Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Поможем зайчикам»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Монахова Галина Григорьевна

Формирование представлений о лесе, как сообществе растенй и животных; о приспособленности к жизни в лесу зайца беляка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по экологическому воспитанию

в  средней группе

«Поможем зайчикам»

                                                                Составила: Монахова Г.Г.

                                                         воспитатель I категории

МОУ «Начальная школа –

детский сад № 144»

г. Дзержинск

2014 г.

Образовательные задачи:

- продолжать знакомить детей с лесом;

- формировать реалистические представления о жизни  обитателей леса в разное время года;

- закреплять знание детей о приспособленности к жизни в лесу  зайца-беляка, показать связи зайца с другими обитателями леса;

- упражнять в умении устанавливать причинно-следственные связи в природе, делать выводы.

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать зрительное восприятие;

- упражнять в понимании зашумленного изображения, активизировать, тренировать зрительно-моторную координацию;

-развивать внимание, мышление, умение сравнивать, рассуждать

Воспитательные задачи:

- воспитывать отзывчивость; любовь к природе, умение слушать друг друга и воспитателя

Методы и приемы: 

игровые, создание проблемной ситуации, рассказ воспитателя, беседа, рассматривание иллюстраций, использование моделей, дидактические игры: «Путаница», «Лабиринты», «Собери картину»

Демонстрационный материал: фланелеграф, деревья, заяц – к фланелеграфу, иллюстрация зайца, игрушки-зайцы, схемы, заяц на палочке для зрительной гимнастики.

Раздаточный материал:

- зашумленные изображения животных и птиц, «Лабиринты», фломастеры, разрезные картинки с изображением диких животных.

Ход занятия

     Действия воспитателя                                                      Действия детей

Воспитатель и дети входят в группу, вос-

питатель предлагает сесть на ков-                         дети садятся полукругом на коврик

рик. ( игрушки-зайцы сидят на ковре в

 кружочке)

- Ребята, я сегодня утром пришла в детский

 сад и увидела, что у наших зайчат – гости,

зайчики из других групп детского сада.

Они разговаривали о том, что слышали,

что где-то есть настоящий лес, где живут

живые зайцы и зайчатам захотелось туда

отправиться, но они не знают, смогут ли

жить в лесу. Я предложила игрушкам посо-

ветоваться с ребятами, зайчики согласились

 подождать, пока вы придете. Вы хорошо

знаете о том, как живут зайцы в лесу?

 Поможем игрушкам разобраться нужно ли        Да!

им идти жить в настоящий лес?                            Поможем!  

Тогда берите зайчат, сажайте их на диван,

а сами садитесь за столы.

Сначала мы с вами вспомним, что такое лес.

В лесу растет очень много разных деревьев

 и кустарников. Какие вы знаете деревья,

 которые растут в лесу?                                          Ответы детей

Я вам буду показывать деревья, а вы их на-        Ответы детей

зывайте  (прикрепляю деревья к фланеле-

графу). Сейчас в лесу еще очень много сне-

га, и деревья, и кустарники стоят без листьев.

Зелеными сейчас стоят только (прикрепляю

к фланелеграфу ель и сосну)                                  дети называют

-верно.

Также в лесу живут разные дикие животные.

Каких вы знаете диких животных, которые

Живут в лесу? Арина? Рита, Егор?                        Ответы детей

Правильно, молодцы.

Животные сами находят себе пищу, сооружа-

ют жилище, знают где можно спрятаться от

врагов. Там же живут и зайцы – выставляю

на фланелеграф. Давайте расскажем, как жи-

вут зайцы в лесу. ( выставляю картину с изо-

бражением зайца). Где у зайца дом? Какой

он? Антоша?                                                            У зайца нет дома. Заяц спит под  кус-

- Правильно, умница.                                              том.

- А какого цвета у зайца шубка? Какая шерсть

у зайца зимой, а какая летом? Расскажи нам,      Зимой у зайца шубка белого цвета,

Арина? Молодец.                                                    густая и теплая, а летом серого цвета,

                                                                                                                    легкая.

В какую шубку одет заяц на этой картинке?

Какая шубка у зайца сейчас весной, когда в ле-

су еще очень много снега? Рита, расскажи нам.  Ответ ребенка.

Зачем зайцу зимой и сейчас ранней весной         Белая шубка маскирует его под снег,

шубка белого цвета? Яша?        прячет от врагов.

Правильно. Значит зайцу сейчас необходима

(вывешиваю символ)                                               -теплая белая шубка

Давайте посмотрим на ноги зайца.

