формы организации работы по ознакомлению дошкольников с животным миром
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Абросичкина Наталья Алексеевна

таблица

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы организации работы по ознакомлению дошкольников с животным миром.

        

Занятия. Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. При организации занятий мы расширяли и усложняли содержание обучения, осуществляли интеграцию разных видов деятельности, привносили игру в процесс обучения, использовали нетрадиционные формы организации детей. Переходили от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.

Простраивали системы - циклы постепенно усложняющихся занятий, органически связанных с мероприятиями повседневной жизни, как оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.

Организовывали различные виды занятий по развитию экологических представлений.

  • Занятия первично - ознакомительного  типа, на которых мы передавали детям значительную долю первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы. Чаще всего эти занятия посвящали ознакомлению детей с теми видами животных и условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.

На  занятиях этого типа дети знакомились с внешним видом животных, учились  их распознавать, узнали о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.

Главным компонентом таких занятий использовали демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Обучение детей на таких занятиях осуществляли через применение таких методов, как рассматривание картин и беседа. Нередко их компонентами становились также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя. Во  всех вариантах занятий этого типа первостепенное значение отводили словесному методу экологического воспитания - от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности), зависит успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью, зависит понимание связи событий, связи объектов. Продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятий, обеспечивает успешный результат обучения.    

  • Занятия углубленно – познавательного типа, содержание которых  было

направлено на выявление и показ детям связи между животными и внешней средой,  в которой они нуждаются. Тематика таких занятий определялась рядом конкретных зависимостей, которые доступны пониманию и усвоению дошкольниками. Это занятия по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов. Такие занятия активно способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучались умению устанавливать причинно – следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Всё это обеспечивало  интенсивное развитие мышления дошкольника.

  • Занятия обобщающего типа, целью которых было  выделение ряда

 значимых  признаков( существенных характерных) для группы знакомых

объектов и формирование на их основе обобщенного представления, которые строились на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. К ним мы отнесли знания о многообразии животного мира, закономерных особенностях их роста и развития, сезонных явлениях в природе.

  • Занятия комплексного типа, которые в рамках одной темы решают разные

задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности.

Экологическое воспитание дошкольников активно проводили и в повседневной жизни. Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение придавали утренним часам до завтрака, когда дети приходили из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы. Активно использовали промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника, прогулку на участке, которая они особенно важна для общения детей с природой ближайшего окружения.

 Ежедневные прогулки. На участке детского сада организовывали ежедневные наблюдения за внешними отличительными признаками, сезонными изменениями в жизни животного мира. Организовывали выходы на природу в ближайшее окружение, совершали непродолжительные прогулки. Систематические мероприятия способствовали  развитию наблюдательности и эмоциональности у детей.

Уголок живой природы. Бережный, заботливый уход за обитателями уголка способствовал формированию у детей трудовых навыков, прививал им доброту, чувство справедливости и ответственности за порученное дело.

  • Ежедневный уход за обитателями уголка природы проводили с детьми на протяжении всего учебного года. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений и животных – это важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы вовлекали детей в совместную деятельность, которая приобретала, в зависимости от цели разную форму и организацию.

Организовывая педагогическое общение с детьми, учили их умению видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, определить, чего ему не хватает в данный момент, практически  выполнять трудовые действия. Общение с детьми сводили к доброжелательному пояснению, чёткому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затруднялся.  И обязательно находили возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия. Такое педагогическое общение в совместной деятельности по созданию условий для обитателей уголка природы очень быстро повышает экологическую воспитанность детей.

Уроки доброты мы проводили индивидуально или с подгруппой детей в минуты их обращения к миру природы с целью  развития интереса к природе, формирования положительного эмоционального отношения к ней, желания беречь её и заботится о ней, воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Тематика таких уроков: «Что значит быть добрым», «Когда я был добрым по отношению к природе», «Кто может считаться заботливым», «Гармония красок», «Гармония звуков» и т. д.

Экологическая тропа. Совершая путешествие  по экологической тропе, организованной на территории детского сада, близлежащего леса и парка, вместе с детьми наблюдали объекты живой природы (белок, муравейники, норы кротов и др.).

   Экологический кружок, занятия в котором дали возможность глубже познать природу и дать детям знания, превышающие требования реализуемой программы.

 Организовывали экологические праздники, цель которых – в игровой, ненавязчивой форме давать детям представления о нормах и правилах поведения в природе, закрепление знаний об объектах живой природы, формирование у дошкольников бережного отношения к окружающему миру.

  Экологические игры. Большое значение в экологическом образовании дошкольников отводили дидактическим играм, например «Кто где живет?», «Живое – неживое», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении  животных к среде обитания), «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе), «Клювы, ноги, перья», «Чьи следы», экологические перфокарты, «Узнай и назови», «Зоологическое лото», учились составлять пазлы, использовали игры с трафаретами животных (Приложение). При организации подвижных игр «Зайка серенький сидит», «Волк и зайцы», «У медведя во бору» и др. детям предоставляли возможность  изображать животных (походки, снятие психо-эмоционального напряжения «грустный зайчик», «хитрая лисичка»).  

Организация взаимодействия с родителями воспитанников. Работая с детьми по теме «Экологическое воспитание», мы учили каждого ребёнка любить и беречь окружающий мир и считали, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи. Родители оказывали посильную помощь в составлении альбомов о диких животных (поиск иллюстраций,       сведений о животных), участвовали в конкурсе семейного рисунка «Мы их знаем» со стихами и рассказами об этих животных. Для некоторых родителей была проведена консультация «Использование художественной литературы в семье», « Книга в экологическом воспитании детей» и др.

 Постоянно искали новые пути сотрудничества с родителями, объясняя, что у нас с ними одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.

           Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребёнка. Планомерная работа по экологическому воспитанию проводилась, как в дошкольных учреждениях, так и в семье. Проводили консультации, призывали родителей чаще выезжать за город, общаться с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной, каждодневно приобщая детей к красоте природы, чтобы в каждом человеке зародилось чувство общности с ней.

          Организуя педагогическое просвещение родителей, объясняли, они могут вместе с детьми читать книги, смотреть телепередачи о природе. Таким образом, взрослые смогут всесторонне развить ребёнка: расширять кругозор, приоткрывая одно за другим явления природы, показывая их  необычайность, взаимосвязь; обращать его внимание на красоту природы: разнообразие формы и окраски растений, ловкость и грациозность животных и т. д. Вовлекая ребёнка в совместную деятельность по выращиванию тех или иных растений, давая посильные поручения по уходу за кошкой, собакой, птицей, взрослый развивает в нём  чуткость, умение понимать другую жизнь, её самоценность, побуждает ребёнка к сочувствию, сопереживанию, воспитывает готовность помогать делом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.

Задачи:Образовательная область «Познание»-Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей)-Закрепить характерные признаки осени – холодает, опадают листья, солнце ме...

«Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Отечества».

Всем известно, что именно дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре....

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ.

Материал раскрывает содержание работы по ознакомлению дошкольников с миром животных нашей планеты....

Ознакомление дошкольников с животным миром Кольского Заполярья

Конспекты занятий по Ознакомлению дошкольников с животным миром Кольского Заполярья...

Применение игровой технологии при ознакомлении дошкольников с животным миром (из опыта работы).

Статья раскрывает опыт работы по применению игровых технологий при ознакомлении с животным миром с детьми дошкольного возраста....