методы педагогического руководства работой по ознакомлению дошкольников с животным миром
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Абросичкина Наталья Алексеевна

таблица

Скачать:


Предварительный просмотр:

. Методы педагогического руководства работой по ознакомлению дошкольников с животным миром.

Методы и методы обучения дошкольников мы рассматриваем, как способы  работы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний,  умений, навыков, а также развитие их познавательных способностей. В процессе экологического воспитания и образования для достижения оптимального воспитательно-образовательного результата использовали  разнообразные методы.

       

 Для формирования у дошкольников полноценных представлений о диких животных были использованы наглядные методы,  и в первую очередь метод наблюдения, как целенаправленное планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Наблюдения организовывали на занятиях и экскурсиях в зоопарк, на прогулках, в уголке природы и т.д. В зависимости от поставленной задачи, организовывали наблюдение как со всеми детьми, так и с отдельными группами детей, а также и индивидуально.

Подобные наблюдения помогали детям определить условия обитания животных и их отдельные важнейшие свойства. Ребята могли заметить некоторые  существенные особенности строения животного и самое главное – увидеть, как эти особенности проявляются в природных условиях. Не менее важна организация  наблюдений за дикими животными, живущими в уголках природы детских садов. При этом создавались условия для животных, максимально приближающиеся к естественным.

Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно было непродолжительно. Педагогическое общение с детьми принимало познавательную окраску: мы задавали чёткие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивали их ответы, доброжелательно реагируя, на каждое сообщение. И самое главное – хвалили за правильные ответы, похвалой стимулируя дальнейший поиск информации. В начале похвала вселяла уверенность в ребёнке, в середине – это похвала – поддержка, в конце – главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребёнок. Циклы наблюдений сопровождали познавательным общением с детьми, развивали в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формировали отчётливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях животных и их связи со средой обитания.

Опосредованное наблюдение – восприятие, какого-либо объекта через его художественное изображение: игрушку или картинку – использовали в случаях, когда реальные объекты живой природы недоступны для непосредственного наблюдения из соображений безопасности или из-за того, что занятия проводится в помещении детского сада, а не в зоопарке (например, с дикими зверями, с фауной других географических регионов и т.п.)

Использование методов рассматривания картин и видеоматериалов помогало уточнять и конкретизировать представления, систематизировать и обобщать знания, формировать эстетическое восприятие у детей.

Основа словарной работы при рассматривании картины была иная, чем при непосредственном наблюдении. Если в раннем возрасте детей учили сравнивать реальный объект и его изображение на картинке при одновременном предъявлении и картинки и реального объекта, то дошкольников учили узнавать объект на картине, т. е. сравнивать изображение с известным им животным. Чтобы рассмотреть, назвать картинку, дети вспоминали и ранее увиденный объект, и ранее воспринятое слово. Таким образом, развивали пространственное воображение – наиболее сложный для ребёнка процесс.

Обучая детей воспринимать эмоциональный смысл и контекст картины, как художественного произведения, мы постепенно вели их от стихийного рассматривания к последовательному наблюдению, выделению существенного. Таким образом, мы выявляли основное содержание, определяли  отношение детей к изображённому объекту, активизировали при этом определённую группу слов. Неоценимую помощь оказывают картины (иллюстрации, репродукции) художников – анималистов Е. Чарушина, В. Сутеева, В. Ватагина. Их глубокие знания и проникнутые любовью к зверям, легко и непосредственно воспринимаются дошкольниками. С этой целью просматривали  с детьми  следующие диафильмы: «Кто как зимует», «Попробуй поймай», «Зайкин год» Г. Скребицкого,  «Как  Муравьишка  домой спешил», «Лесные  домишки» В. Бианки.

Широко применяли игровые методы. Использовали как дидактические, так и подвижные, творческие игры. В дидактических играх дети уточняли, закрепляли, расширяли имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных, взаимосвязи человека и окружающего мира. Организовывали подвижные игры, связанные с подражанием повадкам животных, их образу жизни, формирующие  бережное отношение детей к окружающему миру. В творческих играх дети отражали впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, осваивали знания о труде взрослых в природе и, связанных с этим трудом, правилах безопасности, экологической чистоты.

В процессе труда в природе у детей формировалось бережное, заботливое отношение к природе, к  животным. У дошкольников формировался устойчивый интерес к труду, трудолюбие, развивалась наблюдательность. В процессе труда дети получали представления об объектах труда, сезонных изменениях   в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и об их сезонных изменениях.

