Занятие на экологической тропе детского сада "Ах, картошка ты, картошка!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Занятие на экологической тропе детского сада для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание: Познакомить детей с происхождением и историей выращивания картофеля, появлением его в России.
Учить детей выращивать картофель традиционным способом (пророщенными клубнями).
Углубить знания об условиях, необходимых для роста растения, об экологических связях между неживой и живой природой; растениями и деятельностью человека.
Воспитывать интерес к опытнической работе, желание вырастить картофель из клубня.
Расширить представление о значении этого овоща в жизни человека: в питании – второй хлеб; в народной медицине.
Словарь: грядка, пророщенный клубень, глазки, лунка, полив, удобрение –
зола, рыхление, сорняки, мотыга, окучивание.
Материал и оборудование: корзина, пророщенные клубни картофеля,
лопатки, лейки, зола, иллюстрация – куст картофеля, мячик.
Предварительная работа: проращивание картофеля, вскопать землю; опыт - выделение крахмала из картофеля; заучивание пословиц и поговорок; загадки; чтение русских народных сказок: «Пых»; «Репка»; «Мужик и медведь»; «Вершки и корешки»; чтение стихотворения «Овощи» Ю. Тувима; беседа о картошке; занятия: «Овощи; «Откуда овощи в магазине»; «Магазин овощей».
Практическая работа на огороде: наблюдение, рыхление земли, уборка сорняков, полив, окучивание.
Ход занятия.
Воспитатель Дети, мы сегодня пойдем работать на огороде.
(стук в дверь, входит Буратино – ребёнок).
- Здравствуйте, дети! Вы узнали меня?
Дети – Здравствуй, Буратино!
Буратино – Я гостил у Мальвины. Она меня угощала очень вкусными порожками из чудесного овоща. Расскажите мне, пожалуйста, об этом овоще. Отгадайте загадку:
Закопали в землю в мае А придет на стол она,
И сто дней не вынимали, Скажут весело ребята:
А когда копать пошли, «Ну, рассыпчата, вкусна!».
Сразу десять вдруг нашли!
Неказиста, шишковата,
Воспитатель Что это, дети? (ответы детей)
- Буратино, пойдем с нами на огород. Мы покажем тебе, как можно вырастить этот овощ – картофель.
(Дети собираются и идут на огород вместе с Буратино.)
Воспитатель показывает детям иллюстрацию и клубень картофеля .
Было с ней чудес немало,
К нам пока она попала,
Путь был долог и далёк,
С запада и на восток.
- Это хорошо знакомая нам всем вкусная, рассыпчатая картошка. Но были времена, когда русские люди не знали вкуса этого овощного растения.
Откуда же взялась картошка в России? Это растение родом из Южной Америки . Испанские мореплаватели почти 400 лет назад привезли несколько клубней в Европу, но европейцы не сразу стали использовать картофель в пищу – не пришлась она им по вкусу, их привлекли цветы этого растения. Знатные дамы украшали цветами картофеля платья и шляпки.
А в Россию привёз картофель царь Петр1 300 лет назад. Но и русским людям
поначалу не понравился этот овощ. Крестьяне отказывались его сажать, даже бунтовали. Теперь же мы не представляем себе жизни без картошки, зовём его «вторым хлебом». В картошке есть витамины необходимые для человека ( показывает иллюстрацию). Знаете ли вы, сколько труда нужно вложить для того, чтобы картофель родился вкусным и здоровым?
Перед посадкой в землю нужно клубни прорастить, что мы с вами и сделали. Чтобы уберечь растение от болезней, мы с вами сначала выдержали эти клубни ( показать клубни) на свету. Клубень стал зеленым, появились ростки, вот они (показать). Наша картошка готова к посадке в землю. Вот и стало тепло на улице. Наступил месяц Май – травень, цветень.
Земля прогрелась, стала теплой. Май – последний месяц весны, самый зеленый месяц в году, месяц цветов - роцовоцвет.
- Какие вы знаете пословицы о мае?
Дети: «Май, май, сколько хочешь, гуляй».
«Весенний день целый год кормит».
«Пришел май – только успевай , да не зевай».
Воспитатель – Кто может объяснить смысл этих пословиц?
Дети - Солнышко пригревает и пробуждает землю, а наша земля кормилица:
« Весь свет поит, кормит, сама есть не просит».
Воспитатель – Знаете ли вы дети, что нужно сделать, чтобы уродился хороший урожай. Народная мудрость гласит: главное – во время посадить картофель. Всякое семя - знает своё время. В народе говорят, цветет черёмуха - лучшее время посадки картофеля.
Сегодня мы с вами, дети и с Буратино будем сажать клубни картофеля.
