Конспект НОД в подготовительной группе "Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь..."
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Григорова Нина Ивановна

Занятие знакомит детей со средой обитания животных. Учит их любви и бережному отношению к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rybe_voda_ptitse_vozdukh.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Борисоглебского городского округа Воронежской области

Детский сад №21 комбинированного вида

Конспект занятий по экологии в подготовительной группе

«Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь»

подготовила

воспитатель

Григорова Нина Ивановна

г. Борисоглебск

 2014

Программное содержание:  Уточнить представление детей о том, что растения и животные, насекомые и птицы нуждаются в охране и заботе, закрепить представления о растениях, птицах, насекомых (они нуждаются в пище, тепле, свете). Заботясь о растениях, животных, птицах люди охраняют их от гибели, создают хорошие условия для развития — обеспечения питанием, оберегают их от холода. Углубить понимание детьми необходимости беречь растения, животных, птиц, воду, воздух.

Материал для занятия: картинки с изображением заповедных мест Воронежской области, отражающие заботу человека о животных, птицах, растениях, картины с изображением леса, поля, луга, сельскохозяйственного труда.

Ход занятия

Сегодня мы будем говорить о нашей природе, ее красоте.

Чтение стихотворения И. Бунина:

Вспомни тихий шепот леса

И полдневный летний зной

Вспомни, как шумят березы,

А за лесом, у межи,

Ходят медленно и плавно

Золотые волны ржи.

Что вы представляете себе, когда слышите слова этого стихотворения? (лес, стройные березки, хлебное поле)

Да и лес - «полный сказок и чудес» и пестрый от цветов луг, и широкое поле — красивы в любое время года. Везде люди работают и берегут ту красоту.

- Давайте дети, построим самолет и полетим над родным краем. (Звучит отрывок «Ромашковая Русь», муз. Ю. Чичкова) Дети движутся по группе. Затем говорит стюардесса: «Наш самолет приземляется в аэропорту «Поле».

А что растет в поле? (Хлеб)

Кто выращивает овощи на поле? (Земледельцы, фермеры)

Что они делают, чтобы получить хороший урожай овощей, хлеба? (ухаживают за землей, растениями, обрабатывают почву)

Какие же работы они выполняют на земле? (пашут, рыхлят, удобряют, поливают)

Что говорят об этом народные пословицы:

  • «Труд человека кормит, а лень портит»;
  • «Удобрять везде поля, будет щедрая земля»;
  • «Хорошая землица везде пригодится»;
  • «Кто от земли оторвется, тому и в небо не взлететь».

Читаю стихотворение и показываю картинки с изображением труда хлеборобов:

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке,

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Звучит музыка («Земелюшка-чернозем, народная).

Стюардесса: Наш самолет снова летит над землей. Мы приземляемся в аэропорту «Луг».

Дети подходят к картине «Луг».

- Дети, а что такое луг? (свободное от деревьев место, где растет много травы, цветов, живут насекомые).

Вспомните, какие растения растут на лугу? (ромашка, василек, незабудка, пастушья сумка, подорожник, клевер). Все эти растения полезны, а многие даже лекарственные. Поэтому нельзя их выдергивать с корнем, рвать большие букеты. Покажите эти цветы.

А кто живет на лугу? (насекомые)

Какие насекомые летают на лугу? (бабочки, жуки, стрекозы, божьи коровки). Дидактическая игра «Узнай насекомое».

Какую пользу они приносят? (опыляют цветы, уничтожают тлю, ими питаются птицы)

Как надо вести себя на лугу, чтобы не повредить ему? (взрослым — не пахать на лугу, чтобы не мешать растениям, детям — не дергать, не рвать цветов, растений, не истреблять насекомых).

Почему? (Цветы дают семена и на следующий год вырастают новые, еще красивее). Все в природе взаимосвязано — уничтожили насекомых, нечем будет питаться птицам, а ведь птицы — наши друзья, помощники.

Давай пройдемся медленно по лугу,

И, здравствуй, скажем каждому цветку.

Ты должен над цветками наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать.

Почему мы птиц называем нашими друзьями, помощниками? Как люди заботятся о птицах? А мы?

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Наш самолет приземляется в аэропорту «Лес». Дети подходят к картине «Лес». Когда самолет приземлился в лесу, навстречу детям вышел лесник.

- Дети, я лесник, я слежу за порядком в лесу, слежу, чтобы лес хорошо рос, берегу его от пожара. Кто ответит, что означают вот эти знаки, того пущу в лес (он показывает «Экологические запреты», а дети говорят об их значении).

Что это такое? Какие деревья растут в лесу? (клены, дубы, березы, осины, сосны, ели, черемуха, липа). Показываю листья этих растений, прошу найти лист названного дерева. Игра «От какого дерева лист?»

Какие еще растения растут в лесу? (кустарники, травы, цветы)

Назовите лесные цветы и покажите их на картинке (ландыши, подснежники, колокольчики)

Что вы можете сказать об этих растениях? (их рвать нельзя)

Что еще растет в лесу? (ягоды, грибы)

Какие животные живут в лесу? (лисы, зайцы, волки, ежи и т. д.)

Лес очень богат и красив. Вспомните, каким вы видели лес, когда там были?

Садись на камень под сосну

Лесную слушай тишину

Журчит, лепечет ручеек

О том, что путь далек, далек.

Упала шишка, скрипнул сук,

Жужжит тяжелый жук

Листва рассказывает сны

Ты слышишь голос тишины.

Дети, все люди должны беречь и охранять лес, потому что он очищает и оздоравливает воздух. Из дерева делают бумагу, строительный материал и многое другое. А сколько полезных лекарственных веществ дают нам растения леса, ягоды, грибы.

Назовите правила, которые надо помнить, когда придете в лес?

  • Не топтать цветы;
  • Не вырывать растения с корнем;
  • Не ломать ветви деревьев, кустарников;
  • Не разорять птичьи гнезда;
  • Не мучить животных;
  • Не засорять лес, не разжигать костры.

А сейчас поиграем в игру «Что где растет».

- Побывали в лесу — пора нам на самолет.

А что это за голубая лента вьется по нашему лесу? (это река)

Как называется наша река? (Ворона)

Какая еще река протекает по лесу недалеко от города? (Хопер)

Очень любят дети и взрослые купаться в реке. Очень важно, чтобы вода в реке была чистой. Какие рыбы водятся в наших реках? Какое правило поведения на реке надо помнить, чтобы не нанести вред, чтобы река «не заболела»? (нельзя захламлять речку, не бросать в нее разные предметы). В реке живут рыбы. Из речки пьют воду разные животные. Около водоема живут насекомые. Да и растения леса лучше растут около воды.

Звучит музыка («Выйду ль я на реченьку», русская народная песня), дети водят хоровод.

Мы путешествовали по нашему краю. Красива и богата его природа. Мы — хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца, великая сокровищница, источник жизни.

Богатства природы надо оберегать. Для рыбы нужна чистая вода — не будем загрязнять водоемы, в лесах, степях, горах — живут ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина.

Список использованной литературы

1. Григорова Н. И. Сборник конспектов по экологии для ДОУ — Борисоглебск: «Кристина», 1998.