Экологический проект "Травянистые растения"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Сорокина Валентина Игоревна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область: познание.

Вид деятельности: проектная.

Возрастная группа: старшая (8человек).

Тема проекта: «Травянистые растения»

Цель проекта: Сформировать у детей представления о травянистых растениях. Воспитывать бережное отношение и экологическую культуру к растениям.

Задачи проекта:

  • Учить определять потребность растений в условиях, необходимых для них;
  • Закреплять умение сравнивать растения, выделять существенные признаки, умение классифицировать;
  • Развивать познавательный интерес;
  • воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

Актуальность проблемы:

 Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
 Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти такие природные объекты. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в   процессе   проектно-исследовательской  деятельности.  Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Поэтому, было решено взять тему: «травянистые растения», для того, чтобы сформировать знания о жизни растений, их особенностях, характерных признаках; об их ценности и пользе для здоровья человека. Сформировать  у детей элементы  экологической культуры, навыки грамотного поведения в природе, гуманное отношение к живым объектам, а именно к травянистым растениям.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Сроки реализации проекта: среднесрочный (3 месяца) июнь-август.

Участники проекта: воспитатели старшей группы, дети старшей группы, родители.

Этапы и содержание проекта:

I.Подготовительный (огранизационный) этап.

Провести  в ДОУ педсовет для педагогов, познакомить их с содержанием и методикой, целями и задачами проекта. Обсудить, что могут сделать в рамках проекта воспитатели. Составить   перспективный план работы. Сотрудничество с родителями - перед началом работы по проекту рассказать  родителям о целях и задачах, постараться убедить их в необходимой помощи, серьезно отнестись к исследованиям детей. Предложить родителям вместе с детьми сделать мини-гербарий травянистых растений.
С детьми  перед началом работы по проекту провести  беседу о травянистых растениях.
Цель - выяснить представление детей о травянистых растениях, их отношении к ним, заинтересовать проблемой. (конспект прилагается).

Подготовка материала и оборудования.

II. Основной (исследовательский) этап.

Сбор фотоматериала, рассматривание иллюстраций с изображением травянистых растений (с описанием).
Оформление выставки «Наши зеленые друзья» - рисунки детей.
Мероприятия: чтение литературных произведений, беседы, экскурсии, наблюдения, рассматривание, художественное творчество, трудовая деятельность, дидактические игры, опыты, викторина,  развлечение.

1.Чтение литературных произведений.
 Чтение А. Онегова “Тропинка полевая”, Н. Павловой “Загадки цветов”, 

А. Плешакова “Зеленые страницы” и др; Моя первая энциклопедия «Растения»,

Заучивание загадок и стихов о растениях. 

2.Беседы.

2.1. Беседа: «Как растет растение».

  Цель: обобщить представления детей о последовательности и закономерной          направленности роста и развития растения. Учить устанавливать связи между ростом растения и удовлетворением потребностей в различных условиях среды; между стадиями развития. Воспитывать внимательное и заботливое отношение к растениям. Составление рассказов о процессе роста растения на основе модели.

2.2.Беседа «Зеленая аптека»
Цель: Рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку травянистые - лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: Иллюстрации с изображением травянистых растений, засушенные лекарственные растения.

2.3.Беседа «Красная книга-сигнал опасности».

Цель: Познакомить с лекарственными растениями родного края; разъяснить правила бережного отношения к лекарственным растениям.

2.4. «Растение - целостный организм»

Цель: Подвести детей к выводу, что все растения - это один целостный организм, где каждая часть выполняет определенную роль, т.е. функцию.

3. Экскурсии.

3.1.Экскурсия на луг.
Цель: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут на луге ( крапива, одуванчик, подорожник, ромашка и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

3.2.Экскурсия по участку детского сада.


4. Наблюдения.

4.1.Наблюдение «Наш верный друг- подорожник»
Цель: познакомить детей с лекарственным растением- подорожником, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья подорожника, стебли, познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы подорожнику, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

4.2. Наблюдение «Злая крапива»

Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о травянистых растениях; формировать умение активно беречь и защищать природу.

5.Рассматривание.

5.1. Рассматривание стеблей и цветков у растений.

Цель: продолжать знакомить детей со строением растений; учить различать их по внешнему виду; уметь отличать их от деревьев и кустарников.

5.2. Рассматривание гербария.

Цель: закреплять умение узнавать и правильно называть травянистые растения.

6. Дидактические игры.
6.1.
Дидактическая игра «Помоги растению»

 Цель: расширить знания о том, какие условия необходимы для жизни растений.

6.2. Дидактическая игра «Узнай растение по описанию» 

Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению.
Материал: разные виды травянистых растений (лопух, подорожник, ромашка, чистотел)., отдельные части  растений (стебель, корень, листья).

6.3. Дидактическая игра «Назови растение»

Цельуточнять знания о травянистых растениях.

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте ромашка?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли. Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Чем ещё отличаются растения друг от друга?

6.4.Дидактическая игра «Подбери части растения»- расширять представления детей о травянистых растениях, упражнять в умении собирать растение из частей в целое.

6.5. Дидактическая игра «Угадай растение по запаху» - упражнять в умении находить растения по запаху.

6.Опыты.

6.1. Опыт «Летающие семена».

 7.Художественное творчество.

