Предметно-развивающая среда
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Вопрос создания предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты, которые включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе (предметно-пространственной среде) кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-razvivayushchaya_sreda.docx32.9 КБ

Предварительный просмотр:

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.
Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…
Е. И. Тихеева

Вопрос создания предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты, которые включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе (предметно-пространственной среде) кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Самое главное в указанных требованиях

 (реформе дошкольного образования)-это смещение центра внимания. Если раньше главным действующим лицом в ДОУ был воспитатель, то сегодня на первое место выходит воспитанник. Раньше все строилось на указании ребенку на то, что он должен сделать, сегодня этот выбор за ребенком, задача педагога - помочь ему достичь желаемой цели, подсказать, как поступить в том или ином случае с пользой для себя и для общества. В мировой практике это названо личностно-ориентированным образованием, которое направлено на оказание ребенку помощи в достижении желаемых результатов.

 Одним из условий реализации ФГОС является предметно-пространственная среда ДОУ.

Развивающая среда детства –это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка.

Поэтому для решения поставленной задачи и необходимо создание такой предметно-развивающей среды, которая бы учитывала, что:

 формами построения педагогического процесса выступает сотрудничество взрослого с ребенком как равноправных партнеров, основанное на игровом взаимодействии, речевом общении, совместной продуктивной деятельности. При организации процесса воспитания и обучения важное место отводится мотивации ребенка на совместную деятельность;

 жизнедеятельность воспитанников ДОУ должна быть яркой, разнообразной, включающей в себя интересные виды деятельности: игру, творчество, общение, труд.  Способы овладения видами деятельности, культурой и культурными традициями представлены воспитанникам, при этом педагог выступает не как источник информации, а как главный посредник между культурой и ребенком, а окружающее пространство –как источник приобретения реального жизненного культурного опыта;

 при организации образовательного процесса необходимо учитывать принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

 решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей осуществляется как в непосредственно образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов;

возрастная адекватность -один из главных критериев выбора форм образовательной работы и видов детской деятельности, ведущей из которых является игра

(сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация,

игра с правилами). В играх реализуется большая часть содержания образовательных областей. Самостоятельными и самоценными видами детской деятельности являются общение, продуктивная деятельность, музыкальная и художественная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, труд; формами работы -

экспериментирование, коллекционирование, решение проблемных ситуаций, наблюдение;

 предоставление девочкам и мальчикам возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип "половых и возрастных" различий;

 предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

  Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»

(С. Л. Новоселова) .

  Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:

1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Доступность среды, что предполагает:

2.1 Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2.2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

  Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6.Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

   Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

  Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

 Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

 Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Работая над созданием среды в своей старшей группе, я руководствовалась образовательной программой ДОУ, учитывала приоритетные  художественно – эстетическое, физкультурно-оздоровительное и речевое  направления в развитии детей, а так же возрастные и индивидуальные особенности детей старшей группы. В своей работе с детьми я предпочитаю личностно – ориентированную модель общения и стараюсь придерживаться правила: не рядом, не над, а вместе.

В моей группе для развития и воспитания детей создана правильная, целесообразная, удобная, информационная развивающая среда, настраивающая на  эмоциональный лад и обеспечивающая гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром. Мне удалось создать условия соответствующие познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей.

 Предметно-развивающую среду в  группе формировала с минимальными экономическими затратами, поскольку  учреждение  не может рассчитывать на серьезные материальные вложения в оснащение предметной среды. Таким образом, старшая группа "Ягодки" была оборудована своими силами по собственным эскизам с использованием подручного и бросового материалов.  

 Первое впечатление о нашей группе складывается в приёмной.  Она оформлена в едином стиле с групповой комнатой.      

 Здесь размещаются информационные уголки для родителей, из которых они узнают о жизнедеятельности группы, детского сада и проводимых мероприятиях, консультации и советы родителям. Имеются уголки детского творчества выставки работ детей для родителей.

 Родители нашей группы помогают пополнять предметно-развивающую среду, участвуют в конкурсах, выставках.  Развивающее пространство, учитывающее возрастные особенности дошкольников, организовано на основе следующих принципов:

Принцип индивидуальной комфортности заключается в обеспечении эмоционального благополучия ребенка, развитии его положительного самоощущения. Интерьер групповой комнаты, приближенный к домашней обстановке, помогает дошкольникам легче адаптироваться к детскому саду. Созданные в группе условия успокаивают, уравновешивают эмоциональный фон, оказывают благоприятное влияние на нервную систему детей.