Картошку будем сажать в бороздку. (Дети стоят с двух сторон борозды).
Для роста крупного, здорового картофеля нужна зола – это удобрение.
(Воспитатель показывает, как сделать лунку, насыпать золы и посадить клубень картофеля.) Дети сажают клубни картофеля.
Воспитатель читает стихотворение:
Из ведерка – прыг! – на грядку,
Все по делу, по порядку.
Ты, картошечка-картошка,
Посиди в земле немножко,
Только там не засыпай,
А быстрее прорастай!
И расти на радость нам,
Не по дням, а по часам.
Мы тебя за тем сажаем,
Чтоб вернулась урожаем!
( П.Межиныш)
-Вот мы и посадили клубни картофеля.
- А кто еще, кроме человека, поможет расти картофелю?( ответы детей)
Ребенок читает: Дождик, лей, лей, лей.
Крупных капель не жалей,
Помоги немножко
Вырастить картошку!
Воспитатель – Почва кормит растение, в земле клубень растет, пускает корни. А нашей картошке нужен воздух? (ответы детей).
- А как воздух может попасть в землю? ( ответы детей).
Да, дети, нужно картошку рыхлить и окучивать.
Ребенок читает: Ожидая урожая –
Не ленись, пораньше встань!
Если ты запустишь грядки,
Не прополешь, не польешь –
Ни одной картошки сладкой
Под кустом ты не найдешь.
Воспитатель – Урожай картошки будем собирать в сентябре. Мы будем
Наблюдать за нашей картошкой, полоть, поливать, рыхлить землю и окучивать появившийся куст картофельный.
- Дети, скажите, какие еще овощи выращивают на огороде? (ответы детей).
- Зачем выращивают овощи?(ответы детей).
- Какие овощи можно есть сырыми? (ответы детей).
- Можно есть картофель сырым? – нет.
- Что можно приготовить из сырого картофеля?
Дети - Картофельный сок, крахмал.
Воспитатель - Для чего нужен крахмал? (ответы детей)
- Какие блюда можно приготовить из картофеля? (ответы детей).
- Какое ваше самое любимое блюдо из картофеля? (ответы детей)
Ребёнок читает: Знают о картошке все на свете
Богачи и те, кто не богат.
Всяк её по своему готовит.
Варит кто, кто жарит, кто печет,
Но едят её повсюду,
И повсюду ей за это слава и почёт.
Воспитатель – Дети, вы знаете, что есть овощи, которые растут в земле и над землей.
Дидактическая игра «Вершки и корешки». (с мячом)
Воспитатель – Молодцы, хорошо вы знаете овощи.
- Ребята, издавна известны и целебные свойства картофеля.
- Дети, вас лечили когда – нибудь картошкой?
- Как? При каких болезнях?( ответы детей).
Воспитатель – Да, дети, картошкой можно лечиться. Кашица из протертого сырого картофеля прикладывается при ожогах. При простуде рекомендуется вдыхать горячий пар от сваренного картофеля. Если болит желудок, то пьют картофельный сок.
Буратино – Ой, как много интересного я узнал о простой картошке.
Пойду к Мальвине и всё ей расскажу.
Ах, картошка ты, картошка.
Кормишь ты честной народ,
Если есть картошка в доме –
Будешь сытым круглый год!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по разработке элемента экологической тропинки детского сада «Метеоплощадка».
Этот элемент экологической тропинки детского сада является моей авторской работой и разработан в ходе выполнения аттестационной работы на тему "Создание предметно-развивающей среды для познавательной ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/05/picture-106166.jpg)
Экскурсия по экологической тропе детского сада
Экскурсия по экологической тропе детского сада Цель: Воспитание природоохранительных знаний, умений, любви к природе,...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/26/picture-126592-1351262378.jpg)
Проект: Экологическая тропинка детского сада
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается к...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/02/picture-245370-1591103423.jpg)
Экскурсии по экологической тропинке детского сада /средняя группа/ «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ» (обобщающая беседа об осени как времени года)
способствовать развитию и обобщению представлений о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/18/picture-421158-1395145533.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАКЕТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ ДЕТСКОГО САДА В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Экологическому образованию детей и взрослых на современном этапе уделяется серьезное внимание, т.к. общество все больше осознает зависимость состояния среды своего обитания от уровня образования.Научн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/23/picture-835952-1477227843.jpg)
Экологическая тропа детского сада как средство экологического воспитания дошкольников
Представлен опыт организации экологической тропы на территории ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/23/picture-1000553-1516712671.jpg)
Социально - экологический проект "Экологическая тропинка детского сада" (предварительная работа).
Предварительная работа по социально - экологическому проекту "Экологическая тропинка детского сада"....