Творческий отчет "Наблюдение и экспериментирование в природе, как основа формирования экологического сознания дошкольников"
статья по окружающему миру на тему

Старикова Надежда Николаевна

материал включает : Наблюдение, как результат осмысленного восприятия. Поиск оптимальных форм и приемов включения детей в наблюдения.  Уссловия организации детского экспериментирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18» комбинированного вида

Н.Н. Старикова

Наблюдение

 и экспериментирование в природе,

 как основа формирования

экологического сознания

дошкольника

        

Творческий отчет

Содержание

1. Введение……………………………………………………        3

2.Наблюдение, как результат осмысленного восприятия….        4

3.Поиск оптимальных форм и приемов включения детей

 в наблюдения……………………………………………………        5

4.Каждый ребенок-маленький исследователь………………        7

5.Условия для организации детского экспериментирования…  1О

6.        Заключение………………………………………………        14

7.        Литература………………………………………………        16

     

 В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты.

Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического воспитания населения.

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой, это и есть познание ребенком всего живого. Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Ребенок узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно при наличии внешних условий - среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всеми необходимыми условиями для их жизни.

Большое значение в развитии экологической культуры имеют такие формы и методы работы, в которых дети получают возможность непосредственного контакта и с животными, и с растениями. В них они не только получают экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К ним можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.

 Цель моей работы:

выбор оптимальных форм и приемов включения детей в процесс наблюдений и экспериментирования.

Задачи:

  • Изучить источники методической литературы по        экологическому воспитанию.
  • Определить формы проведения наблюдений и экспериментирования, их структуру, продолжительность.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как наблюдения и экспериментирование наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.

Психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение, как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдений - что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Большое значение методу" наблюдения придавали такие ученые, как Е.И, Тихеева, П.Г. Саморукова, С А. Веретенникова.

       Наблюдение - это специально организованное воспитателем в группе, целенаправленное, более и менее длительное н планомерное активное восприятие детьми объектов природы.

     Изучив источники методической литературы по экологическому воспитанию дошкольников, опыт работ педагогов других детских

садов пришла к выводу, что от организации и методических приемов, которые использую в работе, зависят усвоение детьми содержание наблюдений, развитие интереса к ним и желание добровольно в них участвовать.

     Теперь определила для проведения наблюдений важные моменты.

Это — наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

Определила организационно-методическую форму проведения наблюдений:

•        Циклическая   организация   наблюдений.   Распределение  всего

объема знаний на "порции", что обеспечивает постепенное и более

надежное их усвоение; многоразовое (но с разным содержанием)

обращение к одному и тому, же объекту в течение длительного времени.

•        Пространственная организация наблюдений. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Воспитатель не просто рассказывает об объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети.

•        Продолжительность наблюдений. Восприятие,  рассматривание

объектов природы и явлений должны быть непродолжительными.

Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном

эмоциональном состоянии, без умственного утомления.

•        Структура наблюдения. Три структурных компонента - начало,

основная часть, конец. Начало - собрать и сконцентрировать

внимание детей (приемы, используемые воспитателем — словесные и действенные,   вызывающие  легкие  положительные   эмоции).   Основная часть - использование приемов, обеспечивающих детьми самостоятельно полученной сенсорной информации.

Подготовка включает следующие моменты:        

•        Содержание наблюдения и организация.

•        Время и место проведения наблюдения.

•        Количество детей, которые участвуют в нем одновременно.

•        Методические приемы, которые целесообразно использовать

        вначале, в основной части и в конце наблюдения.

Составила перспективный план наблюдений, он состоит:

1.        Тема наблюдения.

2.        Цель наблюдения.

3.        Вопросы и описание.

4.        Художественное слово или эксперимент.

5.        Труд в природе.

Чем удобен перспективный план? В нем просматривается последовательность, цикличность наблюдений, последовательное решение задач.

