Конспект занятия по экологии "Лес - какой он?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Попова Мария Ярославовна

Конспект занятия по экологии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Лес – какой он?»

  Программное содержание:

Уточнять и расширять представление детей о лесе. (В лесу растет много разных деревьев, кустарников, травянистых растений, лесных ягод и грибов. В лесу живут разные животные: хищные звери (волк, лиса, медведь, рысь, куница), животные, которые питаются растениями или насекомыми (лось, заяц, белка, лесная мышь, еж, лягушка, ящерица), лесные птицы (сорока, соловей, сова, синица, дятел, клест), насекомые (муравьи, жуки, гусеницы, комары). Лес – это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор. Леса бывают разные. Смешанные – в них растут лиственные и хвойные деревья. Бывают березовые, дубовые рощи, сосновый бор, тайга. Лес по-разному выглядит в разное время года. Он всегда красив, поэтому многие художники любят рисовать лес. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах.
   

Материал: 

Репродукции картин: И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Лесные дали», «Сосновый бор»; И. С. Остроухов «Золотая осень»; И. И. Левитан «Березовая роща»; А. И. Куинджи «Березовая роща»; В. М. Васнецов «Дубы»; картины из пособий для детского сада и школы, на которых изображены лес и лесные животные на его фоне: «Медвежья берлога», «Волчья стая зимой», «Заяц на лежке», «Белки спасаются от куницы», «Лоси в зимнем лесу», «Семья волков летом», «Семья ежей», «Купание медвежат», «Семья лосей летом», «Белки с бельчатами в летнем лесу», «Медведи весной», «Белки строят гнезда», «Медведи в осеннем лесу», «Заяц в осеннем лесу», «Спячка ежа», «Белки осенью» [10 - См.: Николаева С. Н., Мешкова H.H. Картины учебно-наглядного пособия для детского сада. – 2-е изд. – М., 1990.]. Специально подготовленные тексты стихотворений знаменитых поэтов: о зиме – «Зимнее утро» А. С. Пушкина, «Зима» И. 3. Сурикова, «Мороз-воевода» Н. А. Некрасова, «Метель» И. А. Бунина, «Пороша», «Березка» С. А. Есенина; о весне – «Еще дуют холодные ветры…» А. С. Пушкина, «Весна» А. Н. Плещеева, «Вот уж снег последний в поле тает…» А. К. Толстого, «Зеленый Шум» H.A. Некрасова, «Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет…» И. А. Бунина; о лете – «Крестьянские дети» Н. А. Некрасова, «Как дымкой даль полей закрыв на полчаса…» И. А. Бунина; об осени – «Унылая пора! Очей очарованье!..» A.C. Пушкина, «Еще вчера на солнце млея…» A.A. Фета, «Осень» А. Н. Майкова, «Славная осень! Здоровый, ядреный…» H.A. Некрасова, «Зайчик» A.A. Блока, «Листопад» И. А. Бунина [11 - Из приведенного списка могут быть использованы не все стихотворения, а только некоторые – на усмотрение воспитателя.]. Игрушка старичок-лесовичок, предметные картинки с изображением хвойных и лиственных деревьев, кустарников, лесных ягод, муляжи грибов, объявление об открытии выставки.


                                    Ход занятия:

   Репродукции картин предварительно развешиваются в зале (холле), который на 2—3 дня становится картинной галереей.

Картины группируются в четыре экспозиции по сезонному признаку. Между ними висят тексты некоторых стихотворений.
   
1-я часть. Воспитатель сообщает, что на занятие пришел старичок-лесовичок, который хочет услышать, что ребята знают про лес. Лесовичок задает вопросы: кто из вас был в лесу? Что видели там? Что растет в лесу? Какие животные живут? Лесовичок слушает, хвалит детей, которые хорошо рассказывают про лес. Затем сообщает, что главные жители леса – деревья, их много, они высокие. Выставляет предметные картинки с изображением разных деревьев, просит ребят назвать их. Спрашивает, как они узнали березу, дуб, рябину, клен, ель, сосну, осину. Загадывает загадку: «Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, падет – почернеет». (Лист дерева.)
   Сообщает, что леса бывают разные: смешанные, в которых встречаются все эти деревья; хвойные темные леса (тайга); в березовых рощах растут одни березы – это светлые леса; в сосновом бору – одни сосны, там приятно пахнет смолой. В смешанном лесу под деревьями растут кустарники – бузина, лещина (орешник), лесная малина. Еще ниже на земле растут травы, маленькие ягодные кустарнички, грибы.
   Лесовичок показывает картинки с изображением кустарников, выставляет муляжи грибов. Читает детям стихи и загадки, просит найти отгадки.

