Конспект итогового занятия в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Годун Наталья Викторовна

Расширять представления детей о живой природе; учить отвечать на вопросы полными предложениями; активизировать речь детей;  закреплять в речи названия диких животных. Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук; развивать мышление на материале описательных загадок. Воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Природный мир (старший дошкольный возраст)

Тема: «Путешествие в мир живой природы»

Задачи:

  1. Расширять представления детей о живой природе; учить отвечать на вопросы полными предложениями; активизировать речь детей; закреплять умение правильно употреблять предлог “в”, при составлении предложений; закреплять в речи названия диких животных.
  2. Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук; развивать мышление на материале описательных загадок.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарь: фауна, климат, хищник, пернатые, перелетные, зимующие,среда обитания.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением зверей, птиц, рыб; отгадывание загадок.

Организация детей: Игровая ситуация – дети сидят в вагоне поезда, которым управляет машинист (сидят на стульчиках по двое.)

Развивающая среда: Предметные картинки с изображением зверей, рыб, птиц; шапочка машиниста поезда; билеты с изображением животных; сюжетные картинки с изображением леса, озера, неба; фонограмма звуков пения птиц, морской прибой. Использование ИКТ- слайды –пищевые цепочки, жетоны награждения.

Методы и приемы: Рассматривание, обсуждение, пояснение, игровая ситуация, игровой материал.

Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза с элементами пальчиковой гимнастики.

Ход работы

Ход занятия

1.Организационный момент.


2.Станция «Лесная».

Воспитатель:

– Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны? (Да). Мы отправимся в путешествие по дороге, которая ведет к Фауне. А вы знаете кто такая Фауна?

 Фауна – это богиня, покровительница животных. А как вы думаете, на чем мы можем отправиться в путешествие?  (ответы детей).

-А отправимся в путешествие мы с вами на поезде, но для этого нужно приобрести билеты на поезд и выбрать машиниста.

-К кассе дружно подходи и билет себе бери. (На столе разложены карточки  животных изображением вниз.) Дети разбирают карточки, и определяем, кто будет машинистом и пассажирами. (Выбрав ребенка, надеваю ему на голову шапочку машиниста поезда.)

У остальных детей в руках билеты, на которых нарисованы животные, такие же животные изображены на стульчиках.

-Ребята, проходите и садитесь в вагон, каждый на свое место. Отправляемся в путь, (звук поезда).

– Ребята, наш поезд привез нас к первой остановке. Давайте выйдем из вагона и посмотрим, где мы находимся. (Звучит фонограмма «пение птиц».)

(Обращаю внимание детей на картину, на ней изображен лес.)

– Что изображено на картине? (Лес). А почему вы решили, что это лес, а ни парк? (ответы детей).

-Ребята, раз мы с вами в лесу, мы обязательно должны вспомнить  правила  поведения в лесу:

  • Не разоряй птичьи гнезда!
  • Не уничтожай насекомых!
  • Не сори в местах отдыха!
  • Не бери лесных жителей домой!
  • Не вытаптывай растения!
  • Не рви цветы
  • Не шуми!
  • Не разводи костер!
  • Вспомнили, а теперь скажите мне:

-Какие животные живут в лесу? (Волк, лиса, медведь , заяц, белка, еж)
 - Ой, смотрите, пенечек, а под пенечком что? Ребята посмотрите, конверт какой-то. А, что же в нём?

- Ребята да ведь это же не просто письмо, это подсказка –я читаю загадку, а вы должны отгадать кто же в нашем с вами лесу обитает.

Воспитатель читает «Загадки о диких животных»:


3.Отгадывание загадок. 
Острозубый, тёмноглазый,
По деревьям любит лазить.
 Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверёк такой?  (Белка)

Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса)

Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

Комочек пуха, длинное ухо,
прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный? (Волк)

Сердитый недотрога, живёт в глуши лесной.
Иголок  много, а нитки ни одной. (Ёжик)

Молодцы, ребята, а кто мне напомнит-

– Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.) А чем питаются эти животные? (Ответы детей.)
- Как называются животные, которые употребляют в пищу только растения? (Травоядные.)
- Как называются животные, которые употребляют в пищу мясо? (Хищники.)

-А, скажите мне есть ли такие животные, которые любят употреблять и растительную пищу и мясо? (всеядные)

4.Пищевые цепочки.

Воспитатель:

-Какие  вы молодцы. А теперь посмотрите ,пожалуйста, на слайд, что вы видите?

(слайд с изображением сосна, ель, дуб, рябина, береза, ягодные кустарники, цветы, мох, грибы)

-Скажите мне, пожалуйста, каких вы знаете животных, которые питаются этими растениями? (гусеницы, пчелы, бабочки, травоядные  животные-мыши, зайцы, лоси, кабаны, олени ).

-Давайте проверим, (появляется следующий слайд , с изображением этих животных..)

-А теперь, подумайте и скажите, каких вы знаете животных, которые питаются животными на слайде? (ежи, лисы, насекомоядные птицы, мелкие хищники)

-Проверяем ( и появляется слайд с изображением этих животных)

-Ну, а теперь скажите мне, каким животным эти звери служат пищей?

(волки, рыси, медведи, хищные птицы)

Появляется след.слайд

-Смотрите, как интересно, растения кормят насекомых и мелких животных, они в свою очередь кормят более крупных животных, а те кормят хищников. Выходит все сыты.? А кто же накормит растения (дети вспоминают, что нужно для роста растений - солнце, вода и воздух).

Слайд с этим изображением.

Задание: Педагог предлагает составить детям, сидя за столами, свои пищевые цепочки.

(Цветок-бабочка-синица-сова

Дуб,желуди-мышь-лиса) дети объясняют, что они изобразили.

-Умнички, вы, наверное, устали, давайте отдохнем.

Физкультминутка (с элементами пальчиковой гимнастики).
Стоит в поле теремок, теремок,    (
Поднимают руки над головой.)
Он не низок не высок.  (
Приседают и подымаются на носочки.)
На двери висит замок.   (
Пальцы рук складывают в замок.)
Кто его открыть бы смог?  (
Делают движения запястьями вперёд – назад.)
Слева – зайка, справа – мишка – (
Поворачивают голову)
Отодвиньте-ка задвижку! (
Пробуют потянуть замок в стороны)
Слева – ёжик, справа – волк – (
Делают повороты головой.)
Нажимайте на замок!  (
Сжимают, разжимают запястья.)
Зайка, мишка, ёжик, волк открывают теремок. (
Разводят руки в стороны)

6.Станция «Речная».

Воспитатель:

-Вот и хорошо немного отдохнули.
Садимся в вагон и отправляемся дальше.

– Давайте посмотрим, куда же теперь привез нас машинист. (Звучит фонограмма звука «шум реки»)
(Подходим к картине, на которой изображена река.)
– Что здесь изображено? (река.)

-А какая в реке вода? (пресная).
- Кто живет в воде? (Рыбы.)
-А какие рыбы живут в реке, давайте отгадаем?

(Отгадавших рыб, дети приклеивают на картину с изображением реки).

Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это…(щука)

Про него молва дурная,
Что лишь спит, забот не зная.
Все за то рыбёшку судят,
Солнце встанет, утром будят...

В речке щука завелась...
И теперь не спит (КАРАСЬ)

Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.

(Сом ).

Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал трех...(окуней)

- Давайте мы их поселим в наше озеро? Дети наклеивают. 
– Что нужно обитателям воды для жизни? (Вода, кислород, солнце.)
-Умнички, ну , что же едем дальше..

7. Станция «Небесная».

– А это что за остановка? Давайте посмотрим.
(На рисунке изображено небо)
– Что здесь изображено? ( Небо.)
 - А для кого небо является средой обитания? (Птицы)
- Чем отличаются птицы от животных? (Птицы живут в воздухе, а животные на земле, и т.д.)
-Если у птиц есть перья ,то как птиц можно назвать по-другому? (Пернатые)
- Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края? (Перелетные.)

Давайте вспомним перелетных птиц:

отгадывание загадок

" Из дальних стран вернулся я,
Чтоб вас порадовать, друзья.
Весна пришла! Зиме – конец! " –
Пел у скворечника     (скворец)

Она под крышами живет,
Гнездо своё из глины вьет,
Целый день суетится,
На землю  не садится,
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает,
В черном фраке лапочка,
А зовется ?…..(Ласточка)

Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица …

Ответ: Грач


( Показываю картинки (скворец,ласточка, грач)

- Почему птицы улетают? (холодно, голодно.)


- Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие.)

Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
" Кар–кар–кар! " – поёт (ворона).

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ...
(сорока).

Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-Чирик».
(воробей)

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица - почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь)

 Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

 И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ... (Снегирь)


Показываю картинки  (ворона, сорока, воробей,  голубь, дятел, снегирь, синица)
 - Чем питаются птицы? (Ответы детей.)
– Да, ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют на земле или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют – пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края – их называют перелетными, а которые остаются зимовать - зимующими. Они могут найти корм самостоятельно, но и мы должны им помогать.

Ребята, вы у меня сегодня молодцы,  вы напомнили мне  и про обитателей леса, и помогли составить «цепи питания», попутешествовали к реке, вспомнили о ее обитателях, вместе с птицами попорхали в небе. Но нам пора возвращаться ,наш паровозик  должен отправляться в обратный путь. (дети садятся в паровоз)

Ну, вот мы и дома , в нашей с вами группе . Понравилось ли вам наше путешествие?

 А, есть такое, что вам не понравилось? А что понравилось больше всего?  

Воспитатель: Давайте, ребята, мы с вами будем настоящими друзьями природы. А девизом для нас послужат эти слова:

«Береги свою планету, ведь другой похожей нету!»

                                                                              Составила : воспитатель  Годун Н.В.