Формирование обобщённых  представлений происходит при пользовании словесных методов работы с детьми: рассказы воспитателя, беседы, чтение художественных произведений.

Рассказ строили с учетом опыта и интереса дошкольников. В этом мы рассматривали этом преимущество перед чтением художественной литературы. Знания, сообщаемые в рассказе, отвечали требованиям достоверности, научности. Соблюдали обязательное требование к рассказу воспитателя – яркость, образность и конкретность языка. С помощью рассказов о различных представителях животного мира мы расширяли знания детей, дополняли наблюдения  и знакомили с объектами, недоступными для наблюдения, часто дополняли высказывания детей, показ картинок.

Беседы стимулировали детей к сопоставлению фактов, установлению причинно – следственных связей. Организовывали предварительные и итоговые беседы. Предварительную использовали перед наблюдением, экскурсией с целью активизации имеющихся у детей знаний, уточнения опыта детей, установления связи предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями, приобретения новых знаний и создания мотивации предстоящей деятельности. Такие беседы входили, как элемент почти во все занятия, экскурсии, игры, т. е. во все виды деятельности.  Итоговая беседа была направлена на систематизацию и обобщение полученных в процессе наблюдения или трудовой деятельности фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Итоговые беседы включали уточнение и обобщение знаний детей, полученных в процессе наблюдения или трудовой деятельности. Вопросы, задаваемые воспитателем в процессе итоговой беседы оживляли в памяти детей полученные представления.

Беседу осуществляли в строго определенной последовательности:

вопрос   →   ответ   →   вывод

– это алгоритм формирования обобщённого знания. Обобщённые занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей – умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Большую помощь в закреплении конкретных представлений детей о жизни диких животных и их  приспособленности к определённым природным условиям оказывала детская художественная литература. Особенность природоведческой книги в том, что она, будучи научной по своему содержанию, является видом искусства. Основоположники советской детской природоведческой книги – В.В. Бианки и М.М. Пришвин. Детская природоведческая литература полезна в работе воспитателя во всех возрастных группах. Это рассказы: В. Бианки  «Заяц, Косач, Медведь  и Дед  Мороз», «Первая  охота», «Заботливые родители», «Лесные домишки» и т. д.; Е. Чарушина  «Лесной котёнок», «Цапля»;  Н. Никольского «В беличьей кладовой»,  «Лисий телефон» и другие, Л. Толстого «Зайцы»;  Ю. Дмитриевой «Рассказы моей полянки» и другие.

Чтение  художественных произведений сочетали с непосредственным и опосредованным наблюдением. Художественные произведения способствовали более яркому восприятию, вызывали у детей больший интерес к наблюдению. Благодаря художественным произведениям (сказки, стихотворения, рассказы) дети получали важную информацию о животном мире.

Благодаря художественному описанию животных и птиц, некоторых насекомых, недоступных для непосредственного наблюдения, мы создавали новый образ, помогающий найти в природе описываемый объект. Способствовали тому, чтобы дети воспринимали природу  не только созерцательно, но и действенно, опираясь на собственный опыт: всё увиденное стремились потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех  сторон и по-своему его охарактеризовать. Эстетическое  восприятие природы вызывало у детей чувство бережного, заботливого отношения к животным, они получали первые навыки в охране природы, сведения об экологии.

  С помощью поэтического описания объектов живой природы помогали детям осмыслить свои непосредственные жизненные наблюдения. Чем больше они накапливали знаний о фауне родного края, тем богаче, ярче становились его воображение, умение представить обитателей других климатических и природных зон. В результате многократных повторений образов они  начинали представлять и понимать те признаки животных, которые раньше ими не воспринимались. Заучивая стихи, слушая рассказы и сказки, знакомясь с народной мудростью (пословицами, поговорками, загадками, приметами и т.д.) дети запоминали быстрее названия животных, их отличительные признаки, повадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в разных группах детского сада.

Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературойв разных группах детского сада....

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ.

Материал раскрывает содержание работы по ознакомлению дошкольников с миром животных нашей планеты....

Ознакомление дошкольников с животным миром Кольского Заполярья

Конспекты занятий по Ознакомлению дошкольников с животным миром Кольского Заполярья...

Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в разных группах детского сада....

Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях....

Применение игровой технологии при ознакомлении дошкольников с животным миром (из опыта работы).

Статья раскрывает опыт работы по применению игровых технологий при ознакомлении с животным миром с детьми дошкольного возраста....