Главные вкладки

    Конспект НОД на тему: «Первоцветы».
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Данилова Алла Геннадьевна

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Развитие кругозора и познавательно - исследовательской деятельности в природе" разработан для детей дошкольного возраста (5 -6 лет). В нем раскрывается тема "Первоцветы". Цель: уточнить и расширить представления детей о первых цветах весны.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod.docx27.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД

    по образовательной области «Развитие кругозора и познавательно – 

    исследовательской деятельности в природе» 

    Тема: «Первоцветы».

    Цель:  уточнить и расширить представления о первых цветах весны;

    Задачи: учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

    Оборудование: предметные и сюжетные картинки с первоцветами.

    Организация деятельности

    1. Организационный момент.

         «Весенняя песенка» (С.Я. Маршак.)

    Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле. На озерах треснул лед, будто раскололи.
    Облака бегут быстрей, небо стало выше, зачирикал воробей веселей на крыше.
    Все чернее с каждым днем стежки и дорожки, и на вербах серебром светятся сережки
     

    - А что еще, кроме молодых листочков, украсит лес?

    2. Беседа о подснежнике.

    - Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег, появятся первые проталины).

    - Как вы понимаете слово «первоцвет»? Да, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своею скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким  ароматом. Какие первые цветы мы увидим в лесу? Необычной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут первоцветы. О каком цветке говорится в загадке?

          У занесённых снегом кочек под белой шапкой снеговой

          Нашли мы маленький цветочек полузамёрзший, чуть живой.

    Первым вылез из землицы на проталинке. Он мороза не боится, хоть и маленький.

    Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Подснежник) 

    - Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Они нежные, душистые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит. По-зимнему голы вет-ви деревьев, нет в лесу тени, и всё солнышко достается подснежникам. В разгар цветения подснежников любая ночь может кончиться заморозком, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода.

    3. Физкультминутка «Подснежник». Под запись «Подснежник» дети представляют себя подснежника-ми, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и  радуются весне.

    Выглянул подснежник в полутьме лесной – маленький разведчик, посланный весной;

    Пусть еще над лесом властвуют снега, пусть лежат под снегом  сонные луга;

    Пусть на спящей речке неподвижен лед, - раз пришел разведчик, и весна придет. (Е. Серова)

    - Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?

    4. Дидактическая игра «Весенние цветы». Дети выбирают картинки, называют цветы, и рассказывают о знакомых им первоцветах. С остальными их знакомит педагог.

    - Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Это растение маленькое, хрупкое, нежное, с небольшими хохолками. Листья у него тонкие и мягкие.  Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко-красные цветки.

    - Природа-волшебница украсила лес цветочным ковром. Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные  подарки. Лесу - ковер из подснежников и хохлаток, лугу - пестрый ковер из  луговых цветов. Какие цветы можно увидеть на луговом ковре?

    - Мать-и-мачеха самая первая зацветает по весне. На проталинках появляются кучки бледных  стебель-ков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по-цветочному они одеты  хорошо: с ног до головы - в пушистых листиках-чешуйках. В семейке мать-и-мачехи по 4 - 6  стебельков. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается.

    А к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Цветы отцветут и появятся большие зеленые листья. Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком – мать, а другая – гладкая, холодная – мачеха.

    - От цветения каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков.)

    - На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на  звездочку, на брошь и т. д.) 

    В камышах гнездятся цапли, дремлет сонная река,

    Солнце расплескало капли на речные берега.

    Стали капельки цветами, озарили все вокруг!

    В новом желтом сарафане одуванчиковый луг.

    - Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит - одуванчик поднимет головку кверху,  приближается к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда. (С. Красиков)

    - Одуванчик - один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости пчелы, шмели и ба-бочки. Одуванчиковый мед - густой и ароматный. Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время - одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки. (Я Зуев)

    - А вот и лютик луговой. Словно атласом покрыты его лепестки.  Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом.

    Когда распускается медуница цветки у нее розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик. Еще медуницу называют сладким букетиком, потому что в ее цветках много сладкого сока-нектара.

    Ветреница. Это растение цветет только в сезон сильных весенних ветров.

    Сон-трава.  Дальний лес стоит стеной, а в лесу, в глуши лесной,
                         На суку сидит сова. Там растет усни-трава.
                         Говорят, усни-трава знает сонные слова:
                         Как шепнет свои слова, сразу никнет голова.
    «Усни-трава» (И. Токмакова)

    Первоцвет (Примула) Это растение называют «золотыми ключиками весны».

    Ландыш. Растение – символ весны, из фарфоровых чашечек которого образуются красные бусинки.

    Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко:
    Пусть дорожку до зари освещают фонари.
    На больших столбах подряд лампы белые висят.

    - Какие цветы можно увидеть в саду? (Тюльпаны, гиацинты,  нарциссы, ландыши, примулы, сирень,т.д.)

    5. Подвижная игра «Найди себе пару».

    Дети берут по одной картинке первоцветов и по сигналу ищут «дом» для первоцветов: лес или сад.

    6. Беседа «Береги первоцветы!»

    - К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

    «Букет фиалок»

    Сквозь иглы темной хвои веселый лился свет. Я шла лесной тропою и вдруг нашла букет.

    Букет лесных фиалок лежал на мшистом пне. И стало мне их жалко, и грустно стало мне.

    Цветы уже увяли, поникли лепестки. Зачем же их сорвали, сломали стебельки?

    Казалось мне, я слышу фиалок слабый стон, Он делался все тише, но сердце ранил он.

    - Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали? Что мы можем им пообещать?

    Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

    Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,

    Опустеют все поляны и не будет красоты.

    - В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

    Помни правила:

    • Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.
    • Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
    • Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.
    • Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов.

    7. Цветы на ковролине.

    Воспитатель предлагает детям выложить цветы методом ниткографии на ковролине.

    8. Итог.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия по теме: «Первоцветы».

    Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе....

    Конспект НОД по теме « К первоцветам в гости»

    ознакомление дошкольников с растениями...

    Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) на тему: "Первоцветы - что же это?"

    Цель: способствовать развитию  познавательного интереса, экологических представлений  и коммуникативных навыков дошкольников через интеграцию образовательных областей «Познавательное развити...

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности оздоровительного направления . Тема:«Первоцветы"

     -  Создать условия для уточнения представлений об основных признаках весны : солнце греет , наступает тепло, снег тает, превращается в воду .  - Формировать познавательный интер...

    Конспект занятия на тему: "Первоцветы весной".

    Знакомство с первоцветами и Красной книгой. Обучение детей составлению рассказа по сюжетным картинкам. Воспитание любви к природе и цветам....