Познание. "Знакомство с особенностями Бальзамина"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ларина Нина Константиновна

 

Конспект НОД по образовательной области «Познание» для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Знакомство с особенностями Бальзамина»

Программное содержание:  

Уточнить имеющиеся знания о цветке Бальзамин. Познакомить детей с особенностями Бальзамина: пьет воду, встает из любого положения, появляются капельки-слезы на листьях; закрепить навыки трудовой деятельности по уходу за растениями; побуждать у детей желание сажать и выращивать растения.

Предварительная работа:

  1. Постановка опыта «Ванька-встанька» (растение поднимается вверх из положения лежа на боку в горшке);
  2. Изготовление краски из листьев растения;
  3. Рассматривание растения в разрезе (светлый стебель и стебель из окрашенной воды);
  4. Проращивание черенков растения;
  5. Опыт «Ванька-мокрый» (ветка в колбе – появляется вода).

Материал к работе:

разновидность растений Бальзамин, горшочки с землей, керамзит, земля, черенки растения, колба, картон, тряпочки, палочки, лейки.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите на стол и скажите какие растения стоят на столе?» (комнатные)

- Правильно. Назовите, пожалуйста, их. (Бальзамин, Огонек, Ванька-Встанька, Ванька-мокрый, Недотрога)

- А почему вы думаете, что эти растения Бальзамин? (у него сочный стебель, листья заостренные, цветы пятиконечные у всех, всегда цветет)

- А почему это растение называется Ванька-Встанька? (когда мы проводили опыт с Бальзамином – клали горшок боком на окно; то увидели, что через несколько дней стебель Бальзамина поднялся к верху, как «Ванька-Встанька»; его положат спать, а он снова встает)

- Правильно, ребята. А сегодня мы еще с вами сделаем один опыт. Мы возьмем горшочек с Бальзамином, землю у него  прижмем и прикроем двумя дощечками. Как вы думаете, ребята, что произойдет? (поднимется к верху)

- Может быть и поднимется – будем наблюдать. А почему растение называют Недотрога? (стоит коснуться растения, так он потеряет листочек или цветок)

- Правильно, ребята! А почему это растение называется Ванька-мокрый? (потому что он очень много и часто любит пить воду, вот почему у него стебель сочный, как будто налит водой и его легко можно сломить)

- Ребята, а вы можете поверить, что «Огонек» плачет? (да, нет)

- Давайте проверим. Возьмем растение, обрежем стебелек и увидим на стебельке капельки воды, как будто «слезы». «Слезы» у Бальзамина появляются на листочках. Вспомните, мы проводили опыт с веточкой Бальзамина, ее помещали в сосуд и закрывали отверстие. Наблюдали, что на листочках образуются капельки – слезы. Что мы видели на листочках в солнечные дни? (кристаллики, сахаринки)

- Вы их пробовали. Какие они на вкус? Какие слезы у Бальзамина? (сладкие, как сахар)

- Ребята все растения, как и люди, живут долго. А сколько лет живет Бальзамин? (один год)

- Это очень мало. А как же продлить жизнь Бальзамину? (у Бальзамина нужно отрезать/обрезать образовавшиеся бутону и не давать ему зацветать – поэтому он будет жить долго)

- Правильно, но если вы захотите иметь цветы среди зимы, то можно оставить несколько бутонов – пусть они распустятся и сделают нам приятное. А как еще можно продлить жизнь Бальзамину? (семенами – нужно обрезать у растения черенки, поставить их в воду, а когда отдадут корни – посадить их в землю)

- Правильно. Давайте соберем детский сад из одних «Ванек», посадим черенки в горшочки с землей. Горшочки мы с вами вчера приготовили. Расскажи, Максим, как приготовили? (в дне горшочка сделали дырку, на дно положили керамзит, чтобы растение могло дышать и засыпали землей)

- Взяли горшочки и приготовили черенки. У Даши и Оли попались черенки с пророщенными корешками, а Саше, Максиму, Кириллу – непророщенные черенки. Но все они будут расти. Чтобы их посадить – сделайте в земле отверстие – опустите черенок и осторожно около стебелька прижмите землю.

Ребята выполняют, задаются вопросы:

- Саша, куда у тебя будут расти корешки? (вниз)

- Что теперь нужно сделать еще, чтобы растение росло? (полить)

- Целый детский сад у нас собрался. Как его назовем? (Недотрога, Ванька-встанька и т.д.)

- Что вы сегодня узнали о Бальзамине? (растение пьет воду, слезы у него сладкие, на листьях образуются капельки)

- Правильно. Еще из листьев и корешков можно получить желтую краску, если их прокипятить до густоты. В следующий раз мы это с вами попробуем. А сегодня мы с вами посмотрим какой уход нужен нашим растениям. Даша и Саша будут поливать. А зачем их поливать? (чтобы не погибли и лучше росли). Илюша и Сережа будут рыхлить. Для чего? (чтобы растение дышало). А остальные мальчики будут протирать листья. Для чего? (чистые, вырабатывать кислород, чтобы был свежий чистый воздух)

- Молодцы, ребята, хорошо сегодня все трудились. Растения вас тоже благодарят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balzamin.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад «СВЕТЛЯЧОК» д. Гавриловка

Тема занятия:

«Знакомство с особенностями Бальзамина»

Воспитатель:  Ларина Нина Константиновна


Конспект НОД по образовательной области «Познание» для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Знакомство с особенностями Бальзамина»

Программное содержание:        

Уточнить имеющиеся знания о цветке Бальзамин. Познакомить детей с особенностями Бальзамина: пьет воду, встает из любого положения, появляются капельки-слезы на листьях; закрепить навыки трудовой деятельности по уходу за растениями; побуждать у детей желание сажать и выращивать растения.