Приведу пример последовательного решения задач:

1.        продолжать знакомить детей с песком, его свойствами;

2.        учить детей практически выявлять свойства сухого и мокрого

         песка;

3.   обратить внимание детей на то, что камни разного цвета,                            сравнить с песком;

4.   учить детей сравнивать два природных компонента: глину и     песок;

5.     продолжать учить детей различать и называть словами свойства       песка;

6.     выяснить роль песка в жизни человека.

Таким образом, я отметила, что старшие дошкольники под руково-дством взрослого овладевают не только фактами, но и достаточно сложными закономерностями, лежащими в основе природных явлений в том случае, если перед детьми поставлены интересные и понятные задачи, и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать. В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще одни метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования. Главное достоинство метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему экспериментирование наиболее близкое и естественное для ребенка-дошкольника. Таким образом, поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей. Известно, что уже в раннем младенчестве, видя яркий предмет, слыша мелодию, пение, громкую речь, ребенок начинает проявлять интерес к окружающему миру. Так проявляется начальная ориентировочная активность, которая является физиологической основой познавательного развития ребенка. В ранние годы она проявляется в любопытстве ко всему, что малыш видит перед собой. Если в раннем младенчестве, кроха отличается безудержным любопытством и "откликается" в основном на внешние эффекты, такие как яркость цвета, необычность формы, новизна деталей, оригинальность и сила звука, то на 3-ем году ребенка увлекают скрытые свойства предметов. При этом важно отметить, что скрытые свойства он обнаруживает уже целенаправленными исследовательскими действиями: поглаживанием, постукиванием, прикладыванием к уху и т.д. Малыш, как бы изучает предмет, обнаруживая  свойства этой конструкции. Чем больше сюрпризов преподносит ему исследовательская деятельность, тем интереснее для него сама ситуация.        Стремление к исследованиям также формирует такое замечательное качество как любознательность. Мир будит в малыше азарт первооткрывателя. Ему хочется испытать все самому (а что будет?), удивиться неизведанному, познать новое в знакомом. Так начинается экспериментирование. Поисковые ситуации подводят детей к экспериментированию, т.е. той деятельности, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственном опыте и наблюдениях. В быту многие родители поисковые, исследовательские действия ребенка, как правило, принимают за шалость, удивляясь все новым и новым, проказам. Действительно, зачем ребенок порвал обои, вылил после рисования краску в таз с бельем, вытащил из ботинок шнурки и т.п. Следует отметить, что некоторые дети отличаются особой  активностью в действиях экспериментирования. Можно сказать, что они неудержимые проказники - Томы Сойеры... И, все же это не

хулиганство, а бесконтрольное детское экспериментирование. Ученые, изучающие познавательную активность маленького ребенка, отмечают, что уже на 3-ем году жизни в поведении малыша можно видеть элементы экспериментирования. Выделяется два основных вида ориентировочно-исследовательской, поисковой деятельности:

-экспериментирование, исходящее от самого малыша и не побуждаемое взрослым;

- экспериментирование, которое выделяет существенные элементы новизны и организуется взрослым. Последнее формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. И, это уже не всеядное любопытство на основе безусловного ориентировочного рефлекса. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым. Совершенно недопустимо ради познавательного интереса загубить деревце, попытаться оторвать коту хвост, налить воду в дедушкины ботинки. Любознательность должна сочетаться с благородством поступка, формировать у ребенка эстетические и нравственные чувства.

При проведении экспериментирования нужно учитывать личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, который основывается на признании права каждого из участников экспериментального процесса быть личностью, умеющей воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей, правом на формирование собственного уникального отношения к себе и другим людям. Детское экспериментирование свободно от обязательности. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраниться ощущение внутренней свободы. Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением. Не стоит прерывать его занятие только потому, что истекло, время, отведенное на эксперимент по плану, В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока. Исключение составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред животным или растениям. В процессе экспериментирования нужно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам. Во время работы дети не могут молчать, они проговаривают свои действия вслух. Потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является потребностью любого творчески работающего человека независимо от возраста. Лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом.

При проведении экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Не все дети склонны к экспериментированию, у одних экспериментирование выражено очень сильно, у других почти отсутствует. Имеет смысл позволять интересующимся экспериментировать чаще, в то же время не стоит неволить тех, у кого особых, склонностей к исследовательской работе нет. Они могут в это время заниматься любимым интересным для них делом…  В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира.Детям нравятся занятия, на которых они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети-с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома. При этом у детей формируются умения  выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения и проверять их, делать выводы в соответствии с результатами проверки, применять выводы к новым данным и делать обобщения.

Педагогическая практика показывает, что элементарное  экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики; пробуют делать пену, превращать снег в воду, а воду в разные цветные льдинки; надувают мыльне пузыри. В среднем дошкольном возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, переносить усвоенное в новые условия, проявлять самостоятельную творческую активность. При этом формируется готовность самостоятельно решать задачи, связанные с освоением содержания образования и способов их получения.

Таким образом, организация экспериментирования может стать одним из средств развития исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. В процессе детского экспериментирования дети учатся: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель,

решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.

Создавая благоприятные условия для исследовательской  деятельности, оборудовала в группе уголок детского экспериментирования: совместно с детьми, подобрали природный и бросовый материал, оборудование, а также приборы - помощники

(микроскопы, увеличительные стекла, весы, магниты, часы и пр.)

При выборе тем для экспериментирования соблюдала следующие правила:

•        Тема должна быть интересная ребенку, должна увлекать его.

•        Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести                   реальную пользу участникам исследования.

•        Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном   случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность не стандартно    смотреть па   традиционные предметы и явления.

•        Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Задачи, которые стараюсь решать на занятиях по экспериментированию:

•        Воспитывать познавательную активность ребенка, желание

узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.

•        Переводить действия игрового экспериментирования в полезное

русло, формируя бережное отношение к окружающему.

•        Воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое.

•        Формировать представления детей о некоторых свойствах предметов, вещей, явлений природы.

Работу начала со знакомства детей с лабораторией, ее хозяйкой -Знайкой, с оборудованием, вместе с детьми сформулировали правила

поведения в лаборатории. В гости в лабораторию к ребятам приходят разные герои: Незнайка, Почемучка, вместе с детьми они принимают участие в опытах, которые проводятся в игровой форме. Дети учатся узнавать предметы из разных материалов, знакомятся со свойствами и качеством материала практическим путем, фиксируют результат в дневниках наблюдений и аргументируют свои суждения. После таких игр у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежат познавательные мотивы, детей интересует все: и как выглядит микроб, из чего состоят предметы, отчего бывает ветер, и многое другое. Я не всегда тороплюсь дать детям готовый ответ, а стараюсь, чтобы дети нашли его самостоятельно, т,к, в ходе поиска дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель - наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Большую радость, удивление, восторг дети испытывают от своих

маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В ходе такой работы дети лучше и быстрее умеют находить выход из создавшихся трудных

 ситуаций, легче справляются с возникающими проблемами. Метод экспериментирования позволяет: достаточно четко прослеживать момент самореализации ребенка (получение новых знаний об объекте, наглядных результатов своей деятельности). Дает возможность внедрять его во все виды деятельности детей, начиная с игровой; развивать психические процессы ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический опыт "Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников"

Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников.Актуальность и перспективность опыта.В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспита...

Экспериментирование и его использование для формирования экологического сознания детей старшего дошкольного возраста

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечив...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Консультация для воспитателей "Экологические акции в ДОО как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников"

Консультация для воспитатей"Экологические акции в ДОО как активния форма работы по формированию экологического экологического сознания дошкольников"...

Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников

Одна из основных задач дошкольного воспитания — формирование основ экологической культуры. Экологическое воспитание — это формирование осознанного бережного отношения к прир...