     В чаще леса, вдоль тропинок
     Он стоит среди осинок.
     Шляпка есть, но нет пальто.
     Отгадайте, это кто?
                         (Подосиновик)

    Вдоль лесных дорожек
     Много белых ножек.
     В шляпках разноцветных,
     Издали заметных, собирай,
     Не мешкая, – это…
                         (Сыроежки)

     Я в красной шапочке расту
     Среди корней осиновых.
     Меня увидишь за версту
     Зовусь я…
                        (Подосиновик)

     Нет грибов дружней, чем эти.
     Знают взрослые и дети —
     На пеньках растут в лесу,
     Как веснушки на носу.
                        (Опята)
     

     Белый гриб-боровик
     Всех грибов отличнее:
     Богатырь-лесовик
     С головой коричневой.
                   (Белый гриб)

     Возле леса на опушке,
     Украшая темный бор,
     Вырос пестрый, как Петрушка,
     Ядовитый мухомор.
                    (Мухомор)

   Показывает лесные ягоды на картинках, просит назвать их. Загадывает загадки:
     На полянке у дорожки
     Красные горошины.
     Кто мимо пройдет,
     Всяк в рот к себе кладет.
                   (Земляника)

     Черненька, маленька, сладенька,
     Ребятам миленька.
                    (Черника)

   Воспитатель подводит итог: «Дети, я вижу, лесовичок доволен вашими ответами и рассказами: вы бывали в лесу и многое в нем видели. Лес – это замечательное природное богатство. Туда ходят не только за грибами и ягодами, в лес ходят отдыхать, наслаждаться тишиной, прохладой, чистым воздухом, пением птиц, лесными шорохами. Лес надо беречь и ценить, он красив во все времена года. Тот, кто чувствует красоту леса, наполняется хорошими, добрыми чувствами. У поэтов рождаются стихи; художники, очарованные красотой, пишут картины. Мы сейчас пойдем с вами в картинную галерею, которую устроили в зале. Выставка называется „Круглый год в лесу"». На ней представлены картины художников-пейзажистов, которые пишут природу, и анималистов, которые рисуют животных. Там есть картины очень известных художников: Шишкина, Левитана, Куинджи, Ватагина. Вы увидите лес в разное время года, его обитателей – животных, которые там постоянно живут».
   2-я часть. Воспитатель ведет детей и лесовичка на выставку, обращает внимание на объявление, читает его, говорит, что картины будут висеть несколько дней, дети смогут их посмотреть еще раз вместе с родителями.
   В картинной галерее тихо звучит музыка, аудиозапись пения птиц. Воспитатель показывает последовательно четыре экспозиции – лес весной, летом, осенью, завершает зимней тематикой. Подводя детей к каждой экспозиции, обращает внимание на признаки сезона, тип леса, его обитателей. Предлагает детям самим всмотреться в картины, почувствовать красоту леса, назвать животных. Обращает особое внимание на репродукции картин знаменитых художников. Возле некоторых экспозиций воспитатель читает стихотворения знаменитых поэтов, тексты которых висят рядом с картинами.
   В завершение осмотра педагог спрашивает у детей, понравилась ли им выставка картин, какая картина понравилась больше других. Спрашивает мнение лесовичка о лесных пейзажах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЗОЖ : "КАКИЕ МЫ?"

Конспект занятия по ЗОЖ тема: «Какие мы?»Программное содержание:1. Закрепить и уточнить представления детей о частях лица. Развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела, различать и...

Конспект занятия «У кого какая шубка»

Дать детям представление об одежде, которая защищает человека от холода и об «Одежде» зверей, которая помогает перенести холодную зиму, защищает и маскирует от врагов. Познакомить с характ...

Конспект занятия на тему: «Какой я и каким я хочу быть?»

Цели и задачи:Развивающие: развитие наблюдательности, зритель­ного внимания и памяти, развитие словесно-логического мышления (операций сравнения), овладение приемами творческого мышления, развитие воо...

Конспект занятия: Вот оно какое наше лето...

Автор: Шушлебина Елена Валерьевна -воспитатель МБДОУ №32 г. Воркуты.Задача: Обобщить знания детей о времени года — лето. Рассказать о Международном дне защиты детей.Занятие проходит с использованием И...

конспект занятия "У кого какой клюв"

Образовательная ситуация с приоритетом "Познавательное развитие" "У кого какой клюв" для детей 2 младшей группы...

Конспект занятия по безопасности "Какая бывает еда"

Конспект занятия по безопасности "Какая бывает еда"...

Конспект занятия «Вот я какой»

Конспект занятия 2 младшая группа.«Вот я какой»Задачи: познакомить детей с основными частями тела человека, их названиях и назначениях; прививать желание укреплять свое здоровье.Обору...