Какие они у него?        Длинные и сильные

А зачем зайцу длинные и сильные ноги?              Чтобы быстро бегать

А зачем зайцу быстро бегать?        убегать от врагов

Молодцы! Зайцам нужны (выставляю символ)   длинные и сильные ноги

Чтобы иметь такие ноги нужно их тренировать

сейчас мы вам зайчишки покажем, как это де-

лать. Встаем ребята в круг.                                    Дети встают в круг

Физкультминутка.

Зайцы быстренько все встали

Весело в лесу играли

По тропинкам прыг-прыг-прыг                              прыжки

Кто к зарядке не привык?                                       ходьба на месте

Вот лиса идет по лесу,                                            ходьба, как лисичка

Кто там скачет интересно?

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос,                                         потягивая, руки вперед

Но зайчата быстро скачут                                       прыжки

Как же может быть иначе

Тренировки помогают                                             бег на месте

И зайчата убегают    (В.И.Ковалько)                    дети остаются в кругу

Но зайца может поймать не только лиса. Вы

хорошо знаете хищников, врагов зайцев?             Да!

Сейчас, проверим

На этих картинках спрятались разные дикие

животные и птицы. Среди них есть враги зай-

ца, попробуйте их найти и назвать.                        дети выполняют задания

Назовите хищников, которых вы нашли                ответы детей

(дидактическая игра»Путаница»)

Молодцы. Зайцы должны знать не только

своих врагов, но и других животных, своих

соседей, которые живут в лесу. Вы знаете?           Да!

Посмотрим. Проходите за столы. У вас на

подносах лежат «фотографии» диких

животных, только они уже старенькие и

порвались.Сложите их правильно и назовите,

кто изображён на «фотографии».                           Дети выполняют задание.

(дидактическая игра «Собери картинку»)              Ответы детей.

Очень хорошо.

А сейчас давайте вспомним, что едят зайцы

сейчас в лесу. Расскажи нам, Глеб.                         Ответ ребёнка.

Молодец. Верно. А какие зубы должны быть

у зайца, чтобы есть такую пищу, грызть кору?      Острые зубы.

Да. Верно (выставляю символ).

А сейчас я проверю, сможете ли вы помочь

Вот этим зайчатам правильно найти себе еду.

Раздаю «Лабиринты».                                                 Дети выполняют задание.

Умницы, ребята. Все зайчата смогли добрать-

ся до веточек, травки, вы им помогли, и никто

не стал есть конфетку или глодать косточку.

А теперь посмотрите на меня, поиграем с

зайчишкой.

Зрительная гимнастика «Зайцы».(см. ниже)

Мы сегодня очень много вспомнили и рас-

сказали о том, как живут зайцы в лесу. Так

как вы думаете, стоит нашим игрушечным

зайчикам идти жить в лес?                                      Ответы детей.

Смогут они там жить?                                             Ответы детей.

Посмотрите на схемы.

Есть ли у них белые шубки, длинные сильные

ноги, острые зубы?                                                  Ответы детей.

(Обращение к игрушкам): Теперь вы, зайчики,

знаете, как непросто жить в лесу. Зайцу нужно

обязательно иметь шерсть белого цвета,

быстрые ноги, острые зубы, вы совсем не

такие. Так что оставайтесь пока в детском

саду. Вот мы с вами ребята и поможем

зайчатам.

Какое задание вам понравилось больше всего?

А что показалось самым сложным?

Мне тоже очень понравилось, как вы помогли

зайчатам, рассказали обо всём, что нужно

зайчатам, чтобы жить в лесу, назвали всех

врагов зайцев и соседей, помогли найти пищу.

Молодцы, ребята!

   

Зрительная гимнастика «Зайцы»

(лазерной указки)

Зайчик весело играл,         прослеживание взглядом за огоньком        лазерной указки

По дорожке побежал,         лазерной указки,

А потом назад вернулся,

На дорожке поскользнулся.

Вверх скачок, вниз прыжок,

Быстро выбраться он смог.

По тропинке попетлял,

А потом совсем пропал.         закрываем глаза руками.

                                                 

                                                   Список использованной литературы

  1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с    детьми сред.  и  ст. групп дет. сада: Кн. для воспитателей дет. сада/С.Н. Николаева. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001.
  2. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами : пособие для педагогов дошкольных учреждений / С. Н. Николаева, И.А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
  3. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Помоги принцу найти Золушку: Занимат. дидакт. задания для детей ст. дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей.- М.: Просвещение, 1994.
  4. Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.  

Ссылка на размещенный документ на сайте Numi.ru «http://numi.ru/docs/2014/11/03/1415006333.doc»