Конспект «Беседа о птицах»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Бобрицких Вера Ивановна

Конспект «Беседа о птицах» в подготовительной группе № 4.

  1. Цель: привлечение внимания к проблемам в недостатке кормовой базы и сокращение мест обитания зимующих и гнездящихся птиц на территории Старооскольского района. 
  2. Задачи 
    - воспитывать бережное и любящее отношение к природе;

- развивать познавательный интерес;

- расширять знания о птицах в зимний период;

- оказывать помощь в виде постоянной  подкормки пернатых в осенне-зимний период;

- выявлять и активизировать творческие способности детей дошкольного и школьного возраста;

- изучать и наблюдать за жизнью птиц в городе.

Ход занятия

Прослушивание  грамзаписи: Чайковского «Зимнее утро».

Воспитатель: Наступили холода, скоро замерзнут реки и озера. Наступает  самое трудное время в жизни птиц. Но есть птицы, которые не боятся ни морозов, ни метелей. Их можно у нас увидеть во все времена года. Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Назовите зимующих птиц.

 Дети: Воробьи, синицы, дятлы, совы, филины, тетерева, сороки, овсянки.

( Расссматривают птиц на мультимедийной установке)

Воспитатель: Но большинство птиц стаями или в одиночку (кукушки) покидают родные места и улетают в теплые страны. Как называют таких птиц?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети:  Стрижи, ласточки, иволги, кукушки, журавли, гуси, лебеди, жаворонки, зяблики, трясогузки, скворцы.

( Расссматривают птиц на мультимедийной установке)

Воспитатель: С исчезновением перелетных птиц, у нас появляются зимние гости, которые прилетают к нам зимовать из северных районов, где суровые зимы. Таких птиц называют кочующими.

Воспитатель: Дети, вы знаете птиц, которые прилетают к нам на зиму? Назовите их. Если дети не смогут назвать, помочь им. Снегири, клесты, свиристели, чижи, щеглы.

( Расссматривают птиц на мультимедийной установке)

А теперь немного отдохнем.  Ребята, давайте на спине друг у друга пальцами нарисуем разных птиц. ( массаж спины)

Воспитатель: А сейчас отгадайте загадку:

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И, вдруг, вспорхнули яблоки

Ведь это – снегири!

Воспитатель предлагает рассказать о снегирях.

Снегирь больше воробья. У него яркие перышки, грудка красная. У снегиря толстый короткий клюв черного цвета. Снегирь прилетает к нам зимовать. Снегирь неповоротливая, медлительная птица, но в полете очень красива.

Вопросы воспитателя:

1. Почему их назвали снегирями?

(Они очень яркие, выделяются на фоне белого снега, прилетают к нам, когда выпадает снег).

2. Чем питаются?

(Семенами ясеня, клена, рябины).

Показать иллюстрацию клестов и предложить назвать этих птиц.

Воспитатель: Кто хочет рассказать о клестах? Клест размером с воробья. У него необычный клюв крестом. Они легко шелушат шишки своим клювом, доставая оттуда семена. Клест – кочующая птица. Она прилетает к нам на зиму.

Воспитатель: Ребята, есть два вида клестов: сосновики и еловики. По их названию вы можете определить: какие шишки любят сосновики, а какие – еловики.

Воспитатель: Ребята, а теперь поговорим о зимующих птицах.

Отгадайте загадку:

Что за птица может ловко прицепиться к любой ветке ели, сосны или другого дерева и, качаясь на них вниз головой или спиной, тщательно обследует все щели в коре, извлекая из них насекомых? (Синица)

 Расскажите, что вы знаете о синицах.

Рассказ детей: Синица – птичка небольшого размера. У нее желтая грудка, а на голове синяя шапочка. Это зимующая  птица. Питается она насекомыми не только летом, но  и зимой. Зимой она перебирается поближе к человеческому жилью. Всюду, где есть кормушки синички посещают их. Синицы очень прожорливы, они поедают за день столько, сколько весят сами. Синица – полезная птица, о ней надо заботиться.

Воспитатель: Ребята, вспомните и расскажите, в каком положении может добывать себе пищу синица? (Вниз головой)

Почему? (У нее сильные, крепкие ноги с загнутыми коготками). Почему ее назвали – синица? (Окраска перышек на голове синяя, кричит: «синь-синь»).

Следующая загадка:

Чик-чирик! К зернышкам прыг.

Клюй, не робей! Кто это? – воробей.

Воспитатель предлагает иллюстрацию воробья, предлагает детям рассказать о воробьях.

Вопросы к детям: Как отличить домового воробья от полевого? (У домового – серая шапочка, у полевого – коричневая, у домового на крыльях – одна светлая полоска, у полевого – две, у полевого вокруг шеи белый воротничок ).

Что значит для воробьев звук « ч-р-р », и кто его подает? (Этот звук подает старый воробей – сторож, заметив опасность (кошку, ястреба).

Поэтому звуку все птицы улетают). Как ведут себя воробьи, если из гнезда выпадает маленький птенец? (Они поднимают переполох, громко

повторяют « че-ре-ре »).

Воспитатель: Ребята, птицы – наши друзья, они приносят пользу, поэтому мы должны беречь, любить и охранять птиц. Скажите, как люди помогают пережить птицам это суровое время года? (Делают кормушки для птиц, подкармливают их, летом сушат семена, ягоды и запасают их на зиму для подкормки птиц). Поднимите руки, кто сделал дома кормушки для птиц, чем вы их кормите, какие птицы прилетают к вам на кормушку?

В конце I части занятия почитать детям стихотворение.

Покормите птиц зимой

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

 Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну. (А. Яшин)

Физкультминутка

II часть. Дидактическая игра «Знай и назови».

Каждому ребенку раздать карточки, на которых изображены птицы.

Воспитатель: Ребята, вам я раздала карточки, на которых изображены птицы. Вы должны описать ее, не называя или рассказать о ней что-то интересное, чтобы всем детям было ясно о какой птице вы говорите.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobroe_delo_pomozhem_pernatym.docx2.16 МБ

Предварительный просмотр: