Главные вкладки

    Ознакомление дошкольников с животным миром Кольского Заполярья
    план-конспект занятия по окружающему миру

    Бурова Анна Евгеньевна

    Конспекты занятий по Ознакомлению дошкольников с животным миром Кольского Заполярья 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект ООД с элементами
    опытно-экспериментальной деятельности 
    в подготовительной группе «Животные Крайнего Севера»

    Цель – уточнять, расширять и обобщать знания детей о животных севера

    Задачи:
    - формировать элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии животных со средой обитания;

    - развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы;

    - воспитывать любовь к своему родному краю, бережное отношение к природе и заботливое отношение к животным.

    Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, экспериментальная, игровая.
    Предварительная работа:
    Чтение энциклопедии «От полюса до экватора», «Мы познаем мир». Беседа на тему «Дикие животные севера», художественное творчество рисование «Дикие животные севера», просмотр советского мультфильма «Умка», ТРИЗ игра «Теремок».

    Материал: мольберт, иллюстрации животных Кольского Севера, пластилин, карандаши, фломастеры, блюдца.

    Ход НОД

    В: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в далекое путешествие на Крайний

    Север.  Кто  помнит,  какие животные там  живут? (Северный  олень, белый  медведь,

    тюлень, морж и т.д.).

    Вводная часть

    В.: Ребята, сегодня мы отравляемся в путешествие на Крайний Север. Кто помнит, какие животный там водятся? (Ответы детей)

    Уважаемые пассажиры, пристегните ремни, мы взлетаем.

    Основная часть

    В.: мы летим низко над тундрой и видим красивого зверя (выставляется картинка с изображением северного оленя). Ребята, что вы знаете об оленях? (Ответы детей).

    В: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в далекое путешествие на Крайний

    Север.  Кто  помнит,  какие животные там  живут? (Северный  олень, белый  медведь,

    тюлень, морж и т.д.).

    В: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в далекое путешествие на Крайний

    Север.  Кто  помнит,  какие животные там  живут? (Северный  олень, белый  медведь,

    тюлень, морж и т.д.).

    В.: Северные олени питаются ягелем и мхами. Во время непогоды прячутся в глубоком снегу. У северного оленя широкие копыта. Как вы думаете, почему? (Ответы) Чтобы выяснить это, давайте проведем опыт.

    Из пластилина дети делают по две лепешки толщиной 1 – 1, 5 см. К одному из блюдец с помощью пластилина крепятся 4 фломастера, к другому – 4 карандаша. Каждый из полученных «столов» дети ставят на лепешку – «снег». Сверху на столы кладутся одинаковые грузы. После этого «столы» убираются и рассматриваются следы, оставленные опорами.

    В.: что вы заметили? Теперь попробуйте объяснит, зачем северному оленю широкие копыта? (Там, где опора меньше, получается более глубокий след). Вывод: широкие копыта оленю, чтобы не проваливаться в снег. А люди, живущие в тундре, коренные жители Севера, сразу обратили внимание на оленьи копыта, и стали передвигаться по нетронутому глубокому снегу на широких коротких лыжах, чтобы тоже не проваливаться в снег, как и олень.
    Ребята, скажите мне, пожалуйста, а для чего еще коренные жители севера приручили к себе оленя? (олени перевозят детей, из оленей они шьют себе одежду и обувь, покрывают чумы, оленье мясо и молоко употребляют в пищу).
    В.: Ребята, сейчас мы подлетаем к Арктике. Что же это за зверь? (выставляется картинка с изображением белого медведя). Кто знает, почему белого медведя так называют? Что умеет делать белый медведь (плавать, нырять) Как вы думаете, почему он белый? Белый цвет помогает медведю незаметно подкрадываться к жертве и спрятаться от человека. На подошвах его лап есть ворс, чтобы он не скользил по льду. Белые медведи очень чистоплотные. Они смывают с себя остатки еды и грязи.

    Предлагаю вам немного отдохнуть

    Физминутка «Животные севера»

    По ледяной пустыне (Медленно идут по кругу, имитируя движения)

    Медведица идет,

    За нею медвежата

     Торопятся вперед.

    Трещит мороз жестокий, (Руками обнимают себя).

     Повсюду снег и лед. (Повороты из стороны в сторону).

    По полынье холодной

    За нерпой морж плывет. (Плавательные движения руками).

    Бегут, спешат олени (Бег на месте с подниманием колен).

    Им виден путь едва

    Над ними тихонько кружит (Поворот вокруг себя с поднятыми руками).

     Полярная сова.

    Игра: «Кому это принадлежит?» (на доске картинки с изображением северных животных)

     В: Ребята, кто – то увлекся фотографированием северных животных. Он сделал много снимков и посмотрите, что же у него получилось. Ничего не понять. Давайте поможем ему разобраться в фотографиях, найдем какому животному, какая часть тела принадлежит. (дети прикрепляют на доску, под животным часть его тела)

    В.: а мы продолжаем наше путешествие. Кто мне скажет, что это за животные (выставляется картинка с изображением моржа и тюленя). Кто мне хочет рассказать о них? Будем говорит по одному предложению, сравнивая их.

    ТРИЗ игра «Теремок».

    В.: стоит на льдине теремок, он ни низок, ни высок. Ползет по льдине Морж, видит, стоит теремок, поселился в нем. Подплывает к льдине Тюлень, стучит. Тюлень: Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Это я – Морж. А ты кто? А я Тюлень, пусти меня к себе жить. Пущу, если ты скажешь, чем я на тебя похож. У меня как у тебя есть ласты. Стали они жить вдвоем и т.д. Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы увидели много животных, а сейчас вспомним, что интересного и нового вы узнали о животных Севера. (ответы детей)

    Игра: «Составь предложение по картинке» (составление предложений по картинкам с предлогами)

    В.: Ребята, а вы хотели бы сами пофотографировать животных. Давайте, представим, что у нас в руках фотоаппараты и сфотографируем. (выставляются картинки с изображение северных животных). Теперь давайте, посмотрим, какие снимки у вас получились и расскажем об этих животных.

    Заключительная часть

    В.: Наше путешествие подошло к концу. Вам оно понравилось? Занимаем места в самолете и возвращаемся в детский сад.



    Предварительный просмотр:

    Викторина «Мой северный край» (подготовительная группа)

    Цель: учить детей логически мыслить, высказывать свои мысли. Развивать сообразительность, быстроту, смекалку. Воспитывать нравственные качества детей на примере бережного отношения к природе нашего края.

    Оборудование: карта Мурманской области, разрезные картинки с изображением куваксы, карточки с изображением животного и растительного мира Кольского полуострова, маски для подвижной игры, канат.

    Ход игры:

    (Дети делятся на две команды, придумывается название команды, ее девиз)

    Ведущий: Ребята, как называется полуостров, на котором мы живем? (Кольский)

    1-й ребенок:

    Вы на карту посмотрите

    Кольский край на ней найдите,

    Потому что здесь наш дом;

    Мы на Севере живем… (И. Истомин)

    2-й ребенок: пойдём со мной в наш тихий лес,

    Там есть черника и морошка,

    Там всевозможнейших чудес

    Сто тысяч — и еще немножко! (Р. Ругин)

    Ведущий: итак, мы начинаем. Первый тур — разминка (командам задаются вопросы)

    — Как называется наша малая Родина?

    — Как называется наш город?

    — Назовите коренное население нашей области

    — Назовите основные занятия народов Севера?

    — Переносные дома саамов?

    — Кто из животных Севера кормит, обувает, одевает и перевозит жителей Севера?

    Второй тур — Конкурс капитанов.

     (Капитанам предлагается собрать из разрезных частей куваксу)

    Третий тур — «Назовите правила поведения в природе»

    (Дети поочередно называют правила)

    Четвертый тур — «Знакомые незнакомцы»

    1-я команда: Детям предлагаются карточки с изображением разных животных и птиц, нужно выбрать тех животных, которые встречаются в тундре.

    2-я команда: Детям предлагаются карточки с изображением различных растений, деревьев, нужно выбрать те, которые растут на Кольском полуострове.

    Игра «Волк и олени»

    Пятый тур — Загадки.

    — Кто разыщет путь по ветру, если в тундре бездорожье? (Олень)

    — С неба летит — пляшет, все, что есть в тундре, — прячет.

    А в чум попадет — плачет. (Снег)

    —  По речной глади деревянная уточка скользит,

    Крыльями о воду бьет, а взлететь не может. (Лодка)

    — Летом — серая, зимой — белая. (Куропатка)

    Шестой тур — Исследовательский.

    (Детям предлагается самим установить и назвать причины природных явлений на Кольском полуострове.)

    Вопрос 1-й команде: если смотреть сверху на тундру из самолета, то увидишь, что вся тундра испещрена озерами. А ведь в тундре выпадает мало осадков. Почему в тундре так много озер? (Холодно и осадки не испаряются, вечная мерзлота, природные углубления)

    Вопрос 2-й команде: для человека главное животное тундры — олень. Стада оленей кочуют по тундре круглый год. Какие имеются приспособления у этого животного, позволяющие ему жить в суровых условиях тундры? (Способность поедать ягель, теплый мех, широкие копыта)

    Игра: «Перетягивание каната»

    Ведущий: итак, наша викторина подошла к концу. Сегодня мы узнали, как многообразна природа нашего края. Взаимоотношениями между живыми организмами с окружающей средой и с человеком занимается наука экология. А когда эти связи грубо нарушаются, то это ведет к нарушению экологии, к экологическим проблемам. Я надеюсь, что вы ребята, не допустите, чтобы наша земля утратила своей красоты, прелести, самобытности. Ведь она такая хрупкая, нежная и очень ранимая.

    А теперь мы подведем итоги викторины.

    Где бы ни жил ты на этом свете, —

    Но другой планеты не найти.

    Защити леса и реки эти,

    И себя, и землю защити! (Р. Ругин)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ.

    Материал раскрывает содержание работы по ознакомлению дошкольников с миром животных нашей планеты....