"Ветер" (опытно - экспериментальная деятельность детей)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Бурматова Антонина Владимировна

Конспект проведения  НОД  по познавательному развитию  детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon veter.zip1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект

проведения

НОД

по познавательному развитию

детей средней группы

тема «Ветер»

(опытно - экспериментальная

деятельность детей)

Составила

Бурматова А. В.,

воспитатель

МБДОУ детского сада № 44 ЗАТО Североморск

2012 год

Предварительная работа:

  • Наблюдение ветреной и безветренной погоды в разные сезоны года.
  • Игра «Ленточки и ветер».
  • Чтение отрывков стихотворений А.С. Пушкина «Ветер, ветер! Ты могуч...» «Ветер по морю гуляет...»

Материал для занятия:

  • Полоски бумаги, «снежинки» из бумаги.
  • Вертушки.
  • Кораблики, емкости с подкрашенной водой.
  • Письмо, посылка на воздушном шарике.
  • Сюрпризы: веера, лодочки

Словарная работа:

  • Ветер, ветрище, ветерок, шуметь, гудеть, свистать, завывать, осветить, закружить, гнать волны, качать, приятный, прохладный, сильный, пронизывающий, злой.

Программные задачи:

  1. Обогащать познавательную сферу детей информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности.
  2. Помогать детям упорядочить накопленные и получаемые сведения о ветре, как природном явлении и установить взаимосвязи между движением воздуха и предметов.
  3. Побуждать детей отражать свое отношение к наблюдаемым явлениям высказываниями, рассказами.
  4. Развивать предпосылки совместной познавательной деятельности со сверстниками.

Ход занятия

Дети стоят в кругу. Открывается дверь, «залетает письмо».

Воспитатель: Удивительно, письмо залетело! (Читает на конверте: «Детям от невидимки»). Да здесь загадка. Отгадаем? Слушайте внимательно.

Я березу качну

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь отгадать?

Дети: Высказывания.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети проходят на стульчики.

Воспитатель: 

  • Давайте сегодня подробно поговорим о ветре.
  • Кто видел ветер?
  • Как вы думаете, что умеет делать ветер?

Дети: Шуметь, свистеть, деревья качать, шляпу унести, закружить листья, развевать флагом, поднимать пыль, бросать снег в лицо, гнать волны, шелестеть листьями.

Воспитатель: 

  • Да, ветер многое умеет делать. Даже может навредить человеку: иногда срывает с головы шляпы, поднимает пыль, бросает песок, снег в лицо, срывает крыши с домов, переворачивает автомобили.
  • Иногда мы говорим про него: просто ветер, а иногда «ветерок», а иногда «ветрище». Как мы называем ветер?
  • Возьмите полоску бумаги, покажите, когда мы говорим «ветерок», а теперь «ветрище». К нам пришла красавица зима, и в воздухе закружились снежинки.

Проводится опыт: дети дуют на полоску слегка, сильно, умеренно, на «снежинки».

Вывод: Когда вы сильно подули, движение воздуха стало очень быстрым - получился «ветрище», а когда легко подули - движение воздуха получилось слабым, лёгким - тогда у нас получился «ветерок».

Воспитатель: Когда дует ветерок, мы говорим про него: приятный, тихий, прохладный, слабый. Как мы говорим про ветерок? Каким он бывает?

Ответы детей.

Воспитатель: А что мы можем рассказать про ветрище? Каким он бывает?

Дети: Он бывает сильным, холодным, пронизывающим, неприятным, злым.

Воспитатель: А хотите побыть ветром? (Раздача вертушек).

Опыт: Подуйте на вертушку. Что с ней произошло? (Она вертится, крутится). А почему она кружится?

Дети: Потому что ее толкает ветер.

Вывод. Ветер летний, ударяется о лопасти, толкает их, она начинает кружиться. Но ветер невидимка, мы его не видим. А за вертушкой интересно наблюдать.

Воспитатель: А у меня есть что - то для каждого из вас (раздача картинок). Посмотрите на картинки, подумайте и скажите, что у вас изображено на картинке. Что у тебя на картинке делает ветер?

Дети: Надувает паруса, вертит крылья мельницы, поднимает шары, раздувает тучи, разносит семена цветов, деревьев.

Физкультурная пауза:

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише –

Веточки всё ниже, ниже.

Дети подходят к столам, проводится опыт:

Воспитатель: Это маленькое море и у каждого свое. Подуйте на воду. Что получилось? (волны).

Воспитатель: 

  • Чем сильнее дуть, тем больше волны. Но во всём надо знать меру, если слишком подуть, то «море» вообще исчезнет.
  • А теперь возьмите и осторожно опустите парусные кораблики на воду. Подуйте на парус. Что случилось с корабликом? (Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру).
  • А если ветра нет, что происходит с кораблём?
  • А если ветер очень сильный? (Начнется буря, и корабли могут потерпеть настоящее крушение).
  • Попробуйте подуть так, чтобы кораблик проплыл от одного берега к другому.

(Игра. Во время игры с корабликом читается стихотворение).

.. .Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах...

(А.С. Пушкин)

Воспитатель: Корабли, на обсушку!!! (Дети выкладывают на тарелки)

Воспитатель: О чём мы с вами разговаривали на занятии?

Дети: О ветре.

Воспитатель: Расскажите маме, папе всё о ветре.

Сюрпризный момент: Открывается дверь и влетает шарик с сюрпризной коробкой.

Воспитатель: Ветер прощается с нами, улетает на просторы. Он просит нарисовать его. А вам дарит на память подарки. (Раздача подарков).

Источники  информации

  • Рыжова Н.А. «Воздух – невидимка». Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
  • Воспитание, образование и развитие детей 4 – 5 лет в детском саду: методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / сост. Т.Н. Доронова. – 2-е изд. – м.: Просвещение, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....