  В соответствии с принципом эстетичности и красоты в оформлении помещения группы выдержан единый стиль. Стены, шторы, паласы подобраны в приятной для глаз светло-зеленой цветовой гамме, не нарушают общей гармонии. Светлые стены и белые потолки оптически расширяют пространство, создают ощущение простора и легкости. Развитию правильного цветоощущения детей служат цветовые пятна в интерьере группы: яркое панно на стене, игрушки. Удачно подобранная цветовая палитра способствует всестороннему гармоничному развитию дошкольников.

Важным при организации предметно-развивающей среды является принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей.

 Мнение ребенка относительно содержания предметной среды также следует учитывать, поэтому мои воспитанники активно вовлекаются в процесс оборудования игровых зон и уголков, вносят свои предложения. Предметная среда должна предоставлять ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя. Доказано, что предметный мир, а не воспитатель побуждает дошкольника к активным самостоятельным действиям.    

  При построении среды  соблюдаю принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью легких перегородок, открытых стеллажей, не загромождающих помещение, переносных этажерок в группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). Принцип гендерного подхода к развитию среды позволяет учитывать интересы и наклонности, как мальчиков, так и девочек. Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности.  Они не имеют четкого разграничения, что позволяет по желанию ребенка один и тот же игровой уголок преобразовывать в другой. Так, природный может стать местом уединения, книжным или исследовательским центром.

  Центр театрализованной деятельности–важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить интересной идеей, новой для них деятельностью. Неоценима воспитательная роль театрализованных игр. Они учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Несомненно ребёнок начинает рассматривать своё «Я». Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием ребёнка, но и ощущением праздника, проведённого вместе со сверстниками, родителями и педагогами.

 В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.

  В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра.  Вместе с воспитанниками готовим костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

  Центр природы. Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Здесь дети продолжают знакомиться с комнатными растениями, закрепляют умения наблюдать и ухаживать за ними. С помощью альбомов, иллюстраций у детей формируется представление о временах года, о сезонных изменениях, о животных и растениях. Свои наблюдения дети заносят в дневник наблюдений.

  Ежедневно в календаре отмечается погода. Здесь же находится инвентарь, по уходу за растениями. Экологическое развитие решает задачи трудового воспитания в данном случае происходит интеграция образовательной области познание и труд.

   Рядом с центром природы расположен центр экспериментирования. В старшем дошкольном возрасте заметно возрастают возможности инициативной активности ребёнка. Познавательная потребность находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. В «центре экспериментирования» наши ребята превращаются в любознательных испытателей, проводят несложные опыты, определяют свойства природных материалов. В процессе постановки простейших экспериментов («Очистим воду», «Игра цвета», «Вырастим лучок», «Мир в цветном стекле» и др.) воспитанники учатся самостоятельно ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, формулировать выводы и делать маленькие открытия. Такое экспериментирование позволяет малышам применять знания о природе при анализе новых ситуаций, применять первые научные знания. Каждый ребенок получает возможность проводить опыты самостоятельно, испытать при этом радость открытия.

  Центр содержит:  сосуды с различными крупами, песочные часы, лупа, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

  Для центра искусства  отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Изодеятельность является важным средством всестороннего развития детей. Она способствует умственному, нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников. Центр искусства помогает детям проявить творчество, даёт возможность испытать удовольствие от знакомства с новыми материалами.

  Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым материалом для творческой деятельности детей. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь.

  Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Помимо художественного материала в центр помещаются предметы декоративно – прикладного искусства, иллюстрационный материал, репродукции картин, портреты известных художников, альбом с жанрами искусства, так же игры на развитие творческого потенциала, и оборудование для нетрадиционного рисования – ватные палочки, штампики, трафареты.

   Центр математики представлен игротекой, в которой находятся игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнаванию по описанию, воссоздания, преобразования; ориентировке по схеме, модели на осуществление контрольно –проверочных действий («Найди ошибки художника», «Так бывает?»), на следование и чередование.

  Детям доступны тетради на печатной основе, познавательные книги, занимательный материал в виде кроссвордов, ребусов, задачи –шутки, математические фокусы, загадки, шашки, шахматы,  фланелеграфы, магнитные доски, счетные палочки, счетный материал, обучающая литература, математические игры, раздаточный материал, комплекты цифр, линейки ; логические игры: «Танграм», «Вьетнамская игра», « Волшебный круг»,  авторская игра Никитина « Собери квадрат» и другие.

