«Экологическое воспитание детей в средней группе» -проект
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Урядова Галина Александровна

 

 В  проекте  представлена модель экологического проекта, разработанного в соответствии с ФГОС. Этот проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, на формирование естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления дошкольников.  Проект выявляет и закрепляет знания детей о культурных и дикорастущих растениях, предполагает создание в группе огород на подоконнике, ведение дневника наблюдений,  активное участие родителей в реализации проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание детей в средней группе»

проект

Г.А. Урядова, воспитатель ГБОУ СОШ № 29 г.Сызрани Самарской области.

Аннотация. В своем проекте автор представил модель экологического проекта, разработанного в соответствии с ФГОС. Этот проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, на формирование естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления дошкольников. Автор своим проектом выявляет и закрепляет знания детей о культурных и дикорастущих растениях, предлагает создать в группе огород на подоконнике, вести дневник наблюдений. Автор предполагает активное участие родителей в реализации проекта.

Ключевые слова. Познавательный, творческий проект; проектная идея, принципы, актуальность, этапы реализации.

Содержание

1.Актуальность проблемы.

2.Цель

3.Задачи.

4.Принципы.

5.Предполгаемый результат

6.Этапы работы

7.Этапы реализации

8. Механизм оценки результатов

9. Список использованной литературы.

Проект: краткосрочный.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Продолжительность: 1 месяц.

Участники проекта:  дети средней  группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Возраст детей: 4-5 лет

Актуальность: дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно – исследовательской деятельности не достаточно развит.Исследовательская  поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать , изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть им воспринята. Этот проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно – исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование  умений их реализовывать, приобретение и применения детьми новых знаний в жизни.

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание  у детей  любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

  1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
  2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы, овес);
  3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
  6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений(полив, взрыхление, прополка сорняков)
  7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
  8. Воспитывать уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.
  9. Развивать познавательные и творческие способности.

Проектная идея: создать в группе детского сада  огород на подоконнике. Получить урожай зеленого лука и  проращивания семян  овса, выращенных самими дошкольниками, подготовить посадочный материал и семена овса ,кашпо, пластиковую бутылку для   реализации проекта.

Принципы:

  • Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
  • Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
  • Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
  • Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
  • Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
  • Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

Предполагаемый результат:

  1. Дети познакомятся с культурными  и дикорастущими растениями.
  2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
  3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
  4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
  5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
  6. Создание в группе огорода на подоконнике.
  7. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
  8. Активное участие родителей в реализации проекта.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление  плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-я неделя.
  2. Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта(беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-я, 3-я неделя.
  3. Заключительный : подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа   – 4-я неделя.

Этапы реализации проекта.

пп

Мероприятия

Цели

Ответст-венные

Сроки

реализа-ции

1 этап – подготовительный.

1

Родительское собрание «Участвуем в проекте  «Огород на подоконнике»

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатели

родители.

1-я неделя

2

Привлечь родителей к сбору посадочного  материала и семян.

Просвещать родителей по данной теме.

Воспитатели

1-я неделя

3

Консультация для родителей «О  луке - детям»

Дать знания родителям о пользе витаминов для укрепления здоровья детей.

Воспита-тели

1-я

неделя

4

Подбор наглядно – дидактического. пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

Воспитатели

родители.

1-я неделя

5

Семейный просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Лук»

Вызвать эмоциональный отклик от просмотра, помочь детям понять какую пользу приносит лук.

Родители

1-я неделя

2 этап – основной.

6

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях, муляжей овощей и фруктов (уточнения их форм и цвета)

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.

Воспитатели

2-я неделя

7

Чтение Ю.Тувим «Овощи»

А.Барто «Морковный сок»

Русская народная сказка «Репка»

В.Коркина «Что растет у нас на грядке?»

По средством литературы обогащать и активизировать знания об овощах и фруктах

Воспитатели

2-я неделя

8

Аппликация «Лук»

Конструирование из бумаги «Корзинка для овощей и фруктов»

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Воспитатели

2-я неделя

9

Беседа «Что такое огород?»

НОД «Витамины в овощах»

Продолжать знакомство с представителями мира растений, дать знания об их  пользе.

Воспитатели

2-я неделя

10

Практическая деятельность: посадка лука, овса.

Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

Воспитатели

2-я неделя

11

Опыт – наблюдение за ростом лука, овса.

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.

Воспитатели

3 - неделя

12

Труд в уголке природы.

Знакомство с алгоритмом по уходу за растениями.

Беседа «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений»

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий  (воды, света, тепла)

Воспитатели

3 - неделя

13

Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.

Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

Воспитатели

3-я неделя

14

Практическая деятельность: выращивание рассады (бархатцы, перец).

Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.

Воспитатели

3-я неделя

15

Дидактическая игра «Найди овощ по описанию».

Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин»

Закреплять классификацию растений по ценности для людей.

Воспитатели

3-я неделя

16

Наблюдения: «Растут ли наши растения?»

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений .

Воспитатели

3-я неделя

17

Оформление дневника наблюдений.

Зафиксировать наблюдение за растениями.

Воспитатели

3-я неделя

18

Труд в природе.

Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда.

Воспитатели

3-я неделя

19

Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».

Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.

Воспитатели

3-я неделя

20

Оформление фотоальбома «Огород на подоконнике»

Вызвать эмоциональный отклик детей на результат проделанной работы.

Воспитатели

3-я неделя

3 этап – заключительный.

21

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Воспитатели

4-я неделя

22

Анализ результативности

Воспитатели

4-я неделя

23

Итог. Сценарий развлечения «Веселый огород»

Воспитатели

4-я неделя

Механизм оценки результатов.

По  реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

  1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
  2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
  3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
  4. Дети увидели многообразие посевного материала.
  5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
  6. В группе был создан огород на окне.
  7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
  8. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
  9. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Список использованной литературы:

1.С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».

Москва «Просвещение» 2005год.

2.Г.П. Тугушева , А.Е .Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего  дошкольного возраста» Санкт – Петербург Детство – Пресс 2007 год.

3.Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей»

4. А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005год.

5.М.П. Костюченко «Исследовательская деятельность на прогулках. Экологические занятия с детьми 5 – 7 лет»

6. Подборка  журналов «Дошкольное воспитание « за 2013 год.

 7.Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание детей в средней группе»

В своем проекте я представила модель экологического проекта, разработанного в соответствии с ФГОС. Этот проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельност...

Краткосрочный проект на тему: «Экологическое воспитание детей в средней группе»

Аннотация. В своем проекте мы представили модель экологического проекта, разработанного в соответствии с ФГОС. Этот проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной исследовательской ...

Краткосрочный проект «Экологическое воспитание детей в средней группе», 2019-2020 уч.г.

Экология – это то, что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды ун...

Проект «Экологическое воспитание детей в средней группе»

Министерство образования и науки Республики БурятияМБДОУ Наушкинский детский сад        Проект «Экологическое воспитание детей в средней группе...

«Экологическое воспитание детей в средней группе» Экологический проект «Огород на подоконнике»

Содержание1.Актуальность проблемы.2.Цель3.Задачи4.Ожидаемые результаты5.Этапы работы6.Этапы реализации7. Полученные результаты8. Выводы.9. Литература.Проект: краткосрочный.Вид проекта:...

Проект «Экологическое воспитание детей в средней группе»

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.Продолжительность проекта: (долгосрочный) 1 год.Участники проекта: дети средней группы, воспитатель группы,родители воспитаннико...