СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ.
методическая разработка по окружающему миру на тему

Голобородько Лариса Валерьевна

Материал раскрывает содержание работы по ознакомлению дошкольников с миром животных нашей планеты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ.

Современное общество всегда нуждается в человеке деятельном, который активно мыслит, имеет обширный запас знаний об окружающем, умеет эти знания применять в своей жизни. Знаменитые психологи и педагоги неизменно подчеркивали  необходимость раннего развития и воспитания подрастающего поколения. Познание родной природы является источником первых знаний. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного воспитания.

     В настоящее время одним из приоритетных направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольных учреждений является познавательное развитие детей, что предполагает развитие познавательно-исследовательской деятельности. Цель и главные задачи её: развитие познавательных интересов, расширение опыта ориентировки в окружающем мире,  развитие любознательности и познавательной мотивации и др. Решение этих задач стимулирует нас, педагогов, на создание условий для успешного освоения детьми знаний об окружающем мире.

     С этой целью мною разработана программа дополнительного образования «Ребятам о зверятах», которая направлена на расширение знаний детей о многообразии животного мира, развитие интереса к изучению жизни животных.

     В многогранном мире живой природы особое место отведено животным. Они составляют лишь часть от всего живого на земле, но их роль огромна. «Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины». Первые элементарные представления о живых организмах, ребёнок получает в детстве. Побуждение  у детей интереса и любви к животным необходимо, так как:

- дети учатся познавать объекты природы,

- расширяется запас знаний и представлений о животных;

- происходит развитие мыслительной деятельности, речевой активности;

- дети испытывают активное желание узнавать новое, неизвестное;

- эмоциональное отношение к природе перерастает в эстетические чувства,

- возникает осознанность необходимости охранять животных, заботиться о них.

     Цель программы: создание условий для формирования ценностного отношения к животному миру, развития познавательной активности в процессе ознакомления с объектами  животного мира.

     Задачи программы:

- Формирование у детей системы знаний о представителях  животного мира нашей планеты; внешнем виде, питании, повадках, среде обитания, способах защиты, приспособленности к условиям жизни.

- Развитие мыслительной деятельности, желание познавать, обследовать; формирование потребности узнавать новое.

- Воспитание эстетического и гуманного отношения к живым объектам.

     Программа рассчитана на три года.

     1-й год обучения (4-5 лет) «Животные леса. Сравнение их с домашними животными».

     Содержанием работы 1-го года обучения является: совершенствование знаний дошкольников о домашних и диких животных, уточнение представлений о внешнем виде, повадках, образе жизни диких животных леса (лисе, волке, медведе, еже, белке), их среде обитания, способах защиты, приспособленности к среде обитания;  сравнение домашних и диких животных (свинья – кабан, собака – волк, кролик – заяц). Также дети закрепляют  знания о жизни обителей леса в зимний период; уточняют и сравнивают представления о жилищах домашних и лесных животных; систематизируют знания о детёнышах и особенностях поведения взрослых животных по отношению к ним. В процессе знакомства с дикими животными леса у детей формируется понятие «хищник - травоядный».

     2-й год обучения (5-6 лет) «Животные природных зон России».

     В течение 2-го года обучения дети знакомятся с картой  России, с её природными зонами. Знакомство с представителями животного мира начинается с северных районов нашей страны  (белый медведь, морж, тюлень, северный  олень);  продолжается с обитателями тундры (песец, заяц-беляк, лемминг, полярный волк, овцебык),  леса, степи (суслик, тушканчик, заяц-русак, корсак, степной волк, манул) и пустыни (верблюд, джейран, сайгак, варан, каракал). Ребята получают знания о представителях фауны природных зон  России, сравнивают внешний вид животных севера и леса (белый и бурый медведи, песец и лиса, северный и лесной олени), степных и пустынных обитателей. Так дети совершенствуют знания о многообразии животного мира нашей необъятной России. В завершение 2-го года обучения дети знакомятся с Красной книгой, с назначением  заповедников, с профессиями  егеря и лесника.

     3-й год обучения (6-7 лет) «Животный мир других стран».

     Содержанием работы 3-го года обучения становится  ознакомление дошкольников с яркими  представителями фауны материков Африки (слон, лев, носорог, жираф, антилопа), Австралии (кенгуру, коала, ехидна, вомбат, утконос), Северной и Южной Америки (медведь гризли, бизон, скунс, койот, аллигатор). Дети совершенствуют знания о внешнем виде животных, их среде обитания и приспособленности к ней. У ребят по мере знакомства с животными других стран есть возможность сравнить их с животными нашей страны (ёж и дикобраз, медведь бурый и медведь гризли, и т.д.). Таким образом, у детей формируется представления о многообразной фауне нашей планеты.

     Методы и формы работы с детьми довольны разнообразны. Это и наглядные, и словесные, и практические методы. В числе наглядных методов я использую: рассматривание картин, иллюстраций с изображением животных, пейзажей их среды обитания. К словесным методам могу отнести: беседы, чтение художественной литературы. Практические методы:  игровые задания, дидактические игры, изобразительная деятельность. В ходе реализации программы использую игровые технологии (подвижные, словесные, дидактические игры природоведческого характера; игры – викторины; использование игровых ситуаций), технологию проблемного обучения

( проблемные ситуации, вопросы), ИКТ (показ мультимедийных презентаций, видеофильмов о жизни животных, прослушивание аудиозаписей со звуками природы).

     Итогами  реализации данной программы являются следующие результаты: у детей возник устойчивый интерес с представителям животного мира; расширился уровень знаний о животных и их среде обитания; сформировалось умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Самое важное, что дети начали относиться к животным как к ценным объектам природы; научились видеть их необходимость на нашей планете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с животным миром Кольского Заполярья

Конспекты занятий по Ознакомлению дошкольников с животным миром Кольского Заполярья...

Применение игровой технологии при ознакомлении дошкольников с животным миром (из опыта работы).

Статья раскрывает опыт работы по применению игровых технологий при ознакомлении с животным миром с детьми дошкольного возраста....