« Экспериментирование как метод формирования познавательного интереса у детей – дошкольников»
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему

Акишева Елена Александровна

В статье рассматривается такой метод обучения, как экспериментирование, который применяется для передачи детям новых знаний. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным  способом познания мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_otpravit.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статью составила: воспитатель МАДОУ «Детский сад «Светлячок»

Акишева Елена Александровна

« Экспериментирование как  метод формирования познавательного интереса у детей – дошкольников»

Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство,  постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны  расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

 На сегодняшний день  методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса,  нехваткой методической  литературы  и – что самое главное – отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику  работы дошкольных учреждений.

 В Концепции модернизации российского образования говорится, что  развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть у истоков становления личности. Педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на  создание условий для саморазвития личности ребенка. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя  не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу.

В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования именно в дошкольном возрасте.

В науке эксперимент используется для получения знаний, неизвестных человечеству в целом. В процессе обучения он применяется для получения знаний, неизвестных данному конкретному человеку.

Итак, экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным  способом познания мира.

Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

У ребенка развиваются предпосылки диалектического мышления, собственного познавательного опыта  в обобщенном виде с помощью наглядных средств, расширяются перспективы поисково – познавательной  деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия. У детей поддерживается инициатива, сообразительность, пытливость, самостоятельность и  критическое отношение к миру.

Поэтому роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Воспитатель непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей  сохранялось чувство самостоятельности открытия. 

Подготовка к проведению экспериментов  начинается с определения педагогом текущих дидактических задач.

  • Выбирается объект исследования;
  • Подбирается оборудование;
  • Уточняется: каким будет  эксперимент – кратковремененным или долгосрочным;
  • Прогнозируется результат; (определить, для чего проводится эксперимент)
  • Закрепляется последовательность действий;
  • Совместно с детьми  вспомнить правила безопасности;
  • Проведение эксперимента;
  • Фиксация результата;

Таким образом, после  проведенной работы педагог может

определить для себя последующие планирование своей  деятельности или план работы для осуществления продолжения эксперимента. Главное отслеживать результат применения экспериментирования. Результаты могут быть таковы:

  • Повышения уровня развития любознательности, исследовательские навыки и умения детей ( видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблему, анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять факты, выдвигать гипотезы, отбирать средства, делать умозаключения и выводы).
  •  Речевое развитие ( обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • Личностные характеристики ( появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т.д.)
  • Знания детей о неживой природе.
  • Использование метода – детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Название « Экспериментирование как  метод формирования познавательного интереса у детей – дошкольников»

Литература:

1.Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах ) Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд.3-е.М., «Советская Энциклопедия»,1987.

2.Возрастная и педагогическая психология. Оренбург. Издательство ОГПУ 2004г.

3.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в  детском  саду. М., 2004.

4.Иванова А.И. Живая экология. М.,2006.

5.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3. С.4-12.

6.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

7.Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково – познавательная работа в детском саду // Методист. 2006. №8. С.60-64.

8. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002.

9. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.,2002.

10.Программа воспитания и обучения детей в детском саду / Отв.ред.М.А. Васильева. М., 2007.

11.Рыжова Н.А. экологическое образование в детском саду.-М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

12.Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С.13-16.

13. .Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. -Ростов-на-Дону,- 2003. Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении природой»

Ребенок дошкольник является сам по себе уже исследователь и проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности,  в частности – к экспериментированию....

Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с песком и водой

Выступление из опыта, тема работы Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с песком и водой.В данном опыте раскрыта актуальность педагоги...

Выступление на РМО по теме: "Экспериментирование, как средство формирования познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста".

Желание получить новые впечатления, постоянно  что-то наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем его мире, вот те черты,  которые характеризуют каждого...

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДУШАНОВОЙ Д.К. ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ"

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДУШАНОВОЙ Д.К. ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ"...

«Экспериментирование, как эффективный метод в формировании познавательных интересов у детей дошкольного возраста».

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Но среди родителей часто распространена ошибка – огранич...

Познавательный интерес дошкольников. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. В дошкольном образовании приоритетными направлениями являются психологизация образовательного процесса, учет интересов с...