух через трубочку, и он виден в воде в виде пузырьков. Следовательно, если в воде образуются пузырьки, то это значит, что в ней появляется воздух. Давайте еще раз подуем, чтобы опять увидеть пузыри воздуха.

-А какие ещё пузыри можно надуть с помощью воздуха?

Дети: Мыльные!

Соревнование «Кто надует самый большой пузырь».

Воспитатель-Фея: Ребята, а ещё с помощью воздуха можно рисовать. Посмотрите - вот эти все рисунки нарисованы воздухом. Хотите попробовать нарисовать свои картинки?

Воспитатель-Фея предлагает подойти к столам и сесть.

Воспитатель-Фея: Хотите нарисовать снежинки с помощью воздуха? Наберите краски и капните на лист бумаги. У нас получилось пятно - капелька. Затем возьмите трубочку и подуйте на это пятно, так чтобы её конец (трубочки) не касался ни пятна, ни бумаги.

Дети выполняют действия, после завершения рисунки рассматриваются.

4.Заключительная часть.

Ребята, вам понравилось играть с воздухом?  Мне очень приятно было с вами познакомиться, вы хорошие помощники и настоящие волшебники! Теперь вы знаете, что мой лучший друг – воздух, и ваш друг тоже. Он друг всех людей и всего живого на земле.

Сюрпризный момент

 Я хочу вам подарить частичку воздуха. Закройте глаза и скажите:

«Раз, два, три,

Фея, подарки нам подари!»

Фея раздаёт детям надутые шары в виде игрушек.

Воспитатель-Фея: Ну а теперь, ребята, вам пора возвращаться в детский сад.  Закроем глаза.

Заклинание  (звучит музыка)

«Раз, два, три,

Фея, в садик нас верни!»

Открывают глаза, воспитатель уже снял накидку.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, какие у вас красивые шарики! Где вы были? (в сказочном царстве)

Что интересного вы там узнали? (познакомились со свойствами воздуха)

о воздухе, о его свойствах?

-Воздух есть везде. Он прозрачный, бесцветный,  без запаха, поэтому мы его не видим. Он нужен всему живому на земле - рыбам, животным, растениям. Человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.

- А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород и.т.д.

Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях

Без воздуха невозможна жизнь на планете Земля.

А теперь послушайте, что нам про воздух хочет рассказать Маша:

«Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой.

Когда иней лёг на стёкла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим».