НОД "Как помочь жителям Цветочного города?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Буслаева Юлия Михайловна

План-конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности детей, подготовлен для подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_zhitelyam_tsvetochnogo_goroda.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект НОД для детей подготовительной группы Тема: «Как помочь жителям Цветочного города?»

Воспитатель: Буслаева Юлия Михайловна

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно –эстетическое развитие»

Задачи:

1)Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Развивать умение выделять и ставить проблему, которую необходимо решить; » совершенствовать навыки проведения лабораторных опытов; развивать логическое мышление путём моделирования проблемных ситуаций (совместно с воспитателем) и их решения. Сформировать элементарное представление о процессе фильтрации; создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Формировать у детей умения пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов. («Познавательное развитие»)

                

2)Развивать умение работать в группе, учитывать мнение товарищей, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, опираясь на результаты проведённых опытов и исследований; воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами. («Социально-коммуникативное развитие» )

3)Обогащать активный словарь по заданной теме: фильтровать, фильтрация, использовать и т.п. Упражнять в умении задавать вопросы, вести диалог. Формировать умение использовать различные языковые средства для связи смысловых частей (потому что, так как, поэтому, значит, следовательно) («Художественно-эстетическое развитие»)

4)Развивать координацию движений, зрительно – двигательную координацию.(«Физическое развитие»)

5) Продолжать совершенствовать приёмы рисования картинок – символов, развивать творчество, воображение. («Художественно – эстетическое развитие»)

Методы и приемы:        - практические: проведение опытов, изготовление фильтров, рисование картинок – символов в Дневнике исследователя.

- наглядные: рассматривание картинок – символов, рассматривание алгоритма изготовления фильтров, наблюдение за экспериментами.

- словесные: игровая ситуация, ситуативный разговор, рассуждения, пояснения, инструкции.

Материалы и оборудование: Загрязнённая вода, салфетки, ватные диски, кусочки ткани (марля), уголь, схема изготовления фильтра, алгоритм проведения исследования, воронки,  баночки, клеёнки; карточки для картинок – символов, цветные карандаши, Дневники исследователей.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе.

Игровая

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры

Познавательно-исследовательская

Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, 

Коммуникативная

Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и  отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы

Музыкальная

Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале

Изобразительная

Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества 

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.)

Конструирование

Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование

Элементарный бытовой труд

(в помещении и на улице)

- Самообслуживание

Поручения (индивидуальные и подгрупповые), дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия ,дежурство, задания, реализация проекта

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Воспитатель обращает внимание детей на конверт с изображением коротышек из Цветочного города. Зачитывает обращение: «Ребята, помогите, пожалуйста, собраться в поход. Не знаю, что нужно взять с собой?», интересуется, догадались ли дети от кого письмо.

Предлагает назвать и показать символы необходимых в походе вещей.

1 этап – постановка проблемы

Педагог предлагает подумать о том, сколько же воды понадобится в походе?

-Как же решить эту проблему?

Проблемный вопрос:

-Где взять воду в походе?

2 этап – актуализация знаний

Педагог предлагают вспомнить, где коротышки могут взять воду в походе и пригодна ли она для питья , употребления в пищу?

3 этап – выдвижение гипотез, предположений.

Педагог обращает внимание детей на ёмкость с водой из озера, просит рассмотреть её.

Предлагает вспомнить, откуда же вода поступает в наши дома, что происходит с ней до этого.

-Могут ли такие фильтры коротышки взять с собой? А сделать их в прямо в походе, наверное, можно.

4 этап – проверка решения

Для проверки предположений, воспитатель предлагает отправиться в «Научную лабораторию Школы Почемучек» провести эксперимент и попробовать изготовить фильтры.

Двигательная разминка «Превращение в учёных»

Для проведения эксперимента педагог предлагает разделиться на две группы, каждой группе выдаётся алгоритм изготовления фильтров, изучив который дети смогут выбрать на лабораторном столе необходимый материал и приступить к работе. Воспитатель наблюдает за действиями детей, при необходимости помогает советом.

Когда фильтры будут готовы, педагог предлагает проверить их работу и рассказать, что у ребят получилось.

5 этап – введение в систему знаний

Воспитатель предлагает сформулировать вывод.

Педагог просит детей занести результаты исследований в Дневник исследователя; «превращает» лаборантов в детей.

Воспитатель предлагает детям изготовить символы различных фильтров и отправить их письмом коротышкам.

Воспитатель поздравляет юных исследователей с получением новых знаний и умений и сообщает о предстоящем походе в лес вместе с родителями. Предлагает изготовить дома экологические знаки.

Деятельность воспитанников

Рассматривают конверт, предполагают, кто написал письмо – конечно же, Незнайка.

Называют и выставляют на мольберте символы (палатка, компас, тёплые вещи, спички, вода, еда…)

Дети рассуждают: воду можно пить, варить на воде еду, умываться ею, мыть овощи и фрукты и пр.

Дети обнаруживают противоречие: в походе нужно много воды, но такое количество коротышки не смогут унести.

Дети высказывают свои предположения, испытывают интеллектуальное затруднение.

Дети осознают цель поиска.

Ответы детей (в водоёмах, реках, озёрах).

Дети отвечают на вопрос:

-Скорее всего нет, (объясняют, почему) она грязная.

Дети рассматривают, отвечают, что вода грязная, мутная, в ней плавают мелкие растения. Её пить нельзя.

Дети участвуют в обсуждении, размышляют, делают вывод о том, что вода очищается специальными фильтрами.

 Ответы детей.

Дети проходят в лабораторию.

Дети проговаривают текст и выполняют соответствующие движения.

Прикрепляют эмблемы лаборантов.

Дети делятся на группы, изучают алгоритм, выбирают материал для работы и приступают к изготовлению фильтра по алгоритму:

-изготовление фильтра с помощью ткани;

-изготовление фильтра с помощью угля;

-изготовление фильтра с помощью ваты;

-изготовление фильтра с помощью ватных дисков.

Дети фильтруют воду по алгоритму проведения опыта. Рассказывают о результатах опыта и делают вывод: воду получилось очистить, используя самодельный фильтр.

Дети формулируют вывод: воду в походе можно очистить на месте, используя разный материал: ткань, вату, уголь, ватные диски.

Делают схематические зарисовки.

Ребята, убрав рабочие места, выходят из лаборатории.

Дети присваивают новые знания, изготавливают символы, запечатывают их вместе с символами остальных необходимых в походе вещей.

Дети эмоционально воспринимают сообщение воспитателя.

Ожидаемые результаты

Сформирован интерес к предстоящей деятельности, мотивация.

Активно откликаются на просьбу о помощи.

Выявлены знания детей о подготовке к походу.

Сформировано умение обнаруживать противоречия.

Развито умение ставить проблему, высказывать предположения о её решении.

Развито умение участвовать в диалоге, доказывать свою точку зрения, выслушивать товарища.

Сформировано умение рассказывать об увиденном.

Закреплены знания о том, как «вода в дом приходит».

Развито логическое мышление, умение размышлять, рассуждать.

Сформирован интерес  к предстоящей исследовательской деятельности.

Развита координация движений, снято напряжение, утомление, получен положительный эмоциональный настрой.

Сформировано умение договариваться друг с другом, делиться на рабочие группы.

Закреплены навыки работы по алгоритму исследования, навыки проведения лабораторных опытов.

Выявлены и практически проверены способы очистки воды.

Активизирован словарь по теме исследования, умение употреблять новые слова в свободной речи.

Закреплены правила работы с Дневником исследователя, умение рисовать картинки – символы.

Сформированы навыки аккуратной работы.

Систематизированы знания о подготовке к путешествиям.

Создан интерес к последующим мероприятиям.

Итоговое мероприятие: Совместная экскурсия с родителями в лес «Экологический десант».