7.1. Рисование: «Наши зеленые друзья»

7.2. Лепка: «Подорожник-трава»

7.3. Аппликация: «Помощники здоровья»

7.4. Лепка: «Я загадаю, а ты слепи»

7.5. Аппликация: «Мое любимое растение»

8.Моделирование. Составление модели строения растения.

Цель: Познакомить детей со знаками-символами органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод).

9.Викторина «Полезные растения».

План реализации проекта.

Июнь

Вид деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседа

«Растение – целостный организм»

 

Наблюдение


«Наш верный друг- подорожник»

Экскурсии

Экскурсия на луг.

Рассматривание

РасРассматривание стеблей и

цветков  у

растений

Чтение художественной литературы

Моя первая энциклопедия «Растения»

«Загадки цветов»

Дидактические игры

 «Назови растение»

Художественное творчество

Рисование: «Наши зеленые друзья»

Лепка: «Подорожник-трава»

Трудовая деятельность

Сбор листьев подорожника

Июль

Вид деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседа

«Как растет растение»

 «Зеленая аптека»

Наблюдение

Наблюдение «Злая крапива»

Экскурсии

Экскурсия по участку детского сада

Чтение художественной литературы

Заучивание стихотворения Т.             Петуховой «Ромашка»

А.   Плешакова “Зеленые страницы»

Дидактические игры

«Узнай растение по описанию»

«Подбери части растения»

Викторины

Викторина: «Полезные растения»

Художественное творчество

Аппликация: «Помощники здоровья»

Трудовая деятельность

Сбор ромашки

Август

Вид деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседа

 

«Красная книга-сигнал опасности»

Экскурсии

Экскурсия на луг.

Рассматривание

Рассматривание гербария

Чтение художественной литературы

Чтение А. Онегова “Тропинка полевая”

Заучивание загадок и стихов о растениях.

Дидактические игры

«Угадай растение по запаху»

«Помоги растению»

Опыты

«Летающие семена»

Художественное творчество

Лепка: «Я загадаю, а ты слепи»

Аппликация: «Мое любимое растение»

Моделирование

Составление модели строения растения

III.Заключительный (итоговый) этап.

Презентация детских рисунков «Наши зеленые помощники».
Экологическое развлечение
«Полезные растения» (конспект прилагается).

Оформление книжек – самоделок «Моё любимое растение».

Материалы и оборудование: Для проведения исследования понадобится:
• Тетради и альбомы для оформления результатов наблюдений.
• Карандаши, фломастеры.
• Фотографии, иллюстрации с изображением травянистых и лекарственных растений.

Высушенные растения и их плоды.

• Папки для гербария.

Ожидаемые результаты проектной деятельности:

 1.У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы.

 2. Ребята будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
 3. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
4. Ребята  узнают много интересного из жизни травянистых  растений. Исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений.

 5. Дети будут уверенно отличать  и называть характерные признаки разных травянистых растений.

6. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями.
7. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
     *  Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
     *  В природе все взаимосвязано.
     *  В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
8.. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности  в природе.

Список использованной литературы:

1.Красная книга Краснодарского края.

2. Моя первая энциклопедия: «Растения».

3.А.Плешаков «Зеленые страницы».

4.А.Онегов «Тропинка полевая».

5.Книга загадок.

6.Масленникова О.М., Филлипенко А.А. Экологические проекты в детском саду.

7.Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.

Материалы приложения: (план, сценарии, конспекты мероприятий и т.д)

Результат проектной деятельности:

Анализ проведенной деятельности по проекту в летний период позволили сделать следующие выводы:

- участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности;

-проект расширил представления детей о травянистых растениях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране.

- дети получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного отношения к окружающему миру;

-научились находить существенные признаки сходства и различий между растениями;

       -   узнали, что многие растенияя не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тревога и экологическая помощь растениям

Задачи:1.                  Развивать у детей представления о том, какие действия человека могут вызвать экологическ...

Проек образовательная область познание " экологическое воспитание" "Растения нашей группы и дома"

ПРОЕКТ«Комнатные растения нашей группы и дома»Срок реализации; 3 месяцаТип,  вид проекта: информационно-практико-ориентированный, фронтальный (с группой детей и их родителями)Актуальность на...

экологический проект: "Растения фитоогорода - календула".

Экологический проектознакомлениядошкольников среднего возраста с растениями фитоогорода:календула....

Семейный экологический проект. "Растения в моём дворе".

Семейный экологический проект:"Растения в моём дворе!"Работа выполнена коллективом семьи  Роганянпод руководствомСтаровойтовой Анны Сергеевны воспитателя МБДОУ№24"Радуга"г.Туапсе А...

Экологический проект "Растения, которые нас лечат" подготовительная группа.

Проект "Растения, которые нас лечат"  Проектная деятельность в детском саду по ознакомлению с лекарственными растениями....

Экологический праздник "Растения Туапсинского района"

Цель праздника:Создать радостное весёлое настроение у детей.Закреплять и расширять знания детей о растениях и месте их произрастания, насекомых, сезонных явлениях в природе.Развивать речь, умение разм...

Экологический проект "Растения нашего края" с детьми старшего дошкольного возраста

Цель проектной деятельности: формирование основ экологической культуры и обогащение представлений детей о растительном мире Самарской области...