Предварительная работа:

  1. Постановка опыта «Ванька-встанька» (растение поднимается вверх из положения лежа на боку в горшке);
  2. Изготовление краски из листьев растения;
  3. Рассматривание растения в разрезе (светлый стебель и стебель из окрашенной воды);
  4. Проращивание черенков растения;
  5. Опыт «Ванька-мокрый» (ветка в колбе – появляется вода).

Материал к работе:

разновидность растений Бальзамин, горшочки с землей, керамзит, земля, черенки растения, колба, картон, тряпочки, палочки, лейки.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите на стол и скажите какие растения стоят на столе?» (комнатные)

- Правильно. Назовите, пожалуйста, их. (Бальзамин, Огонек, Ванька-Встанька, Ванька-мокрый, Недотрога)

- А почему вы думаете, что эти растения Бальзамин? (у него сочный стебель, листья заостренные, цветы пятиконечные у всех, всегда цветет)

- А почему это растение называется Ванька-Встанька? (когда мы проводили опыт с Бальзамином – клали горшок боком на окно; то увидели, что через несколько дней стебель Бальзамина поднялся к верху, как «Ванька-Встанька»; его положат спать, а он снова встает)

- Правильно, ребята. А сегодня мы еще с вами сделаем один опыт. Мы возьмем горшочек с Бальзамином, землю у него  прижмем и прикроем двумя дощечками. Как вы думаете, ребята, что произойдет? (поднимется к верху)

- Может быть и поднимется – будем наблюдать. А почему растение называют Недотрога? (стоит коснуться растения, так он потеряет листочек или цветок)

- Правильно, ребята! А почему это растение называется Ванька-мокрый? (потому что он очень много и часто любит пить воду, вот почему у него стебель сочный, как будто налит водой и его легко можно сломить)

- Ребята, а вы можете поверить, что «Огонек» плачет? (да, нет)

- Давайте проверим. Возьмем растение, обрежем стебелек и увидим на стебельке капельки воды, как будто «слезы». «Слезы» у Бальзамина появляются на листочках. Вспомните, мы проводили опыт с веточкой Бальзамина, ее помещали в сосуд и закрывали отверстие. Наблюдали, что на листочках образуются капельки – слезы. Что мы видели на листочках в солнечные дни? (кристаллики, сахаринки)

- Вы их пробовали. Какие они на вкус? Какие слезы у Бальзамина? (сладкие, как сахар)

- Ребята все растения, как и люди, живут долго. А сколько лет живет Бальзамин? (один год)

- Это очень мало. А как же продлить жизнь Бальзамину? (у Бальзамина нужно отрезать/обрезать образовавшиеся бутону и не давать ему зацветать – поэтому он будет жить долго)

- Правильно, но если вы захотите иметь цветы среди зимы, то можно оставить несколько бутонов – пусть они распустятся и сделают нам приятное. А как еще можно продлить жизнь Бальзамину? (семенами – нужно обрезать у растения черенки, поставить их в воду, а когда отдадут корни – посадить их в землю)

- Правильно. Давайте соберем детский сад из одних «Ванек», посадим черенки в горшочки с землей. Горшочки мы с вами вчера приготовили. Расскажи, Максим, как приготовили? (в дне горшочка сделали дырку, на дно положили керамзит, чтобы растение могло дышать и засыпали землей)

- Взяли горшочки и приготовили черенки. У Даши и Оли попались черенки с пророщенными корешками, а Саше, Максиму, Кириллу – непророщенные черенки. Но все они будут расти. Чтобы их посадить – сделайте в земле отверстие – опустите черенок и осторожно около стебелька прижмите землю.

Ребята выполняют, задаются вопросы:

- Саша, куда у тебя будут расти корешки? (вниз)

- Что теперь нужно сделать еще, чтобы растение росло? (полить)

- Целый детский сад у нас собрался. Как его назовем? (Недотрога, Ванька-встанька и т.д.)

- Что вы сегодня узнали о Бальзамине? (растение пьет воду, слезы у него сладкие, на листьях образуются капельки)

- Правильно. Еще из листьев и корешков можно получить желтую краску, если их прокипятить до густоты. В следующий раз мы это с вами попробуем. А сегодня мы с вами посмотрим какой уход нужен нашим растениям. Даша и Саша будут поливать. А зачем их поливать? (чтобы не погибли и лучше росли). Илюша и Сережа будут рыхлить. Для чего? (чтобы растение дышало). А остальные мальчики будут протирать листья. Для чего? (чистые, вырабатывать кислород, чтобы был свежий чистый воздух)

- Молодцы, ребята, хорошо сегодня все трудились. Растения вас тоже благодарят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД познание "Знакомство с русской избой"

Разработка для детей старшего возраста...

НОД образовательная область «Познание» «Знакомство с числом 10»

познакомить с образованием числа 10; учить считать в пределах 10, соотносить цифры с числом; упражнять в обратном счете; упражнять в умении составлять геометрическую фигуру из счетных палочек; развива...

Непосредственно-образовательная деятельность. Образовательная область: «Познание (знакомство с окружающим)». Тема: «Зимушка пришла - подарки принесла».

Вид деятельности: познавательная. Организация: групповая Материал: Волшебный мешочек, набор снежинок, елочка, картинки с изображением зимней одежды....

Открытое занятие по познанию "Знакомство Незнайки с Правилами Дорожного Движения"

занятие по ПДД. Проходит в игровой форме , Незнайка при помощи детей знакомится с правилами ДД....

Перспективное календарно – тематическое планирование "Познание" "Знакомство с окружающим миром"

Цель: развитие позновательных интересов и позновательных способностей детей....

Конспект НОД по познанию "Знакомство с символикой страны"

В процессе занятия дети познакомятся с  государственной символикой страны...