 К образовательной области Социализация относится патриотический центр, где дети формируют патриотические чувства, основанные на ознакомление с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы, воспитывая любовь и уважение к защитникам Родины. Патриотическое воспитание подразумевает использование народного опыта непосредственно в жизни детей, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, близкими. Помимо занятий по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ организуются патриотические досуги и праздники («День защитников Отечества», «День Победы»)  фотовыставки ( «Моя семья»), экскурсии по памятным местам нашего поселка. На мой взгляд очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным поселком в том плане, что она несет познавательную, духовно-нравственную работу.

  Ребенку -дошкольнику можно рассказать много интересного о его “маленькой” Родине (о живописных местах, о памятниках природы, архитектуры и о многом другом). Моя задача, как педагога, а так же родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны,  воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, поселку,  формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. В своей работе я использую наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Я  стараюсь  формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогаю им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

 В наш патриотический центр входит, наглядный материал с  символикой страны- герб и гимн России, портрет президента РФ, герб нашего поселка,  глобус, карта России, изображение разных народов России в национальных костюмах, оформлены альбомы «Моя Россия» (где собран материал: труд человека, военная техника, природа Сибири);«Наш любимый поселок», «Города России» .

 К образовательной области социализация относится так же зона уединения. В группе организовано место для уединения – где дети могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается создание "своего" личного пространства. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Поэтому так важно в группе иметь  место уединения. Благодаря этому уголку тишины и спокойствия  у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться.

Познавательно –речевой центр совмещен с книжным уголком, где представлена не только художественная литература, но и справочная, познавательная литература, журналы, буклеты, альбомы, открытки, картинки с изображением людей разного возраста и профессий, с различными особенностями внешности, одежды, прически, в разных эмоциональных состояниях. Дети знакомятся с глобусом, картами, коллекциями, сувенирами. Здесь же вниманию детей представлены дидактические, настольно –печатные игры по речевому развитию, предметные и сюжетные картинки, схемы для составления рассказов и пересказа, мнемотехнические таблицы для заучивания стихов. Под нашим руководством дети открыли свою библиотеку. В игротеке представлены разнообразные игры с правилами, игры и упражнения на развитие памяти, внимания, произвольного запоминания, проявления настойчивости в достижении цели.

 Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Встреча в уголке книги со знакомыми произведениями, полюбившимися героями углубляет проникновение в авторский замысел, помогает уточнить возникшие при слушании образы, ещё раз сопережить с героями события и приключения. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребёнок приобщается к изобразительному искусству.

Назначение центра: развивать познавательные особенности детей, мышление, внимание, воображение, речь. В центре содержаться так же авторские игры на развитие творческого потенциала детей.

 Строительный центр, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен.  Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).                            

 В группе также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр с  необходимыми атрибутами  в соответствии с возрастом и половой принадлежности детей - «Семья», «Детский сад», «Военные», «Строители», «Поликлиника», «Мини-маркет», «Библиотека», « Почта», « Юный мореплаватель», «Зоопарк», «Мы -пожарные».

 Физкультурно – оздоровительный центр  гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т.п.

 Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. Содержит различные спортивные пособия, предметы ортопедической гимнастики.

  Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения.

 Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

 В уголке  пожарной безопасности дети знакомятся с правилами пользования электроприборами, правилами поведения в случае возникновения пожара, правилами поведения в быту.

Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Наши дети с удовольствием используют  его содержимое в свободной игровой деятельности, в сюжетных играх "в музыкальное занятие", " в оркестр", " в концерт", играют в музыкально- дидактические игры. В центре находятся музыкальные инструменты, разного направления, наглядный материал, портреты русских и зарубежных композиторов; создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки леса, моря, различные сказки. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах.

  Таким образом, создавая предметно-развивающую среду в старшей группе  стараемся вызвать у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения к детскому саду, обогатить новыми знаниями и впечатлениями, побуждаем к активной творческой деятельности, способствуем  интеллектуальному развитию. При этом  самим предоставляется возможность для творческой самореализации и организации воспитательно-образовательного процесса на новом качественном уровне.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» р.п. Юрты

Создание предметно-развивающей среды в детском саду в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Воспитатель Зезюлина Н.А.

р.п. Юрты

2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...